14 июня 2022
Кейсы

Увеличили рентабельность
собственного капитала
с 24 до 48%

В этой истории мы помогли компании по перепродаже колбасной упаковки поднять рентабельность собственного капитала с 2 до 4% в месяц. Кажется, ерунда, но вот вам одна деталь: у компании оборот 1,5 млрд рублей в год. Поэтому +2% к месячной рентабельности дали +5 млн рублей к чистой прибыли.

Организовывать такой бешеный оборот, переживать за кредиты и зарплаты ради 24% в год — такое себе удовольствие. Мы в «Нескучных финансах» считаем, что есть смысл крутиться, если рентабельность собственного капитала по году больше 30%. Если меньше, проще продать компанию, деньги положить под процент, забыть всю эту прорву работы — и просто валяться на пляже, куда нас еще пускают.

Чтобы собственник мог не закрывать любимый бизнес, нам нужно было поднять рентабельность собственного капитала хотя бы на 1% в месяц и дойти до 36% по году. Мы подняли на 2%. Рассказываем, что для этого сделали.

Компанию в этой истории мы будем называть «Упакон». Это выдуманное название, мы используем его, чтобы не раскрывать конфиденциальные данные клиента. История реальная. 

Из чего состоит рентабельность собственного капитала 

Рентабельность собственного капитала — важнейший показатель для собственника. По проценту рентабельности определяют, есть ли смысл заниматься бизнесом или нет, а еще считают, насколько бизнес прибыльный и эффективный. 

Разобраться в рентабельности собственного капитала легче, если представить бизнес как коробку по производству денег. В начале года собственник кладет в нее деньги, а в конце достает на сколько-то процентов больше:

Для компании с оборотом 1,5 млрд рублей рентабельность в 24% — маленькая. Но бросать свое дело собственник не хотел, и мы решили ее поднимать. Если совсем коротко, то для этого мы увеличили чистую прибыль и сократили расходы. Теперь давайте подробнее. 

Шаг 1. Заполнили склад сырьем на 100 млн рублей 

Самый простой способ зарабатывать больше для «Упакона» — держать на складе как можно больше сырья, чтобы брать все подряд заказы. Для этого нужно заполнить склад на 100 млн рублей, а для этого взять кредит. 

Тут небольшая оговорка. Обычно, чтобы поднять рентабельность собственного капитала, склад наоборот освобождают от неликвида. Но рынок колбасной упаковки специфичный — сейчас все объясню.

Конечный продукт на рынке не сама упаковка, а готовая к продаже колбаса. Мясоперерабатывающие заводы хотят покупать упаковку как можно дешевле, поэтому «в дамках» всегда тот поставщик, который предлагает наименьшую цену. А поскольку все сырье импортное, выигрывает тот, кто закупился по самому выгодному курсу. 

Предположим, что «Упакон» выгадал удачный курс и заказал сырье по 13 рублей, чтобы потом продать за 20. Теперь нужно дождаться очереди на контейнеры, потому что все сырье везут из-за границы морем. А потом еще пройти долгий таможенный контроль.

Получается такой путь: 

узнать приемлемую цену, по которой упаковку купят мясоперерабатывающие заводы;

выбрать подходящий момент для оформления заказа;

дождаться свободных контейнеров;

пройти таможенный контроль;

получить упаковку. 

В итоге на рынке часто складывалась ситуация, когда на заводе колбаса уже готова, а упаковывать ее не во что. Тут в выигрыше оказывается поставщик, который успел закупить упаковку раньше других. Он сразу может сделать наценку больше и получить с заказа больше прибыли. 

Собственник «Упакона» это прекрасно понимал и хотел забить склад до отказа, но боялся, что не потянет выплаты по кредиту. Мы решили посчитать, может ли компания позволить себе кредит на 100 млн рублей. Оказалось, что может. И даже должна его взять, потому что прибыль с продаж будет больше процентов.

Даже отдавая банку по 1,5 млн рублей в месяц, «Упакон» мог работать спокойно 

Мы взяли кредит на 100 млн рублей и заполнили склад сырьем. Теперь, когда приходит заказ, мы всегда выполняем его первыми. Благодаря этому выручка выросла: 

В августе выручка составила 85,5 млн рублей, а уже в декабре — 108,8 млн 

Когда хотят поднять рентабельность собственного капитала, обычно стараются не морозить деньги в запасах. Но мы сделали совершенно иначе из-за специфики рынка, и это дало нам конкурентное преимущество.

