Онлайн-практикум по финуcheту
05.05.2020
Финансовые отчеты
Все статьи

Как сократить бизнес-расходы: пошаговый план

Татьяна Микула
Руководитель финдиров Нескучных финансов
Татьяна Микула
Любовь Клячина
Редактор
Как сократить бизнес-расходы: пошаговый план
  • 917

Сокращение расходов – одна из первых целей собственника, который хочет максимизировать прибыль бизнеса. Но если без предварительной аналитики разорвать все активные контракты с поставщиками и избавиться от половины затрат, то есть риск, что через 3 месяца компанию придется закрыть. Рассказываем о том, как поэтапно сократить траты в бизнесе.

Обновили статью в ноябре 2024 года. Рассказали, для чего нужно сокращать бизнес-расходы и как сделать это по этапам.

Содержание

Цель сокращения расходов

1 этап. Экспресс-сокращение расходов

2 этап. Увеличение эффективности текущих расходов

3 этап. Проведение переговоров

4 этап. ABC-анализ 

Сокращение бизнес-расходов: в двух словах

Поможем сократить расходы

Цель сокращения расходов

Расходы — это затраты, которые приводят к сокращению финансовой выгоды бизнеса. Их контроль позволяет:

  • Развивать бизнес. При учете и сокращении затрат высвобождаются средства, необходимые для постепенного роста компании. 

  • Увеличить доходность бизнеса. Чтобы достичь лучших результатов в условиях рынка и продавать продукт с наибольшей маржинальностью, расходы нужно держать под контролем.

  • Создать подушку безопасности. Сокращение расходов поможет бизнесу выстоять в кризис. Чем больше окажется денежная подушка безопасности, которую удастся нарастить, и чем лучше руководитель контролирует финансы компании, тем больше вероятность пережить нестабильность без критических потерь.

Сокращение расходов не равно только их оптимизации.

Сокращение — это отказ от затрат, а оптимизация — это повышение их эффективности. Например, отказаться от закупки товара, который не продается, но при этом занимает место на складе — это сокращение расходов. Договориться с собственником, чтобы в стоимость аренды офиса входила уборка, хотя ее не было в первоначальном соглашении, — оптимизация.

В первом случае статья расходов исключается полностью, а во втором — компания получает большую выгоду за меньшие деньги.

1 этап. Экспресс-сокращение расходов

Некоторые статьи расходов можно сократить здесь и сейчас безболезненно для бизнеса. Для этого нужно поделить все затраты на четыре типа в соответствии с таблицей.

Тип расходов

Описание

Расходы на примере кофейни

Высокоприоритетные

Необходимы для деятельности компании

  • Кофе.

  • Обслуживание кофемашины.

  • Зарплата сотрудников.

  • Аренда помещения

Приоритетные

Расходы, без которых в работе компании возникнут сбои

  • Булочки с маком.

  • Раздача листовок для привлечения клиентов

Допустимые

Важные траты, которые следует сокращать только в случае крайней необходимости

  • Wi-Fi для гостей.

  • Бесплатное печенье к каждой чашке кофе

Ненужные

Сокращение затрат по этим пунктам не приведет к негативным изменениям в бизнесе

  • Сахар и салфетки с каждым заказом. Вместо этого можно организовать зону самообслуживания, где каждый возьмет сколько надо


Качество продукта не должно страдать от сокращения затрат 

Например, если пекарня пытается удешевить производство хлеба, заменив сырье на то, что ниже по качеству, то это прямой путь к потере клиентов и сокращению выручки. Расходы, напрямую связанные с качеством выпускаемой продукции, следует сокращать в последнюю очередь, а прочие расходы можно пересмотреть.

2 Этап. Увеличение эффективности текущих расходов

Большую эффективность за те же деньги можно получить, подробно разобрав, на что тратятся средства бизнеса. Это касается и наемных сотрудников, и поставщиков, и рабочего процесса. 

На вооружение стоит взять концепцию «Бережливый офис». Суть подхода заключается в том, что все процессы в компании нужно разобрать на молекулы и собрать в более эффективные цепочки.

  • Постоянно печатаете на бумаге? => Внедрите стандарт двусторонней печати или электронный документооборот.

  • Отследили большие затраты на обслуживание и ремонт офисной техники? => Рассмотрите вариант покупки оборудования с более доступными комплектующими.

Примеров увеличения эффективности текущих затрат без отказа от них довольно много. Но важно понимать, что только вкупе они сэкономят деньги и часы работы сотрудников.

3 этап. Проведение переговоров

Переговоры стоит провести со всеми!

С поставщиками — о дополнительных внеплановых заказах, а также о сокращении сроков изготовления и поставок для увеличения оборачиваемости товара. 

Ведя переговоры с поставщиками, не теряйте голову! Покупайте только необходимое. Лучше точечно приобрести две-три мелкие партии, чем закупить товар или сырье впрок и остаться с неликвидом на складах.

С банками — о снижении платежей по кредитам и переходе на другие тарифы банковского обслуживания. 

С арендодателем — о снижении арендной платы. Или поменяйте офис. Компании постоянно открываются, закрываются, расширяются и переезжают. Поэтому рынок недвижимости непрерывно меняется, и есть шанс найти более выгодное предложение аренды.

4 этап. ABC-анализ

ABC-анализ — это один из методов рационализации расходов. Его можно смело применять в любой сфере бизнеса. В основе метода лежит принцип Парето — 20% всех товаров дают 80% оборота. 

В ABC-анализе товарные запасы делятся на три категории:

  • А — наиболее ценные, 20% ассортимента, 80% продаж;
  • В — промежуточные, 30% ассортимента, 15% продаж;
  • С — наименее ценные, 50% ассортимента, 5% продаж.

Часть сводной таблицы с результатами ABC-анализа. Здесь наглядно показано, какие товары приносят больше прибыли, а какие — меньше.

Результатом АВС-анализа является группировка пунктов затрат по степени влияния на финальный результат. На основе полученной информации собственник и руководители принимают решение о сокращении расходов.

Подробнее об ABC-анализе читайте в статье.

Сокращение бизнес-расходов: в двух словах

  • Расходы приводят к сокращению финансовой выгоды бизнеса. Их снижение освобождает ресурсы для расширения компании, повышения доходности и наращивания собственного капитала. 

  • Сокращение затрат бизнеса не должно негативно сказываться на качестве продукта.

  • Снижение затрат подразумевает комплекс мер. Вы не сможете существенно повысить эффективность бизнеса, если просто переедете в новый офис.

Поможем сократить расходы

Поиск потерянной прибыли и сокращение расходов — это одни из самых популярных запросов, с которыми предприниматели приходят в НФ. Если в компании нет учета финансов, можно очень скоро столкнуться с кассовым разрывом, налоговой задолженностью или снижением маржинальности бизнеса. 

Вот так мы уже помогли нашим клиентам:

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с компаниями из любых городов России, СНГ и Европы. 

Самый простой способ узнать, как именно финансовый директор может помочь вашему бизнесу, — это онлайн-экскурсия ↓


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс