Хочу написать книгу. С чего начать?

Хочу написать книгу. С чего начать?

ЗАНЕДЕЛЬНИК—78 выпуск. 6 октября 2018

ЗАНЕДЕЛЬНИК—78 выпуск. 6 октября 2018

Всем привет! В эфире Руслан. Сегодня расскажу, как выпустить книгу от имени первого лица компании.
Собственнику бизнеса есть, что поведать миру. И если возникает потребность сделать это через книгу — почему нет? За этой потребностью стоят как личные амбиции руководителя, так и потребности бизнеса.

Я написал четыре книги. Одну в соавторстве, одну полностью сам, а вот две — как раз от имени первого лица компании. Поэтому об организационной стороне этого дела расскажу. Об эффективности для бизнеса — сложнее. Моя задача была — написать. Остальным парилась уже служба маркетинга заказчика. Но целью выпуска обеих книг было повысить узнаваемость бренда и привлечь внимание целевой аудитории к своим продуктам. И раз вторую книгу потом заказали, значит, первая, наверное, вышла не зря.
 
Руслан Царев
Руслан Царев
написал четыре книги
написал четыре книги

Наймите литредактора

Времени писать самому у руководителя обычно нет. Да и складывать буквы в слова на мониторе в кайф не всем. Бизнесмену, как правило, не в кайф. Хотя и не без исключений. Бывает так, что в кайф, но времени все равно нет.

Ничего страшного — наймите литредактора. Это не плагиат и не эксплуатация литературного раба. Вы — эксперт, а редактор — хороший редактор, но в вашем деле ноль. Для целевой аудитории книги ценна именно ваша экспертность. Ваше — идеи, тезисы, факты. А литредактор все это литературно обрабатывает и превращает во вкусный текст. Это и есть редакторская работа.

И вообще все так делают. Писали ли собственные мемуары сами Рокфеллер, Форд и другие? Да какая разница! А книги интересны именно реальным бизнес-опытом тех, чьи имена стоят на обложке. И не беда, если в написании книги кому-то из них помогал профессионал.

Бывает и по-другому. Книжку про гуру инвестирования в бизнес Уоррена Баффета написал автор, который с ним ни разу не встречался, пока работал над рукописью. Уже потом они лично познакомились, потому что самому Баффету книжка понравилась. Поэтому Баффет в авторах не значится. Но сам автор вытащил имя Баффета на обложку — в название. Ведь покупают ее, потому что на обложке Баффет.

Решите вопрос с авторским правом

Это потенциально больной вопрос, который нужно снять в зародыше. Нарушение авторских прав чревато ответственностью вплоть до уголовной. Но пугаться не надо — достаточно правильно оформить отношения.

Я со своим заказчиком заключал договор возмездного оказания редакторских услуг. В нем был особый раздел о переходе всех прав на произведение. Это, в частности, право на распространение, публичную демонстрацию, переработку, перевод, публикацию, передачи всех прав на произведение скопом или по частям третьим лицам и еще много всякого. В Гражданском кодексе есть целая часть по авторскому праву, а там — изрядный список всех прав, которые автоматически возникают у автора по факту создания произведения. 

Решите, чье имя ставить на обложку

Самое противное для заказчика среди авторских прав — это право на упоминание. Его еще называют правом на имя. Смысл такой — вы можете купить все права, но это право не продается. Использовать книгу можете как угодно, но автора при каждом ее издании обязаны упомянуть.

Я в свое время предложил заказчику компромиссный вариант. На обложке моему имени делать нечего. А вот в выходных данных каждой книги есть список редакторов, которые работали над рукописью. Вот туда я себя и добавил. Это устроило и меня, и заказчика, и издательство, в компанию со штатными редакторами которого я записался.

Так выглядят выходные данные книги. Места хватит для всех, кто над ней работал, в том числе и вашего помощника-литредактора

Ценность для читателя представляли экспертность и бизнес-опыт заказчика. Что я, ни разу на тот момент не предприниматель, могу полезного сказать собственникам бизнеса? А книга была адресована именно им. Вот и делать мне на обложке было нечего. Я получил интересный проект, который был на должном уровне оплачен. Понадобится тому заказчику моя помощь снова — со всей душой.

