Сокращение расходов – одна из первых целей собственника, который хочет максимизировать прибыль бизнеса. Но если без предварительной аналитики разорвать все активные контракты с поставщиками и избавиться от половины затрат, то есть риск, что через 3 месяца компанию придется закрыть. Рассказываем о том, как поэтапно сократить траты в бизнесе.
Обновили статью в ноябре 2024 года. Рассказали, для чего нужно сокращать бизнес-расходы и как сделать это по этапам.
Содержание
1 этап. Экспресс-сокращение расходов
2 этап. Увеличение эффективности текущих расходов
3 этап. Проведение переговоров
Сокращение бизнес-расходов: в двух словах
Цель сокращения расходов
Расходы — это затраты, которые приводят к сокращению финансовой выгоды бизнеса. Их контроль позволяет:
-
Развивать бизнес. При учете и сокращении затрат высвобождаются средства, необходимые для постепенного роста компании.
-
Увеличить доходность бизнеса. Чтобы достичь лучших результатов в условиях рынка и продавать продукт с наибольшей маржинальностью, расходы нужно держать под контролем.
-
Создать подушку безопасности. Сокращение расходов поможет бизнесу выстоять в кризис. Чем больше окажется денежная подушка безопасности, которую удастся нарастить, и чем лучше руководитель контролирует финансы компании, тем больше вероятность пережить нестабильность без критических потерь.
Сокращение расходов не равно только их оптимизации.
Сокращение — это отказ от затрат, а оптимизация — это повышение их эффективности. Например, отказаться от закупки товара, который не продается, но при этом занимает место на складе — это сокращение расходов. Договориться с собственником, чтобы в стоимость аренды офиса входила уборка, хотя ее не было в первоначальном соглашении, — оптимизация.
В первом случае статья расходов исключается полностью, а во втором — компания получает большую выгоду за меньшие деньги.
1 этап. Экспресс-сокращение расходов
Некоторые статьи расходов можно сократить здесь и сейчас безболезненно для бизнеса. Для этого нужно поделить все затраты на четыре типа в соответствии с таблицей.
Тип расходов |
Описание |
Расходы на примере кофейни |
Высокоприоритетные |
Необходимы для деятельности компании |
|
Приоритетные |
Расходы, без которых в работе компании возникнут сбои |
|
Допустимые |
Важные траты, которые следует сокращать только в случае крайней необходимости |
|
Ненужные |
Сокращение затрат по этим пунктам не приведет к негативным изменениям в бизнесе |
|
Качество продукта не должно страдать от сокращения затрат
Например, если пекарня пытается удешевить производство хлеба, заменив сырье на то, что ниже по качеству, то это прямой путь к потере клиентов и сокращению выручки. Расходы, напрямую связанные с качеством выпускаемой продукции, следует сокращать в последнюю очередь, а прочие расходы можно пересмотреть.
2 Этап. Увеличение эффективности текущих расходов
Большую эффективность за те же деньги можно получить, подробно разобрав, на что тратятся средства бизнеса. Это касается и наемных сотрудников, и поставщиков, и рабочего процесса.
На вооружение стоит взять концепцию «Бережливый офис». Суть подхода заключается в том, что все процессы в компании нужно разобрать на молекулы и собрать в более эффективные цепочки.
-
Постоянно печатаете на бумаге? => Внедрите стандарт двусторонней печати или электронный документооборот.
-
Отследили большие затраты на обслуживание и ремонт офисной техники? => Рассмотрите вариант покупки оборудования с более доступными комплектующими.
Примеров увеличения эффективности текущих затрат без отказа от них довольно много. Но важно понимать, что только вкупе они сэкономят деньги и часы работы сотрудников.
3 этап. Проведение переговоров
Переговоры стоит провести со всеми!
С поставщиками — о дополнительных внеплановых заказах, а также о сокращении сроков изготовления и поставок для увеличения оборачиваемости товара.
Ведя переговоры с поставщиками, не теряйте голову! Покупайте только необходимое. Лучше точечно приобрести две-три мелкие партии, чем закупить товар или сырье впрок и остаться с неликвидом на складах.
С банками — о снижении платежей по кредитам и переходе на другие тарифы банковского обслуживания.
С арендодателем — о снижении арендной платы. Или поменяйте офис. Компании постоянно открываются, закрываются, расширяются и переезжают. Поэтому рынок недвижимости непрерывно меняется, и есть шанс найти более выгодное предложение аренды.
4 этап. ABC-анализ
ABC-анализ — это один из методов рационализации расходов. Его можно смело применять в любой сфере бизнеса. В основе метода лежит принцип Парето — 20% всех товаров дают 80% оборота.
В ABC-анализе товарные запасы делятся на три категории:
- А — наиболее ценные, 20% ассортимента, 80% продаж;
- В — промежуточные, 30% ассортимента, 15% продаж;
- С — наименее ценные, 50% ассортимента, 5% продаж.

Часть сводной таблицы с результатами ABC-анализа. Здесь наглядно показано, какие товары приносят больше прибыли, а какие — меньше.
Результатом АВС-анализа является группировка пунктов затрат по степени влияния на финальный результат. На основе полученной информации собственник и руководители принимают решение о сокращении расходов.
Подробнее об ABC-анализе читайте в статье.
Сокращение бизнес-расходов: в двух словах
-
Расходы приводят к сокращению финансовой выгоды бизнеса. Их снижение освобождает ресурсы для расширения компании, повышения доходности и наращивания собственного капитала.
-
Сокращение затрат бизнеса не должно негативно сказываться на качестве продукта.
-
Снижение затрат подразумевает комплекс мер. Вы не сможете существенно повысить эффективность бизнеса, если просто переедете в новый офис.
Поможем сократить расходы
Поиск потерянной прибыли и сокращение расходов — это одни из самых популярных запросов, с которыми предприниматели приходят в НФ. Если в компании нет учета финансов, можно очень скоро столкнуться с кассовым разрывом, налоговой задолженностью или снижением маржинальности бизнеса.
Вот так мы уже помогли нашим клиентам:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с компаниями из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ узнать, как именно финансовый директор может помочь вашему бизнесу, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии