Как финансист открыла консалтинговый бизнес

Победила в себе наемного работника и поняла:
нельзя всегда идти на поводу у клиента

Победила в себе наемного
работника и поняла: нельзя всегда идти на поводу у клиента

22 МАРТА 2019

Елена Ивина — начинающий предприниматель из Москвы. С осени прошлого года она работает на удаленке и консультирует предпринимателей: рассчитывает ключевые показатели эффективности работников, систему оплаты труда, помогает сформировать организованную систему бизнеса.

И все бы хорошо, но Елена всю жизнь проработала в найме. Спойлер: оказалось, стать консультантом из наемного работника непросто. Особенно когда речь идет про общение с заказчиками. Выяснилось, что когда начинаешь свой бизнес, нельзя постоянно идти на поводу у своего клиента и скромно позволять ему занимать ведущую позицию.

Елена решила пройти курс Академии «Нескучных финансов» для финконсультантов и разобралась, как строить финмодель и зачем нужен оборотный расчет, почему принцип «Клиент всегда прав» не работает, каким образом грамотно строить отношения с клиентами и правильно позиционировать себя.

Передаем слово самой Елене.

 
Анна Попова
наемный работник

Почему общение с клиентами —
самое сложное в работе

Почему общение
с клиентами — 
самое сложное в работе

Бизнес я начала в октябре прошлого года: пока работаю одна, на удаленке. Из найма я ушла в апреле — работала в большой иностранной строительной фирме. Мы строили нефтегазовые объекты. Я занимала позицию замдиректора управления персоналом, так что на мне были все вопросы бюджетирования, организационное проектирование, а также финансы.

Когда я созрела до собственного бизнеса, стало ясно, что на мне остался отпечаток работы в найме. Сначала подаешь себя как эксперта, а потом, когда начинаешь работать с клиентом, автоматически становишься на позицию наемного работника. Хочешь дать по максимуму, выкладываешься, очень долго разбираешься с проектом. А на самом деле важно понимать, что ты эксперт и диктуешь свои правила.

Так что с самого начала моей основной проблемой было общение с заказчиками: раз за разом я наступала на одни и те же грабли.

Я решила: пора пойти учиться. Когда я выбирала курс, меня зацепила именно Академия — тем, что ориентирована не на предпринимателей, а на исполнителей, финансовых консультантов.

Там можно узнать изнутри всю кухню и научиться азам взаимодействия с клиентами. Это для меня было важно.

Сначала для слушателей Академии прошел вводный вебинар. Меня сразу зацепила подача материала: просто и доступно. Нам много рассказывали о ловушках в общении с заказчиками, и как эти ловушки обходить. Я до сих пор борюсь с собой и учусь подавать себя как эксперта.

Выстрадала подсчет оборотного капитала

Академия — это не только про коммуникацию с клиентами. Например, нас учили строить финмодели и рассчитывать оборотный капитал. Кстати, именно оборотный капитал оказался для меня самым сложным пунктом программы.

Я никогда «вручную» с этим не работала. Мне нужно было, чтобы специалист взял меня за руку и разобрался во всем вместе со мной.

В итоге я справилась, буквально выстрадала этот навык. Сейчас я всегда рассчитываю для клиентов оборотный капитал.

Почему это важно? Потому что предпринимателю необходимо понимать, как прийти к конечному расчету прибыли, который присутствует в финмодели, откуда брать оборотный период, как усреднить платежи, если их несколько. Ответы на эти вопросы дает расчет оборотного капитала. 

Не бойтесь идти в бизнес!

Скажу честно: сложно одной все совмещать. И продвижением заниматься, и вести учет, и выполнять всю работу по проектам. Но я бы посоветовала тем, кто только решается на свой бизнес, не бояться. 

Когда уходишь из найма, открываются новые горизонты. Это как с вождением: как только начинаешь водить машину, появляется совершенно другой взгляд на мир.

Другое дело, что бизнес надо развивать грамотно. Проходить курсы, учиться выстраивать общение с коллегами и клиентами. Я считаю, что обязательно стоит закончить Академию, чтобы понять, как строить диалог с заказчиком. Это очень важно.

Например, я сейчас стараюсь позиционировать себя как хозяина положения. При этом, я все равно выкладываюсь по максимуму и стараюсь всегда укладываться в срок.

Сейчас у меня много планов: в апреле ко мне должна прийти сотрудница, будем работать вместе. Правда, офис я открывать не планирую: это не рентабельно. Мой бизнес отлично работает на удаленке. Думаю о развитии соцсетей. Пока Инстаграм привел ко мне только одного клиента, все остальные — из числа знакомых и знакомых знакомых. Но это только начало.

Многие предприниматели совсем
не разбираются в финансах

Многие предприниматели совсем не разбираются
в финансах

Чем больше я работаю, тем больше убеждаюсь в том, что в России бизнес-грамотность не на высоте. Есть заказчики, которые сами не знают, чего они хотят от своего бизнеса. Они что-то услышали краем уха про финмодель, им понравилось, и они хотят теперь все четко выстроить. А это невозможно, потому что у них нет никакой структуры бизнеса, а подрядчики — родственники, друзья и знакомые.

Задаешь таким людям вопросы: «Какой у вас средний чек? Какая главная услуга? Какой конечный продукт?» А они отвечают: «Наш конечный продукт — это прибыль». В итоге приходится проводить с ними дополнительную работу, объяснять, почему прибыль не может быть конечным продуктом.

Иногда приходится буквально усаживать партнеров по бизнесу за стол переговоров и заставлять их решить между собой, как каждый из них видит развитие компании, и чего они хотят друг от друга.

Это так грустно! Хочется всем помочь, потому что ребята, которых я встречаю, смелые и талантливые. Если они затеяли этот бизнес без малейшего представления о том, как это работает, и он каким-то образом выжил, то у них явно есть потенциал. Наша задача как финансистов — помочь его реализовать.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться
 

— делитесь с друзьями

— делитесь

© 2019 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2019 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81

{{amount}}
Товар добавлен в корзину