17 августа 2018

 

Как управленческий учет сделал Рокфеллера миллиардером

Наши сторис — это не только про клиентов Нескучных. Они про предпринимателей, которым управленческий учет помогает развивать бизнес. Просто так совпадало, что раньше это были наши клиенты.

А сегодня расскажем про ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ. Эта сторис — о Джоне Рокфеллере. Стать первым в мире долларовым миллиардером ему помог учет. Вот и разберемся, как так получилось.

Из микробизнеса в нефтяные монополисты

Из микробизнеса
в нефтяные монополисты

Молодой Джон стал сооснователем логистического микропредприятия, в которое вложил занятые у отца деньги.

Позже основным бизнесом Рокфеллера стала нефтяная компания Standard Oil. Когда он в возрасте 55 лет отошел от дел, компании принадлежало 70% разведанных на то время месторождений нефти в мире. Еще Рокфеллеру принадлежали железнодорожные и судоходные компании, сталелитейные заводы, банки и риэлторские фирмы.

 

Руслан Царев

Руслан Царев

узнал, как вел финучет Рокфеллер

узнал, как вел финучет
Рокфеллер

31-этажное офисное здание, которое целиком занимала штаб-квартира компании Рокфеллера Standard Oil. Здание в реконструированном виде сохранилось до наших дней.

Следил за движением денег с 7 лет

В 7 лет мальчик Джон заработал первые деньги на ферме у соседа, которому помогал собирать картошку и выращивать индеек. В своей книге «Как я нажил 500 млн долларов. Мемуары миллионера» бизнесмен рассказывает, что индеек выращивал на продажу: кормил отходами молочных продуктов, которые бесплатно брал у матери. После продажи птиц, если переводить на современный язык, выручка равнялась чистой прибыли, потому что расходы — ноль, а налогов он еще не платил. Как только юный Джон получил на руки первые деньги, он начал вести предтечу современного отчета о движении денежных средств (ДДС) — бухгалтерскую книгу, в которую записывал все доходы и расходы.

Рачительному отношению к деньгам он научился у родителей. Отец был комивояжером и много рассказывал детям о своей работе, деньгах и коммерции. Он неплохо зарабатывал, но много времени проводил в разъездах. А пока отца не было, многодетной неработающей матери приходилось экономить. Джон был вторым ребенком, а всего детей в семье было шестеро.

Практиковали родители и денежные поощрения детей. За день без сладостей полагалась премия наличными, платил отец и за работу по дому. А Джон, по свидетельству биографов, продавал сестрам с 10%-ной маржой конфеты, которые покупал в магазине.

Маржа — разница между ценой и конечной себестоимостью товара или услуги

Прообраз современного ДДС, который Рокфеллер вел с 7 лет и до самой смерти, записывая туда все личные поступления и траты

Прикипел к учету на первой работе

Родители хотели отправить Джона в университет. Но он предпочел коммерческий колледж в Кливленде (штат Огайо) и бухгалтерские курсы. Первый и последний, как оказалось, работодатель в 1855 году взял Рокфеллера учеником бухгалтера на стартовый оклад 17 долларов в месяц. Уже после первого месяца увеличил ему зарплату в полтора раза, а через год сделал управляющим с зарплатой 800 долларов в год. Впрочем, долго на этой позиции Джон не задержался. При первой возможности стал сооснователем малого бизнеса.

В мемуарах Рокфеллер пишет, что любил возиться с цифрами. Начальство это быстро приметило и стало поручать ему то, что сегодня называется посмертным учетом.

Посмертный учет — учет и анализ завершенных проектов и периодов. 

Другим это было в тягость, а Джон охотно брался за него и делал с явным удовольствием. Нравилось ему и выверять счета с множеством позиций.

Сам Рокфеллер вспоминает, как по работе зашел в офис к партнеру своего босса, когда тому принесли счет от поставщика на 100500 позиций. Партнер босса с кислой миной взглянул на счет и бросил бухгалтеру: «Оплати».

Джон промолчал, но про себя подумал — это неправильно. Надо было говорить бухгалтеру: «Проверь и скажи мне, оплачивать или нет». В Америке тех времен Рокфеллер с таким подходом был в меньшинстве. Но на том и выиграл.

