Виды прибыли в бизнесе и их рентабельность

Есть четыре основных вида прибыли: маржинальная, операционная, чистая и валовая. Если знать эти показатели, можно быстро и без занудной математики проверить, эффективно ли вы управляете расходами. 

Маржинальная прибыль

Маржинальная прибыль — это выручка минус переменные расходы. Переменные — это такие расходы, которые зависят от объема продаж. Например, для типографии это бумага, для ресторана — продукты, для салона красоты — лак для волос. Чем больше продаж, тем больше вы расходуете бумагу, продукты и лак — поэтому расходы на них переменные.

Давайте представим, что вам поступил заказ за 1 миллион рублей, а переменные расходы составили 50 000 рублей. Посчитаем маржинальную прибыль: вычтем расходы из выручки.

Маржинальная прибыль: 1 млн − 50 000 ₽ = 950 000 ₽.

Чтобы оценить эффективность работы с переменными расходами, считайте рентабельность по маржинальной прибыли. Для этого нужно разделить прибыль на выручку:  950 000 / 1 000 000 = 95%. 

Сам по себе показатель рентабельности ничего не дает, но если отслеживать его в динамике, можно делать выводы об эффективности управления расходами.

Например, в марте рентабельность маржинальной прибыли была 95%, а в апреле — уже 93%. Если показатель рентабельности снизился, значит, на получение одного рубля выручки стало уходить больше переменных расходов. Нужно разобраться, почему так получилось.

Операционная прибыль

Операционная прибыль — это выручка минус постоянные и переменные расходы компании. Постоянные расходы не зависят от выручки — вы всегда их оплачиваете, даже если продаж вообще нет: аренда, зарплаты, бухгалтерия, реклама.

Помним, что маржинальная прибыль составила 950 000 ₽, а постоянные расходы обошлись вам, предположим, в 600 000 ₽.

Операционная прибыль: 950 000 ₽ − 600 000 ₽ = 350 000 ₽.

Точно так же считаем рентабельность операционных расходов: 350 000 / 1 000 000 = 35%. Отслеживаем в динамике каждый месяц и делаем выводы. Если маржинальность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на заработанный рубль.

Чистая прибыль

Чистая прибыль — это выручка минус все расходы компании. Помимо перечисленных выше постоянных и переменных, сюда добавляются амортизация оборудования, налоги, кредиты. 

Чистая прибыль — это финальный результат работы компании. Эти деньги дальше можно потратить на развитие компании, премии сотрудникам, резервный фонд и на себя любимого. Допустим, по кредитам и налогам вы должны заплатить 250 000 ₽, вычтем эту сумму из неоперационной прибыли.

Чистая прибыль: 350 000 ₽ − 250 000 ₽ = 100 000 ₽.

И опять считаем рентабельность расходов: 100 000 / 1 000 000 = 10%. 

Валовая прибыль

Валовая прибыль — это выручка минус прямые расходы на производство. Например, затраты на сырье, зарплата, амортизация. Если в вашей типографии печать одной наклейки обходится в 2 рубля, а покупают ее за 5 рублей, то валовая прибыль — 3 рубля с наклейки.

Смысл валовой прибыли в том, чтобы оценить эффективность направлений бизнеса. Например, ваша компания делает сайты, а еще настраивает рекламу. Это два разных направления с разными прямыми расходами. Но, например, бухгалтер у вас один — значит, его зарплата идет в косвенные расходы и не участвует в расчете валовой прибыли.

Наверняка у вас возникнет вопрос: а почему бы косвенный расход (зп бухгалтера) не разнести по направлениям? Это мы объяснили в статье, обязательно прочитайте.

Задача руководителя — ежемесячно следить за показателями рентабельности прибыли и делать так, чтобы они росли. Чтобы ничего не считать самому, эту работу можно поручить нашему финансовому директору.

Оцените статью:
2
1
Опубликовано: 09.05.20 Просмотров: 3 518
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

16 сентября 2020
2 822

Что и зачем делает финансовый директор

И почему не все сразу

6 мин.
Читать статью
30 сентября 2020
9 036

Руководство по импорту и экспорту товаров

Какие расходы придется понести и как отразить это в финучете

4 мин.
Читать статью
02 марта 2021
4 301

10 ошибок в выплате зарплаты

Накосячить проще, чем кажется

9 мин.
Читать статью
13 июля 2019
9 699

Что такое EBITDA и зачем она предпринимателю

Мы много говорим про показатель EBITDA, он неизменно присутствует в наших отчетах о прибылях и убытках. Шутки про него такие же регулярные. В этой статье мы, наконец, разберемся, что такое EBITDA, как ее посчитать и, главное, зачем

2 мин.
Читать статью
15 декабря 2020
1 248

Что такое факторинг и когда им выгодно пользоваться

Как по-быстрому разморозить дебиторку

4 мин.
Читать статью
18 июля 2019
3 503

Что такое период оборачиваемости

И как его посчитать

2 мин.
Читать статью