Многие собственники плюс-минус знают, сколько денег приходит в бизнес и сколько уходит. Знать точно каждую операцию и не держать всё в голове помогает отчет о движении денежных средств, он же ДДС. В статье поговорим о том, как анализировать отчет, на какие строки, столбцы смотреть и что здесь главное.
Содержание
Зачем анализировать движение денег в ДДС
Как собственнику анализировать ДДС: четыре ключевых показателя
Планфактный анализ движения денежных потоков
Поможем с денежными движениями
Зачем анализировать движение денег в ДДС
Движение денег и сам отчет ДДС анализируют, чтобы понимать:
- 
сколько денег приходит и уходит из бизнеса, какой остаток сейчас в кассе и на расчетных счетах; 
- 
как меняется денежный поток за день, месяц или квартал; 
- 
какие направления бизнеса приносят больше денег; 
- 
хватает ли денег на текущие расходы — зарплаты, аренду, закупку товаров и прочее; 
- 
есть ли деньги, чтобы обслуживать кредиты и займы; 
- 
хватает ли денег на инвестиции, например, закупку оборудование или открытие новых точек. 
Ответить на все эти вопросы позволяет отчет о движении денежных средств — ДДС. Вот как он выглядит ↓
 
Бесплатный шаблон отчета ДДС есть в нашей барсетке ↓ [FORM PRESET="N"-"Барсетка шаблонов"/]
Как собственнику анализировать ДДС: четыре ключевых показателя
Есть разные способы анализа ДДС — горизонтальный, вертикальный, факторный, коэффициентный, планфактный, — о них еще поговорим ниже. А пока разберем четыре ключевых показателя, на которые советуем обращать внимание каждый день или хотя бы раз в месяц ↓
→ Сколько денег приходит в компанию и сколько уходит. Или соотношение поступлений и выбытий. Поступления — это те деньги, что приходят в компанию, например, оплаты клиентов. Выбытия — те деньги, что компания тратит на что-либо, например, оплаты поставщикам.
Здесь главное, чтобы поступлений было больше, чем выбытий. Если правило соблюдается, значит, денежный поток положительный, компания остается в плюсе. Вот как это выглядит на графике ↓
 
Соотношение поступлений и выбытий важно оценивать не только в моменте, но и в динамике: если приходит всё меньше денег или уходит всё больше — это тревожный звоночек.
→ Остатки на всех счетах — это сумма, которая остается у компании на конец месяца. На эти деньги бизнес будет жить в следующем периоде. Поэтому важно, чтобы остатка на всё хватало: на оплату аренды, зарплаты, налогов, закупки товаров или сырья.
Чтобы понять, хватит ли остатка денег на работу в следующем месяце, считают средние расходы и определяют коридор — от сих до сих будет комфортно. Цифры у каждого бизнеса свои, но вот, например:
- 
↔ коридор — от 6 до 9 млн ₽ — это комфортный уровень; 
- 
↓ остаток ниже коридора, допустим, 5 млн ₽, — денег не хватит на текущие расходы, и есть риск попасть в кассовый разрыв; 
- 
↑ остаток выше коридора, допустим, 10 млн ₽, — всё супер, лишнее можно положить под проценты или погасить им кредиты и займы. 
 
→ Поступления и выбытия по направлениям и отдельные статьи. Здесь оценивают две штуки:
- 
какие направления бизнеса приносят деньги, а какие нет; 
- 
на какие статьи расходов уходят деньги. 
Анализ по направлениям помогает определить, что именно генерирует бизнесу деньги. А анализ статей — понять, почему в этом месяце мы заплатили деньги и в таком количестве.
→ Разница между поступлениями и выбытиями по разным видам деятельности и в целом — она же сальдо. Разница, или сальдо, считается так: поступления минус выбытия.
Мы советуем отслеживать четыре вида сальдо каждый месяц:
- 
сальдо по операционной деятельности — то, на чем компания зарабатывает; 
- 
по финансовой — это займы, кредиты и всё такое; 
- 
по инвестиционной — вложения в развитие бизнеса, например, новые точки или закупка оборудования; 
- 
общее сальдо — что выходит в целом по всем видам деятельности в сумме. 
 
