Финансовые показатели в балансе показывают, сколько у бизнеса активов и кому они принадлежат — компании или кредиторам. А в динамике, составляя баланс каждый месяц, вы узнали, богатеет компания или беднеет.
Эта информация — ключевая, она отражает общее состояние компании. Бизнес без нее — как бодибилдер, который не знает ни своего рабочего веса, ни процента жира, ни обхвата бицепса.
Обновили эту статью в январе 2025 года: больше рассказали об анализе баланса, ресурсоотдаче и ответили на частые вопросы.
Конечно, может, и сойдет. А может, и не сойдет. Скорее всего, второе. В бизнесе так же.
Но не только этим полезен баланс. В этой статье мы разберем еще три продвинутых показателя, которые вы можете использовать в своем бизнесе. С ними вы будете лучше понимать состояние своего бизнеса — развивается он, стагнирует или в упадке.
По балансу нужно сравнивать, что изменилось в этом году по сравнению с предыдущим. В моменте он тоже полезен, но сполна раскрывается только в динамике.
Содержание
Коэффициентный анализ баланса: три важных показателя
Ресурсоотдача и другие показатели бизнеса: частые вопросы собственников
Ресурсоотдача и другие показатели бизнеса: в двух словах
Поможем собрать отчётность и разобраться в показателях
Зачем анализировать баланс
Анализ баланса помогает оценить финансовое состояние компании, выявить сильные и слабые стороны её деятельности, определить, насколько эффективно используются ресурсы и какие риски существуют для её стабильности. Основными целями являются:
-
оценка ликвидности и платежеспособности;
-
оценка финансовой устойчивости;
-
оценка структуры капитала;
-
выявление потенциальных финансовых рисков.
Например, если компания имеет высокий уровень задолженности, это может свидетельствовать о риске неплатежеспособности в случае ухудшения финансовых условий.
Виды анализа баланса
Вертикальный анализ — это анализ структуры баланса, который позволяет увидеть, какая доля активов или пассивов приходится на каждый элемент. Например, какой процент от всех активов составляют внеоборотные активы.
Горизонтальный анализ — это анализ динамики баланса, где сравниваются показатели баланса за несколько периодов для выявления тенденций. Это позволяет отследить рост или снижение различных позиций.
Коэффициентный анализ — используется для оценки финансовых показателей, таких как ликвидность, рентабельность, финансовая независимость.
Коэффициентный анализ баланса: три важных показателя
1. Коэффициент текущей ликвидности. Насколько бизнес способен рассчитаться по краткосрочным долгам.
2. Коэффициент финансовой независимости. На чьи деньги работает компания.
3. Ресурсоотдача. Насколько эффективно компания использует активы.
Наливайте чаёк и поехали.
1. Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности — это показатель, отражающий способность компании погашать свои краткосрочные обязательства за счет оборотных активов.
Представьте: в офис врываются поставщики, у которых вы брали отсрочки платежа, и срочно требуют отдать деньги. Одним такая ситуация вообще не страшна: спокойно достанут деньжата, рассчитаются со всеми и будут дальше работать спокойно. Для других это стресс, ведь если раздать вот так все долги, то денег не останется. А для третьих это катастрофа, потому что у них попросту нет столько денег, чтобы со всеми рассчитаться.
Чтобы понять, первый вы, второй или третий, — посчитайте коэффициент текущей ликвидности. Он показывает, способна ли ваша компания рассчитаться с краткосрочными обязательствами.
Коэффициент текущей ликвидности = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства
Оборотные активы — это деньги, запасы и дебиторская задолженность. Краткосрочные обязательства — это обязательства со сроком год и меньше. В идеале коэффициент текущей ликвидности должен быть 2 и больше.
Давайте на простых примерах разберемся, что значит этот коэффициент и почему он должен быть равен 2.
Вот компания «Василек». Представим, что у нее из оборотных активов только деньги — 2 млн ₽. А краткосрочных обязательств — 1 млн ₽. Коэффициент текущей ликвидности = 2/1 = 2.
Все чин чинарем. Это значит, что если все поставщики вдруг вломятся в кабинет и потребуют деньги, то собственник отдаст, и у него еще останется 1 млн ₽, чтобы нормально работать.
Теперь представим, что денег у компании только 1 млн ₽ при той же сумме обязательств. Тогда коэффициент текущей ликвидности = 1. Собственник раздает долги, но в кассе ничего не остается. Зарплаты платить нечем, сырье закупать тоже.
И третья ситуация — у компании есть 0,5 млн ₽, а должна она 1 млн ₽. Коэффициент текущей ликвидности = 0,5. Собственник выскребет все деньги со счетов, но все равно останется должен.
Конечно, в бизнесе не бывает так, что из активов — только деньги. Но с запасами и дебиторкой суть та же.