А вот когда я писал в соавторстве книгу «Как выжить на зоне: советы юриста и бывалого арестанта», главным экспертом был мой соавтор. У того в багаже было четыре судимости и опыт выживания в тех местах суммарно четырнадцать с половиной лет. Я же на зоне побывал, к счастью, только как «турист» — случалось делать репортажи и оттуда. А моя экспертность в том и состояла, что, как журналист, я занимался в том числе и криминальной тематикой.

Ценность для читателя представляли экспертность и бизнес-опыт заказчика. Что я, ни разу на тот момент не предприниматель, могу полезного сказать собственникам бизнеса? А книга была адресована именно им. Вот и делать мне на обложке было нечего. Я получил интересный проект, который был на должном уровне оплачен. Понадобится тому заказчику моя помощь снова — со всей душой.

А вот когда я писал в соавторстве книгу «Как выжить на зоне: советы юриста и бывалого арестанта», главным экспертом был мой соавтор. У того в багаже было четыре судимости и опыт выживания в тех местах суммарно четырнадцать с половиной лет. Я же на зоне побывал, к счастью, только как «турист» — случалось делать репортажи и оттуда. А моя экспертность в том и состояла, что, как журналист, я занимался в том числе и криминальной тематикой.

Фрагмент обложки моей и соавтора книги про зону. Экспертность соавтора — 14,5 лет тюремного стажа

А вот второй книгой стал путеводитель по Санкт-Петербургу. И тут к моей экспертности вопросов не было — опыт бывалого путешественника и журналиста, выступавшего и по тревел-тематике, говорили сами за себя.

А вот второй книгой стал путеводитель по Санкт-Петербургу. И тут к моей экспертности вопросов не было — опыт бывалого путешественника и журналиста, выступавшего и по тревел-тематике, говорили сами за себя.

Обложка моего путеводителя по Санкт-Петербургу. На обложке я в гордом одиночестве.
Тут и авторство полностью мое, и по экспертности вопросов нет

Но если на обложке будут стоять два имени — точно никто не придерется.

Технология работы в соавторстве бывает разная. Когда я работал над книгой про зону, своего сидявого соавтора и в онлайне не видел. Штатный редактор издательства поделила книгу на две части: мне про закон, ему — про «понятия». Вот каждый над своей и работал, а она читала и комментировала обе рукописи. Как было у Ильфа с Петровым, братьев Стругацких или Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой, написавших книгу «Пиши, сокращай» об инфостиле — не в теме. Но вот какая штука — Ильяхов и Сарычева оба достаточно экспертны в теме своей книги — инфостиле. А вот когда эксперт один, а роль второго — помочь ему облечь мысли в удобоваримую форму, это уже другое.

Книга Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» — два соавтора = два имени на обложке

Ну а если «Нескучные» что-то захотят издать по нашему профилю, на обложку логично ставить имя Саши Афанасьева. Он у нас в финансах больше всех шарит и имеет реальный опыт в бизнесе. А мы с главредом Илюхой больше по литературной части. Поэтому лично я на большее, чем упоминание, в выходных данных не претендую.

А теперь на десерт — вариант, который для тандема «бизнесмен + литредактор» считаю оптимальным и по закону, и по справедливости:

Книга Олега Тинькова — на обложке только его имя

А теперь — выходные данные

Имя и роль литредактора в подготовке рукописи отражены более чем достойно.

Смеяться будете, но занедельник уже написал и забыл про него. Решил книжку почитать перед сном. Открываю — а там то, что надо!

Выделите время

Когда вы поручаете работу редактору, это не избавляет от участия в проекте. С редактором надо встречаться — не лично, так в скайпе. Наговаривать ему свои мысли, идеи, тезисы будущей книги, обсуждать структуру, стиль, различные ходы.

Хорошо, если у вас есть достаточно материала, откуда редактор сможет взять факты без вашего участия. Какие-то примеры он подберет сам. Но даже при таком раскладе не будет лишним проверить, что он отовсюду надергал и как оформил. Есть, кому поручить эту работу — прекрасно. Но не всегда возможно. Ну а мой заказчик, генеральный директор крупного холдинга, предпочитал и сам глянуть очередную главу. И высказывал дельные замечания.

