Главный отчет собственника

 

Все предприниматели считают деньги. Многие эволюционировали до подсчета прибыли. А вот еще один отчет порой игнорируют — баланс. А ведь это главный отчет собственника. Без него непонятно, в каком состоянии находится бизнес.

В этой статье разберем, зачем нужен баланс и из чего он состоит. А в следующих научим анализировать данные, которые он дает.

 
Дмитрий Фурье
Финансовый консультант

Два главных вопроса, на которые отвечает баланс

Где деньги? Когда компания получает прибыль по итогам месяца, не вся она лежит в кассе и ждет, когда вы ее заберете и потратите на цацки. Обычно она распределена по деньгам, запасам, дебиторской задолженности и другим активам. Баланс показывает это распределение.

 краткосрочные обязательства

Благодаря балансу собственник видит, где деньги

Насколько компания богата? Баланс показывает, активы на какую сумму работают в компании. В том числе —, какая часть этих активов принадлежит собственнику, а какая — заемная.

 отчет баланс

Баланс показывает за чей счёт существует бизнес — обеспечивает сам себя или живёт на чужие деньги

Из чего состоит баланс

Наверняка все слышали выражение, что активы должны быть равны пассивам. Это как раз про баланс — две его составляющие. Разберем их по порядку.

Активы

Активы — это все, что есть у компании. Они делятся на оборотные и внеоборотные.

Внеоборотные активы — это те активы, которые приносят доход больше одного года. К ним относят основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Вот, что к ним относится ↓

Основные средства — транспорт, техника, станки для производства, и дорогостоящий инструмент. В общем, всё, за счет чего выполняется работа.

Нематериальные активы — патенты, зарегистрированные товарные знаки, права на изобретения, произведенное ПО, деловая репутация. Их стоимость сложно оценить, поэтому обычно привлекают сторонних экспертов. Впрочем, они редко встречаются в малом бизнесе.

Долгосрочные финансовые вложения — доли в другом бизнесе, ценные бумаги.

Оборотные активы — это те, что обеспечивают доходность в каждом отчетном периоде. Отчетный период — это период, по итогам которого в компании принято собирать отчетность. Как правило, это месяц, но зависит от специфики бизнеса и его операционного цикла. Если у вас кофейня, операционный цикл — один день, потому что кофе покупают ежедневно. Если вы строите небоскребы на Луне и сдаете их за 10 лет, то операционный цикл равен 10 годам.

Такие активы можно быстро конвертировать в деньги.

Вот, что к ним относится ↓

Деньги компании. Тут всё просто — речь о денежках на расчетных счетах и в кассе.

Запасы для перепродажи или последующего перепроизводства.

Дебиторская задолженность — долги других перед вами. Вы отгрузили товар клиенту с отсрочкой оплаты в месяц — это дебиторка. Вы заплатили за сайт, а его сделают через три месяца — это тоже дебиторка.

НДС. Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который платят покупатели государству. Ваш бизнес — это лишь транзитный пункт. Поэтому платежи по НДС — это не доход и не расход компании. Но это актив, потому что этими деньгами вы можете пользоваться — главное потом заплатить вовремя. А для этого надо знать, когда и сколько вы должны отдать государству.

Прочие активы. Краткосрочные займы, переплаты, ошибочные платежи.

Пассивы

Если активы отвечают на вопрос, что в данный момент есть у компании, то пассивы — за чей счет мы приобрели активы. Например, у вас в компании транспорта на 50 млн рублей — это актив. А кредит в банке на 50 млн рублей, за счет которого вы купили эти машины, — это пассив.

Пассивы делят на две категории — собственный капитал и обязательства. Разбираемся.

Собственный капитал — это активы, которые собственник сам вложил в компанию. Он увеличивается за счет получаемых прибылей, и уменьшается за счет полученных убытков, выплаты дивидендов.

Эту сумму можно сравнить с вкладом в банк — она показывает, какая сумма лежит в бизнесе и приносит определенный процент годовых.

Собственный капитал складывается из трех составляющих ↓

Уставной капитал — то сколько собственники внесли в капитал компании личных денег

Накопленная прибыль или убыток. Сколько накоплено прибыли в компании — не выведенной учредителями или не направленной на развитие бизнеса.

Добавочный капитал. Он возникает, если активы компании дорожают или дешевеют в процессе работы. Объясним на примере.

В прошлом году вы купили на деньги компании заводской цех за 12 млн рублей. В баланс пойдут:

  • Активы (стоимость цеха) = 12 млн рублей
  • Пассивы (деньги компании, на которые она купила цех) = 12 млн рублей

Прошел год, рынок поменялся — и теперь такой цех стоит уже 13,5 млн рублей. Стоимость вашего актива повысится. Стоимость пассива останется прежней, купили-то вы этот цех за 12 млн.

Но активы должны быть равны пассивам. Поэтому дополнительные 1,5 млн пойдут в добавочный капитал. Получится вот так:

  • Активы — 13,5 млн
  • Пассивы — 12 млн
  • Добавочный капитал — 1,5 млн

Обязательства — это то, сколько денег компания взяла взаймы для приобретения своих активов. Кредиты, лизинги, отсрочки, которые вам дают поставщики — это обязательства.

Обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные. Подробнее ↓

Долгосрочные обязательства — это кредиты, займы, лизинги сроком более года. Ключевой критерий, по которому относим пассивы в эту группу — продолжительность обязательств во времени. Если больше года — это долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства — это тоже кредиты, займы и лизинги, но сроком до года. Также сюда скорее всего войдет кредиторская задолженность — то, сколько мы должны:

— покупателям (они внесли предоплату, а мы еще не выполнили обязательство)
— поставщикам (они отгрузили товар, а мы еще не заплатили)
— сотрудникам (они отработали месяц, а мы дадим зарплату чуть позже)
— государству (налоги и сборы)

Склеиваем активы и пассивы

Когда мы посчитаем активы и пассивы и отправим их в один отчет, получится вот такая таблица ↓

 отчет выручка минус расходы


Подытожим

Сегодня мы выяснили, зачем нужен баланс и из чего он складывается. В следующей статье расскажем, как его анализировать — капитализация, коэффициенты финансовой независимости, периоды оборачиваемости и оборотный капитал. Вы пока, наверное, ничего из этого не понимаете, но поймете. И тогда сможете в полной мере пользоваться этим полезным инструментом.

А пока мы готовим следующую статью, попробуйте сами составить баланс. У нас для этого есть шаблон. Откройте его и сделайте копию.

Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр

Хотите разобраться в финансах бизнеса? Тогда вам на интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Два дня прокачки предпринимателей по части управленческого учета.

— Учимся правильно считать прибыль и дивиденды

— Знакомимся с тремя основными отчетами

— Разбираемся с управлением сотрудниками на базе KPI

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

— делитесь с друзьями

Предыдущие выпуски

Не всякий работник знает, что руководитель. А не всякий руководитель — в чем смысл его работы. Это становится проблемой: руководитель делает, не то, что должен, а бизнес пускает на самотек. Кто такой руководитель и чем он управляет, разбирается наш CEO Сергей Краснов.

Читать 
>

Разбираемся, как ставить реальные цели в бизнесе, которые не будут просто хотелками.

Читать >

Рассказали о самом главном в работе «Нескучных финансов». Для будущих клиентов, сотрудников и просто интересующихся.

Читать >

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81