 

$17 → $25 → $67

так выросла зарплата Рокфеллера за год

так выросла зарплата
Рокфеллера за год

Занял на бизнес у отца

Стать партнером по бизнесу Рокфеллеру предложил англичанин. У него было 2000 долларов. От потенциального партнера требовалось столько же. У Рокфеллера были накопления, но 1200 долларов не хватало. Их Джон занял у отца. Тот планировал подарить сыну эти деньги, когда тому исполнится 21 год — совершеннолетие по американским законам. Однако согласился раньше — но в долг под 10% годовых. Это была тогда в США стандартная ставка займа у частного лица. Банки кредитовали под меньший процент, но менее охотно. А Джон еще не стал тем Рокфеллером, которому банкиры по первому запросу выгребали всю наличность из сейфов.

 

800 долларов

— собственный капитал Рокфеллера в первом бизнесе.

Не хватало денег на текущие платежи

Не хватало денег
на текущие платежи

Рокфеллер стал младшим партнером в фирме, которая оказывала в основном транспортные услуги. Зоной его ответственности были финансы. Но дружба с цифрами на первых порах от кассовых разрывов не спасала.

Кассовый разрыв — это когда бизнес прибыльный, но денег на текущие платежи не хватает.

Одной из причин кассовых разрывов сам Рокфеллер называет бурный рост. В первый же год партнеры набрали заказов на 0,5 млн долларов. А роста переменных расходов не учли, и денег на выполнение этих заказов стало не хватать. Рокфеллер выкручивался за счет заемных средств и исправно гасил долги.

Переменные расходы — расходы на текущую деятельность бизнеса, которые изменяются в зависимости от выручки.

А вот когда Рокфеллер заблаговременно выявлял причину разрыва, ложился костьми, чтобы его не допустить. Контрагент, который предоставлял фирме львиную долю транспорта, захотел получать авансы в счет будущей выручки от перевозки товаров, на которые у партнеров еще не было даже накладных, не говоря о самом грузе. Старший компаньон боялся испортить отношения. Рокфеллер взялся убедить контрагента с цифрами в руках, но успеха не имел. Поставщик от его аргументов пришел в ярость. Впрочем, вскоре остыл и продолжил сотрудничество. А о ссоре не вспоминал. Тогда Рокфеллер понял — в бизнесе нельзя поступаться принципами ведения дел в угоду чему бы то ни было.

Не боялся негатива в отчетности

Ключевым принципом Рокфеллера в бизнесе было смотреть правде в глаза, сколь бы удручающая картина ни открывалась из отчетности. Его удивляло, когда американские бизнесмены, которых он характеризовал как умных и здравомыслящих, занимали противоположную позицию. Когда дела бизнеса шли неважно, они боялись заглядывать в отчетность. В тяжелые периоды туда надо смотреть особо пристально.

Ключевым принципом Рокфеллера в бизнесе было смотреть правде в глаза, сколь бы удручающая картина ни открывалась из отчетности. Его удивляло, когда американские бизнесмены, которых он характеризовал как умных и здравомыслящих, занимали противоположную позицию.
Когда дела бизнеса шли неважно, они боялись заглядывать в отчетность. В тяжелые периоды туда надо смотреть особо пристально.

Сам Рокфеллер, его партнеры и топы всегда знали, где сколько заработали, а где — потеряли. И управленческие решения принимали только на основе отчетности.

Вкладывал в бизнес миллионы долларов

Рокфеллер, опираясь на данные финучета, щедро инвестировал деньги в модернизацию производства, снижение себестоимости продукции и издержек, повышение техники безопасности.

Одно из нефтяных месторождений Рокфеллера. Рокфеллер пришел в нефтяной бизнес как мелкий торговец керосином. А сделал из своей компании Standard Oil монополиста, подмявшего 90% американской нефтянки и экспорт нефтепродуктов из США почти по всему миру .

В середине XIX века американская нефтянка сулила большие барыши. Но не было уверенности, что надолго. Считалось — скоро нефть закончится. Поэтому на строительстве нефтеперегонных заводов максимально экономили. Экономия оборачивалась частыми пожарами. Рокфеллер сопоставил убытки от пожаров с динамикой объемов производства, посчитал потери и перестал экономить на безопасности.

Поначалу бизнесмены возили нефть в деревянных бочках. Рокфеллер, у которого к тому времени была под контролем вся цепочка от добычи нефти до продажи продуктов ее переработки конечному потребителю, увидел: объемы растут → скоро на бочки леса не хватит.

Решил вкладываться в транспорт и сопутствующую инфраструктуру. Отправлял целые поезда цистерн по железной дороге. За свой счет оборудовал станции железнодорожных компаний устройствами для быстрой перекачки нефти. Строил собственные пристани и танкеры. Затем стал прокладывать нефтепроводы по всей стране. А за счет крупных объемов перевозок по железной дороге и вложений в инфраструктуру железнодорожных компаний выбил себе скидку от тарифа на перевозку. Доставка нефти по рельсам ему обходилась втрое дешевле, чем конкурентам.

