26 июля 2022
Финпросвет

7 тревожных маркеров: как вовремя
заметить проблемы в финансах бизнеса

Финансовые проблемы имеют накопительный эффект: сначала их не замечают, а затем все резко становится плохо. 

Мы проанализировали, что происходит в компаниях задолго до больших проблем, и поняли: всегда есть тревожные маркеры. Рассказываем, на что нужно обратить внимание, чтобы потом не было мучительно больно.

Маркер 1. Возникают частые кассовые разрывы

Кассовые разрывы сигнализируют о том, что компания где-то ошиблась в финансовом планировании.

Может показаться, что ничего страшного в этом нет: взяли заем, закрыли разрыв, работаем дальше. На самом деле это опасно: например, если часто брать займы, вскоре можно обнаружить, что их стало больше, чем собственных денег, и бизнес по сути уже принадлежит кредиторам. 

→ Сами по себе займы — не повод беспокоиться: часто предприниматели берут деньги в качестве финансового рычага. У них может быть рентабельный и высокомаржинальный бизнес, собственных денег больше, чем кредитов, а займы нужны для развития. 

Кассовые разрывы не возникают на ровном месте: сначала можно заметить, что на счетах стали заканчиваться деньги. Затем выясняется, что через два-три дня нужно платить зарплаты и налоги, а денег на это нет, но они будут через неделю. 

Уже в этот момент надо разбираться с разрывом: провести анализ дебиторской задолженности, поторопить заказчиков с оплатой, попросить отсрочку платежа у кредиторов. Подробнее о том, как выйти из кассового разрыва, мы рассказали в другой статье:

10 способов выйти из кассового разрыва

Маркер 2. Личные деньги уходят в бизнес 

Еще один тревожный маркер — если предприниматель постоянно вносит в компанию свои личные деньги. Например, ООО берет деньги у учредителей или ипэшник вносит отложенные на отпуск сбережения. 

Все это означает, что бизнесу не хватает оборотных средств. Возможно, из компании слишком много денег вывели в качестве дивидендов. Или она работает в убыток и нужно пересмотреть траты — например, сократить переменные расходы, чтобы повысить маржинальность. Кстати, подробнее о маржинальности мы рассказали в отдельной статье:

 → 9 способов повысить маржинальность в торговле

Маркер 3. Склады забиты товаром

Если полки на складе забиты товарами — это еще один тревожный маркер. Переполненные склады означают, что деньги компании заморожены и не работают.

Чтобы такого не было, нужно раз в квартал пересматривать, сколько и какого товара залежалось на складах. 

Если какой-то товар лежит больше трех месяцев, значит, он не востребован и от него нужно избавляться, например продавать по акции с большой скидкой. Главное — постараться это сделать по цене выше себестоимости закупки или производства, а не в убыток. 

Про запасы, товары и склады у нас тоже (как неожиданно!) есть статья:

Как делать закупки, чтобы не забивать склад и не морозить деньги

Маркер 4. Компания слишком быстро развивается

Иногда предприниматели настолько поглощены идеей развития и масштабирования, что не замечают, как это разрушает бизнес. Например, они получают множество заказов, клиенты буквально стоят в очередях. Кажется, это повод для радости; на деле же это показывает, что бизнесу не хватает производственных мощностей. 

Или другой пример: предприниматель открывает филиал за филиалом, на сайте компании уже красуется гордая фраза: 100 филиалов во всем мире. Вот только прибыли — три копейки. Одни расходы на новенькие вывески, помещения и шары для открытия.

При масштабировании бизнеса важен баланс: выручка, то есть интерес со стороны клиентов, должна увеличиваться пропорционально производственным мощностям, которые обеспечивают эту выручку. Иначе это уже тревожный звоночек будущих проблем. 

 «Как быстрый рост убивает бизнес»

А о том, как масштабироваться грамотно, мы рассказывали на вебинаре:

Маркер 5. Собственники не могут договориться

Еще один тревожный маркер — проблемы в коммуникации внутри компании, особенно между собственниками бизнеса. При этом прямо сейчас серьезных проблем в компании может и не быть, но если собственники не могут договориться даже друг с другом — проблемы в будущем обеспечены.

Например, ООО «Корпус Альфа» продает мебель, дела идут отлично, компания хорошо зарабатывает, но между собственниками возник вопрос, как делить прибыль. Чтобы с этим разобраться, им нужно договориться, а у них не получается. Вообще, эти процессы должны быть описаны в дивидендной политике, но, если собственники этого не сделали, возникают риски подорвать устойчивость компании.

Или сотрудники компании приукрашивают отчеты, чтобы угодить директору — потому что внутренняя коммуникация не выстроена, а люди боятся потерять работу. И решения, которые директор принимает на придуманных отчетах, ни к чему хорошему не приведут. 

Маркер 6. Приходится часто просить контрагентов о помощи

Просить о помощи нормально: например, если не хватило денег заплатить поставщику, позвонить ему и попросить подождать. Это может происходить иногда, но если предприниматель постоянно звонит своим партнерам и пытается передоговориться — это тревожный знак. 

И здесь нужно разбираться, почему компания из раза в раз не может выполнить условия договора. Возможно, эти условия нужно пересмотреть: например, если постоянно требуется отсрочка платежа, заранее договориться о новых сроках. 

Маркер 7. Компания постоянно с кем-то судится

Если руководитель и юрист компании ходят в суд, как на работу, — это еще один тревожный звонок. Это говорит о финансовой неустойчивости компании и проблемах в управлении. 

Прежде всего, с такой фирмой не все захотят работать: информация об исках находится в открытом доступе, а частые суды — повод задуматься о благонадежности. 

Если такие ситуации возникают, лучше всего не доводить их до суда, а решать переговорами: например, с физлицами (а иногда и с юрлицами) проще договориться во внесудебном порядке. 

Поможем разобраться с тревожными маркерами

Все эти маркеры сигнализируют о проблемах с финансами: существующими или будущими. И тут главное — вовремя разобраться и устранить причину, чтобы она не помешала бизнесу достигать своих целей. Наши финдиректора такое умеют, вот лишь несколько примеров:

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями и много с кем еще. И везде наши финдиры помогают решать бизнес-задачи:

  • выбраться из убытков;
  • наладить стабильный денежный поток;
  • фокусироваться только на выгодных сделках; 
  • избавиться от кассовых разрывов;
  • увеличить прибыль; 
  • масштабироваться. 

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#анализ запасов #планирование выручки
Опубликовано: 26.07.22 Просмотров: 11 870

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс