Методы начисления амортизации

Дима и Валера купили одинаковые машины — Форд Фокус. Дима беспощадно гонял своего Фокуса: таксовал, ездил на дачу каждые выходные, один раз отправился в Сочи из своего Сыктывкара. А Валера лишь ездил на работу.

В итоге, Дима жалуется всем знакомым на Форд — мол, плохую машину сделали, через два года уже сломалась. А Валера, наоборот, хвалит производителя — за пять лет он ни разу не был в автосервисе.

Резкий перескок мысли ↓

В прошлой статье мы разобрались, что такое амортизация. В двух словах, амортизация — это когда вы «размазываете» стоимость основного средства по периоду его использования.

Обычно амортизацию считают так. Покупают машину за 240 000 ₽, предполагают, что она прослужит 24 месяца, и делят стоимость автомобиля на время службы. Получают 10 000 ₽ в месяц.

Еще один резкий перескок ↓

Как показывает ситуация Димы и Валеры, амортизировать основные средства по времени использования — не слишком точно. За одинаковое время одно основное средство можно загонять до смерти, а другое такое же даже не использовать. Отдача у этих основных средств разная, а амортизацию начисляем так, будто одинаковая. Непорядок.

Поэтому умные люди придумали два других метода амортизации — по полезному использованию и методу уменьшающегося остатка. О них сегодня и поговорим.

 
Сергей Ивченков
финансовый консультант
 
Илья Еремин
главред

А оно мне надо?

Чтобы понять, нужно ли вам заморачиваться с этими альтернативными способами, оцените, какую роль играют основные средства в вашем бизнесе.

Бывают компании, где основные средства играют второстепенную роль. Например, в продуктовом магазине есть кассовые аппараты, пару компьютеров в офисе, полки для продуктов. Эти основные средства нужны, конечно, но не играют решающей роли — как, например, запасы на складе или деньги на счетах. Без запасов никаких продаж не будет, а без денег на счетах не будет запасов.

Для таких компаний подходит линейный метод амортизации. Линейный — это как раз тогда, когда вы делите стоимость основного средства на предполагаемый срок использования. Это наиболее простой и наименее точный метод.

Если у вас так, то не заморачивайтесь — линейный метод подойдет

А в сервисе по аренде автомобилей, наоборот, всё держится на основных средствах — машинах. Автомобили, которые сдают в аренду, — это смысл всего бизнеса. Раздолбайский линейный метод не подойдет, тут нужна точность.

Художественный креатив на тему «Бизнес, который держится на основных средствах»

Амортизация по полезному использованию и по уменьшающемуся остатку — это как раз про точность.

Если ваш бизнес держится на основных средствах и важно их точно проамортизировать, то оно вам надо. Если нет, то не надо и можете дальше не читать. Рядом я поместил ссылку на полезную статью для всех — почитайте лучше её.

Амортизация по методу полезного использования

Метод полезного использования похож на линейный. Только стоимость делится не на срок использования, а на максимальный физический параметр, который прослужит основное средство. Параметр зависит от основного средства. Например, для автомобилей это будет пробег в километрах, для станка — машино-часы.

Точность достигается за счет того, что мы амортизируем основное средство только тогда, когда оно используется, и только в той мере, в которой оно используется. Машина проехала много — амортизации начислили много, машина проехала мало — амортизации начислили мало, машина стояла — амортизация равна нулю.

Таксопарк «Черепашка» купил автомобиль за 500 000 ₽. Технический директор рассчитывает, что машина проедет 50 000 км. Получается, каждый километр стоил таксопарку 10 рублей. Вот из этих циферок и будем рассчитывать амортизацию.

Май. Автомобиль проехал 500 км.

Амортизация = 500 км * 10 ₽ = 5 000 ₽

Июнь. Автомобиль проехал 1 500 км. 

Амортизация = 1500 км * 10 ₽ = 15 000 ₽

Июль. Спрос упал, автомобиль простаивал.

Амортизация = 0 ₽

Амортизация по методу уменьшающегося остатка

Метод уменьшающегося остатка сложнее по расчету и специфичный — мы в своей практике его ни разу не использовали. Поэтому сначала расскажем, в каких ситуациях он полезен. Если это ваш случай — тогда переходите к формуле расчета, если нет, то заканчивайте читать.

Метод полезен для основных средств с неравномерной отдачей. Другими словами, когда основное средство в первые несколько лет после покупки дает огого сколько пользы, а потом все меньше и меньше.

Со временем основные средства теряют в эффективности и приносят меньше пользы. Надеюсь, Арнольд не обидится

Например, вы купили в свою дизайн-студию новый компьютер. Первый год им пользуется видеомонтажер. Второй год — дизайнер. Третий год — копирайтер. Четвертый — секретарь играет в Пасьянс. С каждым годом компьютер устаревает и приносит все меньше пользы, хотя этот тот же самый компьютер.

Пригодится вам этот метод? Если да, то вот, как он работает ↓

Сначала мы определяем, на какой процент подешевеет основное средство за год. И каждый год умножаем стоимость на этот процент. В принципе, это всё — давайте сразу на примере.

Алексей купил партию компьютеров за 1 000 000 ₽. Каждый год компьютеры будут терять в цене 25%.

Амортизация за первый год = 1 000 000 ₽ * 25% = 250 000 ₽

Амортизация за второй год = 750 000 ₽ * 25% = 187 000 ₽

750 000 ₽ — это новая цена компьютеров после амортизации

Амортизация за третий год = 563 000 ₽ * 25% = 140 750 ₽

Ну и так далее. Когда вы доамортизировались до того, что основное средство стоит меньше 20% первоначальной стоимости, применяем линейный метод. Допустим, нашим компьютерам остался еще год, потом их спишут ↓

Амортизация за четвертый год = 200 000 ₽ / 12 месяцев =
16 660 ₽ в месяц.

Помните: управленческий учет — это не всегда про точность. Это вам не бухгалтерия: здесь важно видеть общую картину и закономерности. Точность нужна такая, которая позволит принимать управленческие решения. Мы считаем, что лучше собрать на 80% готовую отчетность к пятому числу месяца, чем на 100% готовую к десятому числу.

А если у вас вообще еще нет отчетности, то вот, где вы можете ее настроить ↓

Порядок в финансах

Наш финансовый консультант берется за вашу компанию и помогает навести в ней порядок.

— Разгребем бардак. Найдем потерянные цифры, сведем отчеты, назначим ответственных
— Начнем планировать развитие компании. Составим финмодель, поставим цели и будем к ним двигаться, принимая решения на основе цифр
— Каждый месяц будем отвечать на ваши вопросы, анализировать ситуацию и корректировать планы.
— Результат: комплект управленческих отчетов 5 числа каждого месяца у вас на столе и понимание, что делать с этими цифрами.

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

— делитесь с друзьями

Предыдущие выпуски

Собственники бизнеса задаются вопросом, на чем они больше всего зарабатывают, а на что тратят время и силы впустую. Сегодня расскажем о способе получить быстрый и точный ответ.

Если не считать амортизацию, то от учета столько же толка, как от смартфона в Северной Корее (ноль).

Вы подумали про какие-то простые и неработающие схемы. А вот и нет. Будет сложно, зато тема рабочая.

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81