Шаг 2. Закрыли неприбыльный филиал

«Упакон» содержит семь филиалов в разных регионах страны. Когда мы искали, как еще сократить расходы, то решили проверить и их. 

Оказалось, некоторые филиалы не дают такого оборота, чтобы получать нормальную прибыль. Например, маржа с филиала 780 000 рублей, а расходы на содержание персонала, логистику и склад — 640 000 рублей. Получается, нет смысла работать ради 140 000 рублей прибыли. 

Мы посчитали рентабельность каждого филиала и сразу закрыли один, а его клиентуру распределили по соседним регионам. Расходы на доставку выросли, но на фоне сокращения остальных затрат это все равно было выгоднее, чем содержать филиал. 

Остальным филиалам мы поставили планку по обороту — 4,5 млн рублей в месяц. До конца следующего квартала мы решим, закрывать их или оставить работать.

Филиал в Перми закрыли сразу, филиалы в Чите и Челябинске сейчас под вопросом 

Шаг 3. Взяли расходы под контроль 

У компании были отчеты, но показывали неточные данные. Часть поступлений и выбытий считали кассовым методом, часть — начисленным. Еще я нашла проблемы с расчетом НДС, из-за которых завышалась прибыль. В итоге собственник нервничал каждый раз, когда выводил дивиденды. Вдруг в компании нет столько денег, а он выводит? 

Мы внедрили планирование и организовали контроль за доходами и расходами, назначили ответственных за каждую статью. Например, мы определили, что на содержание склада должно уходить не больше 100 000 рублей в месяц, и следит за этим теперь снабженец Иван Иванович.

Нам удалось сократить много разных расходов: на транспорт, на обслуживание имущества, на командировки. Сейчас в бухгалтерской отчетности «Упакона» еще бывают неточности, поэтому мы не можем точно посчитать, сколько удалось сэкономить. 

Общая картина нас радует: при росте выручки на 20 млн рублей, на общепроизводственные расходы уходит не больше 4% выручки. 

Подняли рентабельность собственного капитала до 4% в месяц

Мы увеличили рентабельность по чистой прибыли с 6 до 9% и начали получать 11 млн рублей чистой прибыли каждый месяц. Еще мы сократили расходы — закрыли один филиал компании и подбили все мелкие расходы, которые раньше не контролировали.

В итоге рентабельность собственного капитала выросла вдвое — с 2 до 4%. Может показаться, что это ерунда, но при обороте в  1,5 млрд рублей это серьезное изменение. 

Если пересчитывать на год, то раньше рентабельность была 24%, а теперь — 48%. Это значит, что «коробка» бизнеса теперь работает в два раза эффективнее, а у собственника есть резон выплачивать кредиты, займы и зарплаты. И вообще заниматься бизнесом. 

Коротко: что сделалиРезультат
Взяли кредит и затарили склад+20 млн рублей выручки 
Закрыли один филиал +640 000 рублей в месяц
Взяли расходы под контрольНе тратим на общепроизводственные расходы больше 4% от выручки 
Подняли рентабельность по чистой прибыли с 6 до 9%+5 млн рублей чистой прибыли 
Подняли рентабельность собственного капитала с 2 до 4%Можно не закрывать бизнес ?

Как начать работать с нашим финдиректором 

Историй, похожих на историю «Упакона», очень много. Собственники стараются, вкладываются в любимое дело, а отдачи — ноль. Итог: выгоревшие владельцы бизнеса и десятки закрытых компаний. Но можно ведь по-другому.  

Вот, например, кейс, в котором собственник хотел продать прибыльную типографию, но финдир его отговорил. А вот еще один — про то, как собственник стоматологии чуть не закрыл лабораторию, которая экономила компании деньги и могла приносить прибыль. 

Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от транспортных компаний до брендов одежды и айти-проектов. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов. 

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.

#диверсификация бизнеса
Опубликовано: 14.06.22 Просмотров: 369
Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс