

Должны сказать сразу: легко не будет. Сейчас нужно приложить в два, а то и в три раза больше усилий, чтобы бизнес выходил хотя бы на самоокупаемость. Для некоторых главная задача сейчас — работать на зарплаты. Если так, то это уже отлично! Есть шансы остаться на плаву. Рассмотрим несколько вариантов переориентации бизнеса и его оптимизации.
Проведите инвентаризацию торговых площадей и товара
Возможно, есть варианты отказаться от лишней торговой площади или вовсе сменить арендатора. За счет оптимизации торгового пространства или технических помещений можно существенно сэкономить.
Сейчас как никогда необходимо «облегчиться»: избавиться от некливида или низкооборачиваемых товаров. В помощь нам в данном случае ABC-анализ. Он делит товар на 3 категории:
- А — наиболее ценные, 20% — ассортимента; 80% — продаж
- В — промежуточные, 30% — ассортимента; 15% — продаж
- С — наименее ценные, 50% — ассортимента; 5% — продаж
Результатом АВС-анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. От товаров категории С лучше избавиться. Можно их даже продавать по себестоимости и ниже. Этим вы меняете актив «Товар» на более ликвидный актив «Деньги».
Делайте упор на онлайн-продажи
Самое время оживить заброшенные сайты, страницы в соцсетях и сарафанное радио. Если вы не продуктовый магазин, вам можно продавать только в интернете. Вся движуха там: продавцы могут примерять и демонстрировать товар своего магазина, блогеры могут рассказывать о вашем товаре в своих роликах и постах, а фитнес-тренеры могут быть одеты в форму из вашего магазина.
Сдавайте товар в аренду
Если вы торгуете спортинвентарем, можно сдавать его в аренду: много приверженцев здорового образа жизни не тюленятся, а поддерживают форму. Возможно, кому-то нужен ваш товар для фотосессий. Ищите друг друга и создавайте всевозможные коллаборации. Это может помочь сейчас и сработает в перспективе на пополнение клиентской базы.
Комплектуйте заказы на дому
Вполне рабочая схема, когда заказы собираются на дому у сотрудников, в ежедневном режиме забираются логистами и отправляются клиентам. Это может быть полезным, когда сотрудники боятся выходить на работу.
Ведите диалог с контролирующими органами
Подавайте заявление Роспотребнадзор и СЭС на право осуществлять деятельность в условиях самоизоляции. Это поможет открыться и принимать клиентов по предварительной записи например, для примерки, соблюдая эпидемиологические требования.
Следите за конкурентами
Возможно, кто-то из ваших конкурентов закрывается и пытается распродать свой товар со скидкой. Купите его — помогите и ему, и себе. С конкурентами, которые продолжают работать, можно начать сотрудничать: например, совместно делать крупные оптовые закупки с большой скидкой.
Введите систему сертификатов на покупку в будущем по большему номиналу
Например, сейчас вы за 1 000 рублей предлагаете покупателям сертификат на покупку в 2 000 рублей после окончания карантина. Этим вы привлекаете деньги уже сейчас, а покупатель получает двойную выгоду. Естественно, такого рода акции нужно предварительно рассчитать на финмодели — иначе можно ускорить свое банкротство.
Делайте приятные подарки покупателям
Отшивайте брендовые защитные маски, если у вас бизнес по пошиву одежду или кладите санитайзеры в заказы. Мелочь, а покупатель обязательно запомнит вашу заботу.
Вебинар: антикризисные меры в рознице

За генерацию идей благодарим: Екатерину Бутримову, Марию Ермакову, Ольгу Тарасову, Ирину Ведергорн, Ирину Мишину, Татьяну Тюльпиневу.