В середине XIX века американская нефтянка сулила большие барыши. Но не было уверенности, что надолго. Считалось — скоро нефть закончится. Поэтому на строительстве нефтеперегонных заводов максимально экономили. Экономия оборачивалась частыми пожарами. Рокфеллер сопоставил убытки от пожаров с динамикой объемов производства, посчитал потери и перестал экономить на безопасности.

Поначалу бизнесмены возили нефть в деревянных бочках. Рокфеллер, у которого к тому времени была под контролем вся цепочка от добычи нефти до продажи продуктов ее переработки конечному потребителю, увидел: объемы растут → скоро на бочки леса не хватит.

Решил вкладываться в транспорт и сопутствующую инфраструктуру. Отправлял целые поезда цистерн по железной дороге. За свой счет оборудовал станции железнодорожных компаний устройствами для быстрой перекачки нефти. Строил собственные пристани и танкеры. Затем стал прокладывать нефтепроводы по всей стране. А за счет крупных объемов перевозок по железной дороге и вложений в инфраструктуру железнодорожных компаний выбил себе скидку от тарифа на перевозку. Доставка нефти по рельсам ему обходилась втрое дешевле, чем конкурентам.

 

В 3

раза дешевле, чем конкурентам, обходилась Рокфеллеру перевозка нефти по ж/д.

Поначалу Рокфеллер перевозил нефть так. А потом первым в США начал использовать для ее транспортировки железнодорожные цистерны и трубопроводы.

Многомиллионные вложения Рокфеллера не пугали. Не хватало своих денег — привлекал инвесторов в обмен на доли в бизнесе. Когда партнеры боялись рисковать деньгами, наоборот, был готов взять расходы целиком на себя. Прогорит — один в минусе. Выиграет — и барыши все ему. После такого предложения партнеры становились сговорчивей. Знали — Рокфеллер всё просчитал и зря рисковать не будет.

Не жадничал с дивидендами

Не жадничал
с дивидендами

В американском бизнесе тех лет преобладала стратегия распределения прибыли «всё себе». Собственники по максимуму вытаскивали деньги из прибыли. Рокфеллер часть прибыли направлял на развитие.

Впрочем, о себе и акционерах своего нефтяного гиганта не забывал. В виде дивидендов за год выплачивал 40% оборотного капитала, который составлял 100 млн долларов. Из них самому Рокфеллеру доставалось только 3 млн.

 

40 млн

долларов в год — дивиденды акционеров компании Рокфеллера.

Акция компании Рокфеллера Standard Oil. Рокфеллер не торговал акциями на бирже, но щедро одарял ими инвесторов и бывших конкурентов, у которых покупал бизнесы. И стабильно 4 раза в год выплачивал щедрые дивиденды всем акционерам. Практиковал он и выдачу акциями зарплаты работникам. Те охотно брали, зная — доход будет стабильно расти с каждым годом работы в компании.

К моменту смерти в 1937 году (три года не дожил до ста!), как говорили тогда в Америке о состояниях богачей, Рокфеллер «стоил» 1,4 млрд долларов. В нынешних ценах — 318 млрд «зелени». Для сравнения, сейчас самый богатый человек в мире — основатель «Амазона» Джефф Безос. Его состояние — 149,8 млрд.

Хотите подружиться с цифрами, как Рокфеллер?

Для начала приходите на наш ближайший интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Узнаете, как правильно считать прибыль, какие ключевые показатели вашего бизнеса кратно влияют на прибыль, сколько денег можно брать себе и много другого полезного.

— делитесь с друзьями

— делитесь

Предыдущие выпуски

Предыдущие выпуски

Анатолий Ебитдов — типичный клиент Нескучных. Раньше рулил финансами наугад и не знал, сколько зарабатывал его бизнес. Теперь управляет на основе цифр и видит, сколько денег принесет бизнесу каждое управленческое решение.

Надежда Ионова из Екатеринбурга в финансах больше 20 лет. На второй поток Академии финансовых консультантов пришла, потому что давно хочет работать на себя. Свою мечту пока не реализовала, но видит, что стала к ней ближе.

Виктор Гуляев пять лет проработал финансовым менеджером, прошел все три ступени Университета «Финолога». В нашу академию финансовых консультантов пришел прокачать знания об учете. Пока учился, захотел у нас работать. И уже почти стал частью команды, но прежний работодатель сделал вкусное предложение.

© 2019 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2019 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81