Встречи с заказчиком у нас проходили в среднем раз-два в неделю. Иногда и чаще. Работали над одной рукописью два месяца. Над второй — четыре. И при всей занятости заказчика на моей памяти сорвались только две встречи.

Что еще надо знать про книги

У каждой книги есть ISBN. ISBN — это уникальный штрих-код, который формально делает книгу книгой и позволяет распространять ее в торговых сетях. Пригодится, даже если вы собираетесь распространять книгу только своими силами и в электронном виде. Без него книга не книга, а рукопись, даже если распечатать ее типографским способом. Да и электронной книге он не повредит. ISBN можно получить и самостоятельно или с помощью компаний, которые специализируются на таких услугах. Но тут я, признаться, не в теме. Пока не требовалось — по всем моим книгам это делали издательства. Ничего, если надумаем сами что-нибудь издать, обязательно все разузнаем и расскажем.

Так выглядит ISBN — самая верхняя надпись слева

А теперь, если вам достаточно электронной версии книги, и распространять ее вы планируете сами, можете дальше не читать. А вот кому нужна печатная версия — пригодится.

За счет издательства выпускать
или за свой

За счет издательства выпускать или за свой

Возможны оба варианта. Издательству милее второй, поскольку так оно больше на вас заработает. Есть и такие, что выпускают книги только за счет авторов. Другие — ищут авторов, которым заказывают книги на основе собственного контент-плана на год. Именно от такого я получил заказы на обе книги, где моя подпись была на обложке.

Для издательства предпочтительнее, чтобы новый автор издавался за свой счет. Так ему меньше рисков. А в счет за услуги оно включит и собственную прибыль. А что поделать? Книгоиздание — это тоже бизнес.

Но это не значит, что шансов выпустить книгу за счет издательства нет. Зависит это от многих факторов: качества рукописи и ее полезности читателю с позиций редакторов издательства, ваших экспертности и известности. А порой — от связей в издательской среде, везения и с какой ноги встал редактор издательства в день, когда ему выпало читать вашу рукопись.

Главное — до момента, когда вы полноценно начнете работать над рукописью, желательно иметь четкие договоренности с издателем — где, когда и на каких условиях должна выйти ваша книга. Заодно оцените свои финансовые возможности и прикинете, а надо ли вам это.

Для своего заказчика я готовил книгу ко второму изданию. Первое вышло накануне в издательстве «Питер». Кто финансировал ее издание, признаться, не спрашивал. Знаю лишь — распространялась она по каналам издательства, а часть тиража для своих нужд взял или выкупил (опять же, в подробности не вдавался) заказчик. Когда версия второго издания рукописи была готова к печати, в издательстве ответили: «А куда вы спешите? Мы еще первое не распродали». Второе издание вышло примерно через год.

Тираж и объем

Эти два фактора влияют на стоимость проекта. Если вам несказанно повезло, и книга выходит за счет издательства, по тиражу оно решит само. У начинающих авторов обычно хорошим тиражом считается 3 тысячи экземпляров. Если за ваш счет — как скажете. Главное, что надо знать о тираже — чем больше он, тем меньше себестоимость печати одной книги. Но затраты на печать тиража 10 тысяч все равно будут больше, чем 1 тысячи. Но не в десять раз, а, скажем, в три.

По объему вас жестко ограничат, если книга выходит за счет издательства. За свой — любой каприз за ваши деньги. Главное, что надо знать — чем толще книга, тем себестоимость печати выше.

Что еще полезно знать об объеме — он измеряется в авторских листах. 1 авторский лист = 40 000 знаков текста с пробелами, 700 строк стихотворного текста или 3 000 см3 иллюстраций. Впишетесь в полное количество авторских листов — будет вам счастье, и не придется переплачивать за листы «Для заметок» и подобную лабуду в конце каждого экземпляра.

Вот что бывает с теми, кто не считает авторские листы

Еще на цену влияет качество бумаги, цветность печати, толщина обложки и тому подобные технические премудрости. Черно-белый вариант на газетной бумаге будет при прочих равных стоить всяко дешевле цветного на мелованной и с суперобложкой. Ну это вам подробнее расскажут в издательстве. Только не стесняйтесь расспрашивать про максимум возможных вариантов.

