Как анализировать баланс

3 показателя, которые многое расскажут о вашей компании

22 ОКТ 2018

Итак, вы прочитали нашу прошлую статью про баланс и составили его. Что, еще не прочитали? Давайте быстрее, пока никто не видел. Прочитать »

Из баланса вы увидели, сколько у бизнеса активов и кому они принадлежат — компании или кредиторам. А в динамике, составляя баланс каждый месяц, вы узнали, богатеет компания или беднеет.

Эта информация — ключевая, она отражает общее состояние компании. Бизнес без нее — как бодибилдер, который не знает ни своего рабочего веса, ни процента жира, ни обхват бицепса.

 
Дмитрий Фурье
финансовый консультант
 
Илья Еремин
главред

Конечно, может и сойдет. А может и не сойдет. Скорее всего второе. В бизнесе так же

Но не только этим полезен баланс. В этой статье мы разберем еще три продвинутых показателя, которые вы можете использовать в своем бизнесе. С ними вы будете лучше понимать состояние своего бизнеса, развивается он, стагнирует или в упадке.

По балансу нужно сравнивать, что изменилось в этом году по сравнению с предыдущим. В моменте он тоже полезен, но сполна раскрывается только в динамике.

Что за три показателя

Статья будет сложнее обычного, поэтому заранее расскажем, о чем пойдет речь. Долго запрягаем, зато поедем быстро.

1. Коэффициент текущей ликвидности. Насколько бизнес способен рассчитаться по краткосрочным долгам.
2. Коэффициент финансовой независимости. На чьи деньги работает компания.
3. Ресурсоотдача. Насколько эффективно компания использует активы.

Наливайте чаёк и поехали.

1. Коэффициент текущей ликвидности

Представьте: в офис врываются поставщики, у которых вы брали отсрочки платежа, и срочно требуют отдать деньги. Для одних такая ситуация вообще не страшная: спокойно достанут деньжата, рассчитаются со всеми и будут дальше работать спокойно. Для других это стресс, ведь если раздать вот так все долги, то денег не останется. А для третьих это катастрофа, потому что у них попросту нет столько денег, чтобы со всеми рассчитаться.

Чтобы понять, первый вы, второй или третий — посчитайте коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, способна ли ваша компания рассчитаться с краткосрочными обязательствами.

Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства

Оборотные активы — это деньги, запасы и дебиторская задолженность. Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком год и меньше. В идеале, коэффициент текущей ликвидности должен быть 2 и больше.

Давайте на простых примерах разберемся, что значит этот коэффициент и почему он должен быть равен 2.

Вот компания «Василек». Представим, что у нее из оборотных активов только деньги — 2 млн ₽. А краткосрочных обязательств — 1 млн ₽. Коэффициент текущей ликвидности = 2/1 = 2.

Все чин чинарем. Это значит, что если все поставщики вдруг вломятся в кабинет и потребуют деньги, то собственник отдаст и у него еще останется 1 млн ₽, чтобы нормально работать.

Теперь представим, что денег у компании только 1 млн ₽. Тогда коэффициент текущей ликвидности = 1. Собственник раздает долги, но в кассе ничего не остается. Зарплаты платить нечем, сырье закупать тоже.

И третья ситуация — у компании есть 0,5 млн ₽, а должна она 1 млн ₽. Коэффициент текущей ликвидности = 0,5. Собственник выскребет все деньги со счетов, но все равно останется должен.

Конечно, в бизнесе не бывает так, что из активов — только деньги. Но с запасами и дебиторкой суть та же.

Обратите внимание, что среди оборотных активов нет основных средств. Действительно, тут они не в тему. Коэффициент текущей ликвидности показывает, можете ли вы быстро расплатиться по обязательствам. А основные средства быстро не продашь, чтобы ими расплатиться.

2. Коэффициент финансовой независимости

У каждой компании есть активы — деньги, запасы, оборудование, дебиторка. Но не все они ей принадлежат, потому что у компании помимо собственного капитала есть еще и заемный — кредиты и кредиторская задолженность.

Важно понимать, за чей счет живет компания, чьих активов больше — собственных или заемных. Для этого считайте коэффициент финансовой независимости.

Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Все активы компании
Собственный капитал — активы за вычетом обязательств

Говорят, что собственного капитала в компании должно быть 50-60%. На самом деле, немало бизнесом, у которых 20% собственного капитала, а остальное — займы. И чувствуют себя такие компании хорошо.

Сам по себе коэффициент финансовой независимости не так информативен. Получится у вас, скажем, 40% — сказать, хорошо это или плохо, вы не сможете.

Смотрите на коэффициент финансовой независимости в динамике. Если из года в год он снижается — для вас это звоночек о том, что компания становится все более завимой от займов.

3. Ресурсоотдача

Одни и те же ресурсы можно использовать по-разному. Новые энергосберегающие лампы с мощностью 1 Вт выдают 60 люменов света, а старые лампы накаливания — только 17 люменов. В бизнесе точно так же — одни компании стараются выжать максимум в каждом бизнес-процессе, а другие работают на расслабоне.

Надеемся, что вы стараетесь выжать максимум из своих ресурсов. И вот чтобы оценить, насколько у вас это получается, и есть показатель ресурсоотдачи. Он говорит о том, сколько выручки приходится на каждый рубль актива.

Ресурсоотдача = Выручка / Стоимость активов

Каких-то норм ресурсоотдачи не существует. Если на рубль активов приходится меньше рубля выручки — это плохо. А дальше уже непонятно. Полтора рубля выручки на рубль активов — это нормально? А два рубля? Вот и мы не знаем.

Показатель ресурсоотдачи полезен только в динамике. Используйте ресурсоотдачу как индикатор того, что изменения в компании идут ей на пользу. Оптимизировали бизнес-процесс и ресурсоотдача выросла? Вы на верном пути. Наоборот, упала? Значит, надо разобраться, почему так произошло, и скорректироваться.

***

В бизнесе куча показателей, и они все полезные. Важно в них не утонуть и не потерять связь с реальностью. Если какой-то показатель вроде как надо считать, но он вам ничего не даёт — перестаньте его считать, не тратьте время зря. Потом разберетесь и снова начнете, если понадобится.

Интенсив по управлению бизнесом на основе цифр

Хотите разобраться в финансах бизнеса? Тогда вам на интенсив по управлению бизнесом на основе цифр. Два дня прокачки предпринимателей по части управленческого учета.

— Учимся правильно считать прибыль и дивиденды

— Знакомимся с тремя основными отчетами

— Разбираемся с управлением сотрудниками на базе KPI

Марафон по наведению порядка в финансах

Это 8 онлайн-занятий, в результате которых в вашей компании будет полноценный управленческий учет.

Ведущие выдадут необходимый материал, а вы сами примените его в своей компании. Финансовые консультанты помогут советами.

Интенсив — это нулевая ступень марафона. База, без которой вообще ничего не получится Поэтому билет на интенсив входит в каждый тариф.

Получайте раз в неделю свежие статьи. Без рекламы и спама. Подписывайтесь!

Подписаться

Байки Руслана Царева
в каждом письме

— делитесь с друзьями

© 2018 Консалт-бюро «Нескучные финансы»

[email protected], 8 800 551-85-81

2018 © Консалт-бюро «Нескучные финансы»
[email protected], 8 800 551-85-81