Обратите внимание, что среди оборотных активов нет основных средств. Действительно, тут они не в тему. Коэффициент текущей ликвидности показывает, можете ли вы быстро расплатиться по обязательствам. А основные средства быстро не продашь, чтобы ими расплатиться.
2. Коэффициент финансовой независимости
Коэффициент финансовой независимости (автономии) — это показатель, который отражает долю собственных средств в структуре капитала.
У каждой компании есть активы — деньги, запасы, оборудование, дебиторка. Но не все они ей принадлежат, потому что у компании помимо собственного капитала есть еще и заемный — кредиты и кредиторская задолженность.
Важно понимать, за чей счет живет компания, чьих активов больше — собственных или заемных. Для этого считайте коэффициент финансовой независимости.
Коэффициент финансовой независимости = Собственный капитал / Все активы компании
Собственный капитал — это активы за вычетом обязательств.
Говорят, что собственного капитала в компании должно быть 50–60%. На самом деле немало бизнесов, у которых 20% собственного капитала, а остальное — займы. И чувствуют себя такие компании хорошо.
Сам по себе коэффициент финансовой независимости не так информативен. Получится у вас, скажем, 40% — сказать, хорошо это или плохо, вы не сможете.
Смотрите на коэффициент финансовой независимости в динамике. Если из года в год он снижается — для вас это звоночек о том, что компания становится все более зависимой от займов.
3. Ресурсоотдача
Ресурсоотдача, или оборачиваемость активов, — это показатель, характеризующий эффективность использования активов компании.
Одни и те же ресурсы можно использовать по-разному. Новые энергосберегающие лампы с мощностью 1 Вт выдают 60 люменов света, а старые лампы накаливания — только 17 люменов. В бизнесе точно так же — одни компании стараются выжать максимум в каждом бизнес-процессе, а другие работают на расслабоне.
Надеемся, что вы относитесь к первым. И вот чтобы оценить, насколько у вас это получается, и есть показатель ресурсоотдачи. Он говорит о том, сколько выручки приходится на каждый рубль актива.
Ресурсоотдача = Выручка / Стоимость активов
Каких-то норм ресурсоотдачи не существует. Если на рубль активов приходится меньше рубля выручки — это плохо. А дальше уже непонятно. Полтора рубля выручки на рубль активов — это нормально? А два рубля? Вот и мы не знаем.
Показатель ресурсоотдачи полезен только в динамике. Используйте ресурсоотдачу как индикатор того, что изменения в компании идут ей на пользу. Оптимизировали бизнес-процесс, и ресурсоотдача выросла? Вы на верном пути. Наоборот, упала? Значит, надо разобраться, почему так произошло, и скорректироваться.
О том, как проанализировать финансовые вложения, мы рассказали здесь.
***
В бизнесе куча показателей, и они все полезные. Важно в них не утонуть и не потерять связь с реальностью. Если какой-то показатель вроде как надо считать, но он вам ничего не даёт, — перестаньте его считать, не тратьте время зря. Потом разберетесь и снова начнете, если понадобится.
Ресурсоотдача и другие показатели бизнеса: частые вопросы собственников

Эксперт Ирина Петровская
Финдир НФ
Какие еще коэффициенты можно рассчитать на основе баланса?
-
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов;
-
коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
-
коэффициент маневренности собственного капитала;
-
коэффициент задолженности;
-
коэффициент ликвидности.
Как определить финансовую устойчивость по данным баланса?
Для определения финансовой устойчивости анализируют структуру капитала, соотношение заемных и собственных средств, ликвидность активов и платежеспособность. Один из ключевых показателей — это коэффициент автономии, который показывает, насколько предприятие зависит от внешнего финансирования.
Как часто нужно анализировать баланс?
Обычно баланс анализируется на регулярной основе: ежеквартально для оперативного контроля, ежегодно — для глубокого анализа и планирования. Компании также могут проводить анализ в случае значительных изменений в экономике, бизнесе или при подготовке к финансовым отчетам.
Ресурсоотдача и другие показатели бизнеса: в двух словах
-
У каждой компании есть активы — деньги, запасы, оборудование, дебиторка. Но не все они ей принадлежат, потому что у компании помимо собственного капитала есть еще и заемный.
-
Важно понимать, за чей счет живет бизнес: чьих активов больше.
-
Показатель ресурсоотдачи полезен только в динамике. Используйте ресурсоотдачу как индикатор того, что изменения в компании идут ей на пользу.
-
Анализ баланса помогает оценить финансовое состояние компании, выявить её сильные и слабые стороны.
Поможем собрать отчётность и разобраться в показателях
Нескучные финдиры каждый день помогают владельцам бизнеса разбираться в цифрах. Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Начните с простого: скачайте наш шаблон финмодели и наведите порядок в показателях. Это бесплатно↓
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели"/]
Комментарии