19 июля 2019
Система

Принцип 2+5: как контролировать
ключевые показатели бизнеса

Принцип 2+5 кажется чем-то из мира шпионских боевиков и секретных кодов. Это действительно крутая штука — ничем не хуже примочек Джеймса Бонда — только служит она для того, чтобы оптимизировать и систематизировать анализ показателей в бизнесе. И попутно — увеличить чистую прибыль и справиться с кассовыми разрывами.

Мы разобрались, почему так важно делегировать анализ некоторых показателей подчиненных, как и зачем использовать загадочный принцип 2+5 в бизнесе. И, конечно же, с какими сложностями собственнику предстоит столкнуться на этом тернистом пути.

Спросите, зачем это все? Конечно же, для управления бизнесом на основе цифр. Для чего же еще.

Принцип 2+5: что за зверь такой?

Принцип 2+5 помогает анализировать ключевые показатели эффективности бизнеса. Почему принцип так называется? 2+5 означает, что два самых ключевых показателя контролирует собственник, а пять просто ключевых — ответственные сотрудники.

Ключевые показатели — это те, которые сильнее других влияют на чистую прибыль.

2 ключевых показателя собственника5 ключевых показателей сотрудников
Средний чекАдминистративные расходы
Конверсия в продажуДебиторская задолженность
Кредиторская задолженность
Конверсии в воронке продаж (кроме конверсии в продажу)
Наценка на товар

Если в вашем бизнесе ключевые показатели другие, то контролируйте их. Суть здесь не в конкретных показателях, а в том, как вы их контролируете.

Благодаря принципу 2+5 вы можете сфокусироваться на анализе основных показателей и не распыляться на анализ бизнеса от А до Я. Это упрощает жизнь. Посмотрите на двух собственников: Александра и Михаила.

Александру тяжелоМихаилу легко
Он анализирует все подряд и
никому не делегирует контроль за
показателями. Он следит, сколько
трафика пришло на сайт, как отдел
продаж работает со скриптом,
сколько тратится на печенье в
офис, сколько должны клиенты и
миллиард других показателей.
Он анализирует только два
ключевых показателя,
делегировал анализ пяти других
своим сотрудникам. Если какой-то
показатель проседает, максимум,
что делает Михаил — проводит
встречу с ответственным, и они
вместе решают, как исправить ситуацию.
Надо ли говорить, что Саша
крутится как белка в колесе,
занимается всем и одновременно ничем.
Бизнес у Михаила спокойный:
каждый сфокусирован на своей
задаче, контролирует ее целиком
и полностью, а значит и планы по
чистой прибыли можно строить с
точностью, близкой к 100%.

Если вы хотите работать по принципу 2+5, нужно начать с создания финансовой модели, а также поиска вау-коэффициента, от изменения которого прыгает чистая прибыль. Затем нужно выяснить, кто потенциально в компании может выполнять контроль того или иного показателя и распределить обязанности.

Так мы ищем ключевые показатели. В этом случае сильнее всего на результат влияет конверсия в заявку

Сложности при внедрении принципа 2+5

Первая и главная сложность при внедрении принципа 2+5 — как выбрать сотрудников, которым можно делегировать мониторинг отдельных показателей. Лучше всего ответственных назначать по принципу, кто к этой области близок. Не стоит делегировать анализ всех пяти показателей одному человеку. Есть риск, что случится расфокус внимания и сотрудник не сможет влиять на показатели.

Однако поиск ответственных сотрудников — не единственная трудность при внедрении принципа 2+5. Финдиры выделяют три основных проблемы, возникающих у собственников.

Жалеют сотрудников. «У них и так много работы!», — говорят руководители. Но мы поэтому и рекомендуем делегировать показатели тем, кто к ним ближе всего. По сути, они и так с ними работают, просто теперь должны еще и контролировать в цифрах.
Если же сотрудника под какой-то показатель нет, то имеет смысл его нанять. Показатель ключевой, а значит за счет него зарплата окупится. Например, если у вас зависло дебиторки на пару миллионов, то специалист по ее взысканию даже за 100 000 рублей в месяц не кажется таким уж дорогим.

Пытаются взять на себя всю работу. Мы понимаем, что делегировать сложно. Понимаем, что сотрудники справляются с работой хуже вас. Мы сейчас не станем рассказывать, как правильно делегировать — это большая тема на стыке менеджмента и психологии. Скажем только, что без делегирования построить зрелую успешную компанию невозможно.

Обратная ситуация — ничего не хотят брать на себя. «Выделите мне показатели, и пусть главный бухгалтер за ними следит» — так тоже нельзя. Вникать в анализ ключевых показателей собственнику нужно потому, что таким образом он может принимать решения о развитии бизнеса. Как вы узнаете, куда нужно двигаться компании, если не разбираетесь в цифрах, а, например, средний чек для вас тайна за семью печатями?

Мы уже говорили о важности делегирования. Так вот, важно соблюдать здоровый баланс между делегированием обязанностей и умением брать всю ответственность на себя. Да, мы знаем: легче это сказать, чем сделать. Но, поверьте, будущий успех и прибыль стоят того, чтобы попытаться.

Может, принцип 2+5 все-таки не нужен?

«Что-то принцип 2+5 выглядит очень замороченным. Может, он мне вообще не нужен?» — подумаете вы. На самом деле, нужен и еще как. Благодаря этому принципу вы можете поднять средний чек и, соответственно, увеличить чистую прибыль так, что клиенты даже не заметят разницы.

Так было с одним нашим клиентом. В компании «поиграли» с ценой и маржинальностью, подняли средний чек всего на 3%, а чистая прибыль выросла за счет этого на 35%.

Еще один пример. У компании был затяжной кассовый разрыв. Чтобы решить ситуацию, в компании назначили ответственного за дебиторскую задолженность, разработали ему скрипт по взысканию дебиторки. В итоге кассовый разрыв сократился на 40%. Собственнику удалось дополнительно высвободить 2,5 млн ₽ из мертвой дебиторки. И все благодаря тому, что появился ответственный конкретно за этот показатель.

Вместо красивого заключения — о бэтмобиле и «Жигулях»

Итак, принцип 2+5 — это как бэтмобиль по сравнению с «Жигули». Вряд ли бэтмобилем супер легко управлять, зато ездит он куда быстрее и круче, чем все машины плохих парней вместе взятые.

Никто не говорит, что вы должны сесть и немедленно разобраться с принципом 2+5 самостоятельно: надо и финмодель правильно составить, и показатели проанализировать, и разобраться, кто за анализ каких показателей будет ответственным и почему, а потом ещё и контролировать своих сотрудников… Мы сами знаем, как тяжело исследовать абсолютно незнакомые области, поэтому поможем вам разобраться — только подмигните. А как подмигнете, записывайтесь на наш практикум по внедрению управленческого учета. Одна из его тем — как раз принцип 2+5.

#ключевые показатели #наценка #собственник #топ-менеджмент
Опубликовано: 19.07.19 Просмотров: 3 465

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс