Онлайн-практикум по финуcheту
19.11.2024
Кейсы
Все статьи

Антикейс языковой школы: продукт хороший — денег нет

Татьяна Юрьева
Финансовый директор Нескучных финансов
Татьяна Юрьева
Александра Веряскина
Редактор
Антикейс языковой школы: продукт хороший — денег нет
  • 717

Эта история — антикейс, который показывает, какие ошибки делают образовательный бизнес убыточным. Расскажем о школе английского языка, назовем ее «Лингвистик». Название вымышленное — для конфиденциальности, а история реальная. 

Содержание

Немного о компании

Какие были проблемы

Что предложил финансовый директор

Чем всё закончилось

Поможем вашей компании найти ошибки в управлении и процессах

Немного о компании

«Лингвистик» — школа, которая предлагала онлайн- и офлайн-курсы английского языка. Ученики могли выбрать занятия в филиалах или учиться дистанционно. Школа имела три офлайн-филиала и предлагала программы для детей и взрослых. Летом были языковые лагеря, а в течение года — курсы разной продолжительности.

Какие были проблемы

Финансовая модель «Лингвистика» не справлялась с реальностью: у нее был хороший продукт, но она каждый месяц несла убытки, особенно летом. В итоге в собственном капитале школы была большая дыра.

Руководитель обратился за помощью к финдиру. Вот основные проблемы, которые увидел специалист:

  • Высокие затраты на привлечение учеников. Маркетинговые кампании были дорогими, а новых учеников было недостаточно, чтобы покрыть расходы. Часто бывало, что ученик уходил раньше, чем окупалось его привлечение. В итоге стоимость привлечения ученика превышала потенциальную прибыль.

  • Слишком низкая цена. Собственник постоянно совершенствовал программу: привлекал методистов, отбирал хороших преподавателей. Он хотел быть в рынке, но много денег вложил в сам продукт. В итоге компания продавала качественный продукт, но за слишком маленькие деньги.

  • Нет контроля оттока учеников. Компания не отслеживала, сколько учеников остается на курсах и сколько уходит. Это мешало поддерживать стабильную прибыль.

  • Оплата труда преподавателей не зависела от количества учеников. Преподаватели получали фиксированную зарплату за часы работы, даже если в группе было мало учеников. Это привело к тому, что расходы на зарплаты росли, даже когда учеников становилось меньше.

  • Убыточные филиалы. Онлайн-направление было прибыльным, но когда компания открыла два офлайн-филиала, начались кассовые разрывы. Нужно было платить за аренду и обслуживание, готовить раздаточные материалы. Денег на это не хватало — росли долги перед арендодателем и государством.

  • Не настроен учет. Собственник хотел скорее выйти из операционки, но не отладил управленческий учет. У него были шаблоны, но не хватало знания, как вести учет и управлять денежным потоком.

Все эти проблемы привели к тому, что бизнес был нерентабельным из месяца в месяц

Что предложил финансовый директор

Чтобы помочь компании выйти из кризиса, финансовый директор провел такую работу:

Проанализировал финансовую модель и пересмотрел подход к ценообразованию. Изучил, сколько стоит привлечение одного клиента и как распределяются расходы школы. Рассчитал, что для выхода в плюс каждый ученик должен учиться минимум девять месяцев. Рекомендовал повысить цены в два раза и увеличить количество учеников в группах. Это должно было увеличить доход и улучшить рентабельность.

Группы были слишком маленькими: отдел продаж не смог привлечь нужное количество учеников, чтобы покрыть расходы 

Предложил закрыть убыточные филиалы, а оставшийся сдавать в субаренду. Из трех филиалов только один приносил прибыль. Остальные два были убыточными из-за высоких расходов на аренду и персонал, поэтому их решили закрыть. Оставшийся филиал работал в плюс, но с минимальной прибылью. Можно было получить дополнительный доход, если в свободные часы сдавать помещения в субаренду.

Нашел новые источники дохода и расширил систему мотивации. Финансовый директор предложил продавать текущим клиентам дополнительные мероприятия: показы и обсуждения фильмов на английском, разговорные клубы и другие короткие курсы. Он разработал систему мотивации для преподавателей, чтобы они получали процент от дохода за такие активности.

Предложил условно-бесплатные методы привлечения учеников. Онлайн-продвижение стоило дорого, поэтому финдир предложил использовать другие способы привлечения учеников. Например, организовывать бесплатные мастер-классы в школах и участвовать в городских мероприятиях. Эти способы оказались бы дешевле: собственник мог делать это сам или усилиями педагогов при хорошей мотивации.

Чем всё закончилось

Планы остались на бумаге, а школа закрылась. Финдир нашел способы спасти бизнес и составил финмодель, но собственник это не внедрил. Главная проблема — отсутствие ответственного за результат и вовлеченности руководителя в процессы. Он не назначил ответственного, не мотивировал команду и медлил с внедрением планов.

В итоге отдел продаж не смог привлечь учеников на новых условиях, хотя получал прежнюю зарплату, преподаватели не хотели работать с большими группами, а собственник переключился на другой бизнес и закрыл школу.

Поможем вашей компании найти ошибки в управлении и процессах

Этот кейс — яркий пример того, как отсутствие контроля за финансовыми процессами и несвоевременное внедрение изменений могут привести к потере бизнеса. Если вы готовы вылечить свой бизнес, наши финдиры помогут найти и исправить ошибки, например так:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс
бесплатно
Шаблон платежного календаря