И последнее — тираж надо где-то хранить. В любом издательстве знают массу историй про графоманов, вынужденных отправить свои «шедевры» на вечное хранение в гараж. А даже всего 1 000 экземпляров самой тонкой книги — это немаленький вес и объем. Так что стоит сразу подумать о каналах распространения книги. Даже если у вас по содержанию получится бестселлер, непродуманное распространение — риск затоварить тиражом склад или захламить офис. Есть возможность распространять силами издательства — обсудите условия. Но учтите — вкладываться в вашу раскрутку издательство будет, только если увидит в тексте бестселлер всех времен и народов или вы — уже Олег Тиньков или Уоррен Баффет, которые в рекламе не нуждаются. Нет — готовьте на свой шедевр отдельный рекламный бюджет.

Выпустить книгу — полдела. А вот распространить....

На чем можно сэкономить

Чем меньше услуг вы закажете у издательства, тем меньше вы ему переплатите. Идеальный вариант — услуги издательства сводятся к собственно печати тиража под логотипом издательства с вашего оригинал-макета.

Даже если вы принесете в издательство готовый оригинал-макет, вряд ли вам удастся отвертеться от услуг по редактуре штатным редактором и вычитке корректором. Чем солиднее издательство, тем меньше шансов, что вашу книгу напечатают, не глядя. Ведь это — уже продукция издательства. А значит — его имидж. Вдруг там мат через слово и куча грамматических ошибок. Могут быть замечания и по дизайну. Так что от эротических картинок и изображений, в которых правоохранительные органы способны усмотреть признаки экстремизма, лучше воздержаться, даже если они в тему.

Все работы, которые можно сделать силами штатных сотрудников, дешевле поручить им, в крайнем случае — привлечь фрилансеров: редактора, иллюстратора, корректора, верстальщика.

У каждого специалиста свои расценки. Моя работа обходилась заказчику в 50-60 тысяч рублей за книгу. С художником и верстальщиком заказчик договаривался отдельно. Сколько им платил — не знаю. Помнится, как-то попросил меня порекомендовать иллюстратора подешевле. А все, кого я знал, запросили еще дороже, чем тот, кто рисовал картинки для нашей книги.

У издательства, для которого я писал на заказ, расценки в среднем 30 тысяч рублей за текст, плюс 15-20 тысяч — самостоятельно подобранные в фотобанках иллюстрации, которые оплачивались поштучно. За иллюстрации фотобанкам платили отдельно. Мне — за подбор. Тогда же активно искало авторов по биржам фриланса издательство, которое оценивало одну книгу в 15 тысяч рублей. И некоторые были и такой сумме рады. Впрочем, это было 6-7 лет назад. Сегодня 30 тысяч рублей — это три статьи в «Тинькофф-журнале». Да и не скажу про всех коллег, а мои личные цены с тех пор выросли.С авторов, желающих издаться за свой счет, мелкие и малоизвестные издательства в Москве просили в среднем от 30 000 рублей только за печать по самому скромному варианту. В регионах можно было найти дешевле.

А вот на репутации издательства экономить не стоит. Солидность и известность издателя — это плюс к вашей экспертности. Например, к деловой литературе, изданной в «Питере», «Альпине» или «Манн, Иванов и Фербер», доверия больше, чем к аналогичной продукции типографии имени 100-летия лошади Буденного в условном Урюпинске. Солидное издательство может отпечатать тираж в той же типографии. Но это все равно будет уже под его брендом.

 

От 50 000

рублей за книгу обходились заказчику мои редакторские услуги шесть лет назад

 

15 000 — 30 000

рублей за книгу составляли в те же годы гонорары небольших издательств начинающим авторам

Свежие новости

Октябрьский сезон публикаций открывает история нашего давнего клиента Никиты Кочева. Никита — собственник крупной строительной компании и работает с нами с февраля. «Порядок в финансах» для него — пройденный этап. Наш консультант Сережа Ивченков рассказывает, как Никита в апреле только начинал планировать прибыль на месяц, а теперь знает свой финансовый результат до конца года, и какие инструменты ему в этом помогают. Почитать »

Мы планировали провести интенсив 24 и 25 октября. Но Андрей сказал, что там что-то с лунным календарем. Поэтому очень важно перенести интенсив на день раньше. Новые даты — 23 и 24 октября.