Любое сальдо может быть положительным или отрицательным:
Положительное сальдо — поступлений больше, чем выбытий, — у компании есть деньги, на которые можно жить и развиваться.
Отрицательное сальдо — поступлений меньше, чем выбытий, — денег не хватает. Ситуация атеншн: нужно понять, куда деньги уходят: на лишние расходы, дивиденды, инвестиции, или их в принципе приходит слишком мало.
Когда отрицательное сальдо — это окей
Отрицательное сальдо, или отрицательный денежный поток по операционной деятельности, не всегда сигнализирует о проблемах. Если бизнес только начинает развиваться, минусовое сальдо — это окей.
Например, молодая компания берет кредиты и вкладывает все деньги в рост: закупает оборудование, материалы, цеха, расширяет команду, — это в будущем принесет деньги, которые перекроют отрицательный денежный поток на старте.
А еще на сальдо стоит смотреть, перед тем как брать дивиденды из бизнеса. Сальдо по операционной деятельности должно быть положительным, чтобы дивиденды потом не пришлось возвращать.
[FORM PRESET="V" /]Горизонтальный анализ ДДС
Горизонтальный анализ отчета о движении денежных средств — это сравнение показателей двух выбранных периодов. Например, сравнивают месяц с месяцем, квартал с кварталом, год с годом и так далее.
Сравнивать можно как в абсолютных числах (7 и 10 ₽), так и в процентах (35 и 45%).
Вот для примера горизонтальный анализ ДДС в разрезе двух месяцев: смотрим, как менялся каждый показатель от января к февралю ↓
 
Горизонтальный анализ чаще всего используют для оценки темпов роста денежного потока. Если говорить просто, то с каждым месяцем поступления должны расти быстрее, чем выбытия.
Вертикальный анализ ДДС
Вертикальный анализ денежных потоков показывает, как деньги распределяют по видам деятельности, направлениям бизнеса и статьям расходов в процентах. Такой анализ еще называют структурным или процентным.
Суть в том, что всю сумму поступлений или выбытий принимают за 100%. А затем считают, сколько процентов приходится на каждое из направлений или статью расходов. Условно ↓
| Направление | Поступления денег | В процентах | 
| Всего | + 2 млн ₽ | 100% | 
| Интернет-магазин | + 0,2 млн ₽ | 10% | 
| Опт | + 1,5 млн ₽ | 75% | 
| Розница на Лубянке | + 0,3 млн ₽ | 15% | 
Здесь вертикальный анализ показал, что оптовое направление генерирует 75% денежного потока
И еще пример: теперь с расходами ↓
| Статьи расходов | Выбытие денег | В процентах | 
| Всего | – 1 млн ₽ | 100% | 
| Зарплаты | 0,1 млн ₽ | 10% | 
| Аренда | 0,1 млн ₽ | 10% | 
| Закупка товара | 0,3 млн ₽ | 30% | 
| Реклама | – 0,5 млн ₽ | 50% | 
А тут вертикальный анализ ДДС показал, что больше всего денег у компании уходит на рекламу
Факторный анализ ДДС
Факторный анализ ДДС позволяет выявить позитивные и негативные факторы, которые влияют на движение денег в организации.
Факторный анализ проводят двумя методами: прямым и косвенным ↓
Прямой метод факторного анализа — это анализ ДДС по всем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. Прямым методом смотрят все-все поступления и выбытия. Все платежки анализируют от и до, чтобы разобраться, как каждая из них повлияла на денежный поток.
Косвенный метод факторного анализа — это анализ связи денежного потока и чистой прибыли. Помогает ответить на вопрос, почему чистая прибыль или убыток отличаются от количества денег на конец месяца?
Грубо говоря, берут ту чистую прибыль, что получилась на бумаге, и затем прибавляют или отнимают те расходы, которые не связаны с движением средств: амортизацию, начисления налогов которые не платили, и так далее.
Универсальный эксперт по финансовым услугам для бизнеса
Задачи бизнеса в финансах отличаются от месяца к месяцу, а одного исполнителя найти невозможно? Возможно! Поздравляем: вы нашли то самое универсальное решение.
Нескучные финансы — это:
✓ аутсорсинг
✓ консалтинг
✓ обучение для финансистов и предпринимателей
✓ шаблоны для самостоятельного финучета
И, конечно, индивидуальный подход к вашим задачам. Всего больше 30 продуктов, многие из которых бесплатные.
Коэффициентный анализ ДДС
Коэффициентный анализ ДДС проводят по трем основным коэффициентам:
- 
коэффициенту эффективности чистых денежных потоков (ЧДП); 
- 
коэффициенту достаточности денежных потоков; 
- 
коэффициенту реинвестирования ЧДП. 
Отдельно скажем про ЧДП — это чистый денежный поток, или разница между поступлениями и выбытиями денег за определенный период. Проще говоря, общее сальдо по денежному потоку.
↓
| Коэффициент | Что показывает | Каким должен быть показатель | 
| Эффективности чистых денежных потоков | Сколько рублей чистого денежного потока приходится на каждый рубль выбытий | Больше либо равен нулю. Если ниже нуля, возможно, будет кассовый разрыв | 
| Достаточности чистых денежных потоков — | Разницу между поступлениями и выбытиями | Больше либо равен единице. Если ниже, то денег уходит больше, чем приходит | 
| Реинвестирования чистого денежного потока | Сколько чистого денежного потока инвестировали обратно в бизнес | Высоким, но только если инвестиции развивают бизнес | 
Планфактный анализ движения денежных потоков
Планфактный анализ — это сравнение плановых (как хотели) и фактических (как получилось) показателей. Такой анализ ДДС возможен, если компания планирует движение денег. Тогда у нее есть с чем сравнивать факт.
Чтобы планировать денежные потоки, мы в Нескучных используем два основных инструмента: бюджет движения денежных средств и платежный календарь ↓
Бюджет движения денежных средств, БДДС — это план поступлений и выбытий, который помогает управлять денежным потоком бизнеса. Заранее видеть, сколько и откуда денег придет и куда они уйдут. Обычно БДДС собирают на год.
БДДС выглядит как таблица со всеми планируемыми поступлениями и выбытиями. Она помогает управлять деньгами и избегать кассовых разрывов, ну или хотя бы сделать их предсказуемыми. Схематично БДДС можно представить так ↓
 
