

Есть четыре основных вида прибыли: маржинальная, операционная, чистая и валовая. Если знать эти показатели, можно быстро и без занудной математики проверить, эффективно ли вы управляете расходами.
Маржинальная прибыль
Маржинальная прибыль — это выручка минус переменные расходы. Переменные — это такие расходы, которые зависят от объема продаж. Например, для типографии это бумага, для ресторана — продукты, для салона красоты — лак для волос. Чем больше продаж, тем больше вы расходуете бумагу, продукты и лак — поэтому расходы на них переменные.
Давайте представим, что вам поступил заказ за 1 миллион рублей, а переменные расходы составили 50 000 рублей. Посчитаем маржинальную прибыль: вычтем расходы из выручки.
Маржинальная прибыль: 1 млн − 50 000 ₽ = 950 000 ₽.
Чтобы оценить эффективность работы с переменными расходами, считайте рентабельность по маржинальной прибыли. Для этого нужно разделить прибыль на выручку: 950 000 / 1 000 000 = 95%.
Сам по себе показатель рентабельности ничего не дает, но если отслеживать его в динамике, можно делать выводы об эффективности управления расходами.
Например, в марте рентабельность маржинальной прибыли была 95%, а в апреле — уже 93%. Если показатель рентабельности снизился, значит, на получение одного рубля выручки стало уходить больше переменных расходов. Нужно разобраться, почему так получилось.
Операционная прибыль
Операционная прибыль — это выручка минус постоянные и переменные расходы компании. Постоянные расходы не зависят от выручки — вы всегда их оплачиваете, даже если продаж вообще нет: аренда, зарплаты, бухгалтерия, реклама.
Помним, что маржинальная прибыль составила 950 000 ₽, а постоянные расходы обошлись вам, предположим, в 600 000 ₽.
Операционная прибыль: 950 000 ₽ − 600 000 ₽ = 350 000 ₽.
Точно так же считаем рентабельность операционных расходов: 350 000 / 1 000 000 = 35%. Отслеживаем в динамике каждый месяц и делаем выводы. Если маржинальность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на заработанный рубль.
Чистая прибыль
Чистая прибыль — это выручка минус все расходы компании. Помимо перечисленных выше постоянных и переменных, сюда добавляются амортизация оборудования, налоги, кредиты.
Чистая прибыль — это финальный результат работы компании. Эти деньги дальше можно потратить на развитие компании, премии сотрудникам, резервный фонд и на себя любимого. Допустим, по кредитам и налогам вы должны заплатить 250 000 ₽, вычтем эту сумму из неоперационной прибыли.
Чистая прибыль: 350 000 ₽ − 250 000 ₽ = 100 000 ₽.
И опять считаем рентабельность расходов: 100 000 / 1 000 000 = 10%.
Валовая прибыль
Валовая прибыль — это выручка минус прямые расходы на производство. Например, затраты на сырье, зарплата, амортизация. Если в вашей типографии печать одной наклейки обходится в 2 рубля, а покупают ее за 5 рублей, то валовая прибыль — 3 рубля с наклейки.
Смысл валовой прибыли в том, чтобы оценить эффективность направлений бизнеса. Например, ваша компания делает сайты, а еще настраивает рекламу. Это два разных направления с разными прямыми расходами. Но, например, бухгалтер у вас один — значит, его зарплата идет в косвенные расходы и не участвует в расчете валовой прибыли.
Наверняка у вас возникнет вопрос: а почему бы косвенный расход (зп бухгалтера) не разнести по направлениям? Это мы объяснили в статье, обязательно прочитайте.
Задача руководителя — ежемесячно следить за показателями рентабельности прибыли и делать так, чтобы они росли. Чтобы ничего не считать самому, эту работу можно поручить нашему финансовому директору.