Узнать про интенсив и купить билет »

Кстати, об интенсиве. Посмотрели на днях статистику поисковых запросов по «Нескучным финансам» в Гугле за месяц — и вот что там обнаружили:

Октябрьский сезон публикаций открывает история нашего давнего клиента Никиты Кочева. Никита — собственник крупной строительной компании и работает с нами с февраля. «Порядок в финансах» для него — пройденный этап. Наш консультант Сережа Ивченков рассказывает, как Никита в апреле только начинал планировать прибыль на месяц, а теперь знает свой финансовый результат до конца года, и какие инструменты ему в этом помогают. Почитать »

Мы планировали провести интенсив 24 и 25 октября. Но Андрей сказал, что там что-то с лунным календарем. Поэтому очень важно перенести интенсив на день раньше. Новые даты — 23 и 24 октября.

Узнать про интенсив и купить билет »

Кстати, об интенсиве. Посмотрели на днях статистику поисковых запросов по «Нескучным финансам» в Гугле за месяц — и вот что там обнаружили:

32 человека пытались найти наш интесив на торрентах! Это ли не признание?

А теперь о самом приятном. В день, когда эти строки увидят свет, я буду праздновать юбилей. Я и так был самый большой в нашей нескучной команде. А теперь и вовсе так повзрослел, что паспорт менять пора. А еще через пару недель предстоит профессиональный юбилей — ровно 30 лет в журналистике.

На том не скучайте.

Ваш Руслан.

— делитесь с друзьями

— делитесь

Вот в контексте книг вспомнилась история. Вскоре после сдачи рукописи книги про зону ехал я поездом, в который сел глубокой ночью. Соседями по купе оказались молодые ребята. Один спал, двое беседовали.

Залез я на свою верхнюю полку. А верхний свет спать не дает. И вспомнилась тюремная история, на которую наткнулся, когда собирал материал для книги. Бывший сиделец рассказывал, как ему в СИЗО на верхнем ярусе спальных мест бил по глазам свет, который ночью не выключали. И предположил, что в строке известной блатной песни «Таганка, ты — ночи, полные огня» как раз про этот «вечный огонь».

Ну и дернул меня черт, когда просил ребят свет поменять, добавить: «А то едем, как на тюрьме». А когда они полюбопытствовали, причем тут тюрьма, вкратце пересказал эту байку и песню про Таганку процитировал.

Они свет поменяли, а говорить как-то тише стали говорить. Прям шепотом.
Ехали ребята до ближайшей крупной станции. Ближе к прибытию слышу сквозь сон — проснулся их товарищ и зашумел. А они как зашикают на него:

— Тихо, дурак! Там [видимо, показывая на мою полку] зек какой-то едет.

Вот в контексте книг вспомнилась история. Вскоре после сдачи рукописи книги про зону ехал я поездом, в который сел глубокой ночью. Соседями по купе оказались молодые ребята. Один спал, двое беседовали.

Залез я на свою верхнюю полку. А верхний свет спать не дает. И вспомнилась тюремная история, на которую наткнулся, когда собирал материал для книги. Бывший сиделец рассказывал, как ему в СИЗО на верхнем ярусе спальных мест бил по глазам свет, который ночью не выключали. И предположил, что в строке известной блатной песни «Таганка, ты — ночи, полные огня» как раз про этот «вечный огонь».

Ну и дернул меня черт, когда просил ребят свет поменять, добавить: «А то едем, как на тюрьме». А когда они полюбопытствовали, причем тут тюрьма, вкратце пересказал эту байку и песню про Таганку процитировал.

Они свет поменяли, а говорить как-то тише стали говорить. Прям шепотом.
Ехали ребята до ближайшей крупной станции. Ближе к прибытию слышу сквозь сон — проснулся их товарищ и зашумел. А они как зашикают на него:

— Тихо, дурак! Там [видимо, показывая на мою полку] зек какой-то едет.

Предыдущие выпуски

Предыдущие выпуски

Та самая, кто превращал Сашу и Сережу в консервный нож, луну и очаровательных женщин

Как мы научились делать дешевые клики на постоянной основе? Рассказываем в новом Занедельнике.

© 2019 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2019 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81