В БДДС: на картинке есть план, факт и даже процент выполнения плана
БДДС — это план, но можно предусмотреть в каждом месяце столбец для фактических значений, чтобы потом проверять, совпал ли план с фактом. Например, если планировали потратить на рекламу 100 000 ₽, а потратили 300 000 ₽, — отклонение от плана будет видно в БДДС.
Платежный календарь — это тоже таблица для планирования поступлений и выбытий, но уже для более оперативного, например, на день, неделю или месяц. Календарем пользуются, чтобы избегать кассовых разрывов, вовремя собирать дебиторку, а еще — передоговариваться о сроках платежей.
Выглядит платежный календарь так:
 
В календаре тоже есть возможность добавить не только план, но и факт. Чтобы в конце периода сравнивать одно с другим и измерять точность планирования. [FORM PRESET="O"-"Платежный календарь"/]
Анализ ДДС: в двух словах
- 
ДДС анализируют, чтобы следить за поступлениями и выбытиями денег; понимать, какие направления генерируют больше денег; оценивать, хватает ли денег на текущие расходы компании. 
- 
Есть четыре ключевых показателя, на которые советуем обращать внимание регулярно: 1) соотношение поступлений и выбытий; 2) остатки денег на всех счета на конец месяца; 3) движение денег по направлениям и статьям расходов; 4) общее сальдо и сальдо по разным видам деятельности. 
- 
Анализ ДДС бывает разным: горизонтальным, вертикальным, факторным, коэффициентным, планфактным, — выбирайте любой на свой вкус. 
Поможем с денежными движениями
Финдиры НФ знают, как собирать финансовую отчетность, найти, где бизнес теряет деньги, и избежать кассового разрыва. А еще покажут, что у бизнеса уже работает хорошо. Вот как они уже это делали:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с компаниями из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ узнать, как именно финансовый директор может помочь вашему бизнесу, — это онлайн-экскурсия ↓
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Комментарии 7
оценить относительный вклад каждого фактора;
сформировать рекомендации по управлению ликвидностью.
Здесь мы оцениваем, откуда нам приходят деньги и куда уходят. А значит, выясняем статьи / виды деятельности, по которым деньги уходят / приходят в большей степени — анализируем причины, формулируем рекомендации.
Например, перед нами стоит задача выяснить, почему остаток cash сократился на 12 млн ₽ за квартал, и какие меры приоритетны. Составляем факторный анализ ДДС косвенным методом, выявляем, какие изменения в большей степени повлияли на уменьшение.
Ирина Князева, финдир НФ
Реструктуризация кредита — это изменение условий кредитного договора для снижения нагрузки на заёмщика, изменение по срокам погашения или процентной ставки.
Сталкиваясь с задачей реструктуризации, компания исходит из целей уменьшения выплат суммы долга и выбирает путь либо снижения процентной ставки, либо увеличения срока кредитования. Поэтому скорее всего, вам необходимо будет провести анализ движения денежных средств за предыдущие периоды: в каких суммах компания выплачивала основной долг и проценты. А также составить платежный календарь для понимания будущих выплат и определить, какая сумма выплат будет комфортной для вашей компании.
Ирина Князева, финдир НФ
Ирина Князева, финдир НФ
Ирина Князева, финдир НФ