Принцип 2+5 кажется чем-то из мира шпионских боевиков и секретных кодов. Это действительно крутая штука — ничем не хуже примочек Джеймса Бонда — только служит она для того, чтобы оптимизировать и систематизировать анализ показателей в бизнесе. И попутно — увеличить чистую прибыль и справиться с кассовыми разрывами.
Мы разобрались, почему так важно делегировать анализ некоторых показателей подчиненных, как и зачем использовать загадочный принцип 2+5 в бизнесе. И, конечно же, с какими сложностями собственнику предстоит столкнуться на этом тернистом пути.
Спросите, зачем это все? Конечно же, для управления бизнесом на основе цифр. Для чего же еще.
Принцип 2+5: что за зверь такой?
Принцип 2+5 помогает анализировать ключевые показатели эффективности бизнеса. Почему принцип так называется? 2+5 означает, что два самых ключевых показателя контролирует собственник, а пять просто ключевых — ответственные сотрудники.
Ключевые показатели — это те, которые сильнее других влияют на чистую прибыль.
2 ключевых показателя собственника | 5 ключевых показателей сотрудников |
Средний чек | Административные расходы |
Конверсия в продажу | Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность | |
Конверсии в воронке продаж (кроме конверсии в продажу) | |
Наценка на товар |
Если в вашем бизнесе ключевые показатели другие, то контролируйте их. Суть здесь не в конкретных показателях, а в том, как вы их контролируете.
Благодаря принципу 2+5 вы можете сфокусироваться на анализе основных показателей и не распыляться на анализ бизнеса от А до Я. Это упрощает жизнь. Посмотрите на двух собственников: Александра и Михаила.
Александру тяжело | Михаилу легко |
Он анализирует все подряд и никому не делегирует контроль за показателями. Он следит, сколько трафика пришло на сайт, как отдел продаж работает со скриптом, сколько тратится на печенье в офис, сколько должны клиенты и миллиард других показателей. | Он анализирует только два ключевых показателя, делегировал анализ пяти других своим сотрудникам. Если какой-то показатель проседает, максимум, что делает Михаил — проводит встречу с ответственным, и они вместе решают, как исправить ситуацию. |
Надо ли говорить, что Саша крутится как белка в колесе, занимается всем и одновременно ничем. | Бизнес у Михаила спокойный: каждый сфокусирован на своей задаче, контролирует ее целиком и полностью, а значит и планы по чистой прибыли можно строить с точностью, близкой к 100%. |
Если вы хотите работать по принципу 2+5, нужно начать с создания финансовой модели, а также поиска вау-коэффициента, от изменения которого прыгает чистая прибыль. Затем нужно выяснить, кто потенциально в компании может выполнять контроль того или иного показателя и распределить обязанности.
Сложности при внедрении принципа 2+5
Первая и главная сложность при внедрении принципа 2+5 — как выбрать сотрудников, которым можно делегировать мониторинг отдельных показателей. Лучше всего ответственных назначать по принципу, кто к этой области близок. Не стоит делегировать анализ всех пяти показателей одному человеку. Есть риск, что случится расфокус внимания и сотрудник не сможет влиять на показатели.
Однако поиск ответственных сотрудников — не единственная трудность при внедрении принципа 2+5. Финдиры выделяют три основных проблемы, возникающих у собственников.
Жалеют сотрудников. «У них и так много работы!», — говорят руководители. Но мы поэтому и рекомендуем делегировать показатели тем, кто к ним ближе всего. По сути, они и так с ними работают, просто теперь должны еще и контролировать в цифрах.
Если же сотрудника под какой-то показатель нет, то имеет смысл его нанять. Показатель ключевой, а значит за счет него зарплата окупится. Например, если у вас зависло дебиторки на пару миллионов, то специалист по ее взысканию даже за 100 000 рублей в месяц не кажется таким уж дорогим.
Пытаются взять на себя всю работу. Мы понимаем, что делегировать сложно. Понимаем, что сотрудники справляются с работой хуже вас. Мы сейчас не станем рассказывать, как правильно делегировать — это большая тема на стыке менеджмента и психологии. Скажем только, что без делегирования построить зрелую успешную компанию невозможно.
Обратная ситуация — ничего не хотят брать на себя. «Выделите мне показатели, и пусть главный бухгалтер за ними следит» — так тоже нельзя. Вникать в анализ ключевых показателей собственнику нужно потому, что таким образом он может принимать решения о развитии бизнеса. Как вы узнаете, куда нужно двигаться компании, если не разбираетесь в цифрах, а, например, средний чек для вас тайна за семью печатями?
Мы уже говорили о важности делегирования. Так вот, важно соблюдать здоровый баланс между делегированием обязанностей и умением брать всю ответственность на себя. Да, мы знаем: легче это сказать, чем сделать. Но, поверьте, будущий успех и прибыль стоят того, чтобы попытаться.
Может, принцип 2+5 все-таки не нужен?
«Что-то принцип 2+5 выглядит очень замороченным. Может, он мне вообще не нужен?» — подумаете вы. На самом деле, нужен и еще как. Благодаря этому принципу вы можете поднять средний чек и, соответственно, увеличить чистую прибыль так, что клиенты даже не заметят разницы.
Так было с одним нашим клиентом. В компании «поиграли» с ценой и маржинальностью, подняли средний чек всего на 3%, а чистая прибыль выросла за счет этого на 35%.
Еще один пример. У компании был затяжной кассовый разрыв. Чтобы решить ситуацию, в компании назначили ответственного за дебиторскую задолженность, разработали ему скрипт по взысканию дебиторки. В итоге кассовый разрыв сократился на 40%. Собственнику удалось дополнительно высвободить 2,5 млн ₽ из мертвой дебиторки. И все благодаря тому, что появился ответственный конкретно за этот показатель.
Вместо красивого заключения — о бэтмобиле и «Жигулях»
Итак, принцип 2+5 — это как бэтмобиль по сравнению с «Жигули». Вряд ли бэтмобилем супер легко управлять, зато ездит он куда быстрее и круче, чем все машины плохих парней вместе взятые.
Никто не говорит, что вы должны сесть и немедленно разобраться с принципом 2+5 самостоятельно: надо и финмодель правильно составить, и показатели проанализировать, и разобраться, кто за анализ каких показателей будет ответственным и почему, а потом ещё и контролировать своих сотрудников… Мы сами знаем, как тяжело исследовать абсолютно незнакомые области, поэтому поможем вам разобраться — только подмигните. А как подмигнете, записывайтесь на наш практикум по внедрению управленческого учета. Одна из его тем — как раз принцип 2+5.