23 июня 2022
Текучка

Цены на стройматериалы
скачут. Что делать?

Вчера мелкозернистый бетон можно было купить за 1900 рублей, сегодня — за 2700 рублей, а завтра — за 3600 рублей. Стоит немного промахнуться с ценами, например, посчитать стоимость для клиента по вчерашней цене, а закупиться сегодня, и вот они убытки. Беда! В этой статье рассказываем, как жить в условиях скачущих цен на стройматериалы тем, кто делает ремонты или строит дома, коттеджи, бани на продажу и под заказ.

Есть два стула…

В строительстве есть два способа вести бизнес:

Материалы отдельно, работы отдельно. Например, компания строит дом клиенту за 500 000 рублей — это стоимость работы, а материалы клиент оплачивает отдельно: сам или через компанию как посредника. Это называется давальческой схемой — клиент дает материалы, а компания использует их при строительстве или ремонте.

Материалы входят в стоимость работ. Например, компания строит типовые бани и продает их за 1 млн ₽. И эта сумма условно распределяется так:

  • 500 000 рублей — материалы;
  • 170 000 рублей — оплата работы;
  • 220 000 рублей — накладные расходы;
  • 110 000 рублей — прибыль.

И вот в первом случае, с давальческой схемой, скачущие цены на материалы — проблема клиента, а не компании. Заказчик сам покупает брус и бетон, сам отслеживает цены и несет риски, связанные с изменением цены.

А вот втором случае, когда материалы входят в итоговую стоимость, все риски несет компания, например:

  • цены вырастут и клиент откажется от почти подписанного договора;
  • цены вырастут и компания потеряет кусочек прибыли, а может и вовсе уйдет в минус;
  • цены вырастут, а компания не заметит, будет продавать по старым и копить убытки.

В общем, как ни крути, получается рисковая ситуация, в которой бизнес теряет деньги. И дальше мы будем говорить о том, что делать, чтобы свести эти риски к минимуму.

Мониторить цены на стройматериалы и корректировать свои

В обычные времена строительные компании мониторят цены поставщиков и корректируют свои с определенной периодичностью, например раз в месяц. И меняют цены на сайте для потенциальных клиентов или передают новый прайс в отдел продаж.

И вот когда цены скачут, например, из-за кризиса, скачков валюты или санкций, мониторить цены поставщиков и менять свои нужно намного чаще. Например, раз в неделю или каждые три дня, а в некоторых случаях и каждый день. Занимается этим отдел снабжения.

В идеальном мире поставщики сами шлют письма: мол, так и так, уважаемые партнеры, с завтрашнего дня брус дороже. И снабженец, получив такое письмо, передает информацию менеджерам, а те корректируют цены для покупателей.

Короче: в кризис минимум раз в неделю нужно проверять цены на стройматериалы, хотя бы основные позиции, и корректировать свои.

Оставлять запас при расчете сметы

Чтобы не корректировать цены при каждом изменении стоимости материалов на рубль или три, стоит оставлять запас при расчете сметы. Сейчас объясним.

Когда компания составляет сметы, ей не нужно брать цены поставщиков с точностью до рубля, она может оставлять небольшой запас, например:

  • поставщик продает брус в розницу за 9 000 рублей;
  • а нам оптом — за 8 500 рублей.

Тогда для сметы берем розничную цену, а 500 рублей разницы либо оставляем на случай небольшого повышения цен, либо включаем в счет своей экономии. И вот если стоимость бруса изменилась на 50 рублей, а у компании есть запас в 500 рублей, цены для покупателей можно не менять.

Либо при составлении сметы делаем наценку на все материалы, допустим 5% — это защитит компанию от убытков по уже заключенным договорам. Допустим, вчера подписали договор, а сегодня цена выросла на 3%.

Короче: цена стройматериалов в смете не равна розничной цене у поставщика. Должен быть зазор в пользу компании.

Включать в договор условие об изменении цены

При долгих сроках строительства — от двух месяцев — в договор нужно закладывать условие о повышении цен. Точную формулировку стоит взять у юристов, но смысл такой: если на рынке вырастут цены, то клиент оплатит разницу. Делать это следует и в кризис, и в спокойные времена.

С более коротким сроком строительства, например 1−2 месяца, всё зависит от формата работы:

  • если есть свой склад и точно знаем, что материалов хватит, можно заключать договор без условия о возможном повышении цен;
  • если склада нет и материалы закупаются постепенно, в договор нужно добавить условие о возможном повышении цен.

Условие может работать и в обратную сторону: если клиент пришел на пике кризиса и цен, потом, когда они снизятся, с ним стоит заключить дополнительное соглашение о пересмотре цены.

Важно: все скачки цен документировать. Например, сохранять прайсы поставщиков с датами или делать скриншоты сайтов.

Короче: если объект строится дольше двух месяцев, в договор стоит добавить условие о возможном повышении цен.

Замораживать строительство, если клиент послал в пень

Если в договоре у нас есть пункт об изменении цен, но клиент всё равно говорит: «Иди ты в пень со своими скачками! Ничего доплачивать не буду», то компания останавливает строительство:

  • Доводит текущий этап строительства до точки завершения. Например, закрывают крышу пленкой, если уже дошли до кровли и цены на кровельные материалы взлетели.
  • Считает, что уже было сделано, и закрывает объем выполненных работ актов КС2 или КС3.

Если клиент согласен доплачивать, но не прямо сейчас, а допустим, через месяц, алгоритм примерно такой же:

  • довести текущий этап до завершения;
  • законсервировать объект;
  • подписать акт КС2 и КС3;
  • дождаться снижения или стабилизации цен;
  • продолжить стройку.

Во время заморозки объекта важно не оставлять на нем людей и материалы: перекидываем всё на другой объект и ускоряем там строительство.

Перебрасывать людей и материалы

В стройке бывают не только частные клиенты, но и государственные, тендерные истории. В таких случаях передоговариваться сложнее. Например, компания выиграла тендер на ремонт крыши многоэтажного жилого дома. Выполнила подготовительные работы, а тут доллар бахнул под 200 рублей. И вроде заказчик всё понимает, но сделать ничего не может: бюджетные деньги есть бюджетные деньги.

Тогда компания может попробовать выкрутиться другими способами, например:

  • тщательно изолировать кровлю специальным материалом, а людей перебросить на другой объект, чтобы быстрее закончить строительство там, получить деньги и закупить кровельные материалы по новым ценам;
  • перебросить материалы с другого объекта, например, если в другом доме еще не дошли до снятия кровли, но материал уже купили;
  • законсервировать объект, если штрафы за нарушение сроков обойдутся дешевле, чем завершение работ при нынешних ценах;
  • поставить задачу снабженцу: пусть ищет материалы мелкими партиями у других строителей или новых поставщиков.

Здесь важно оценивать и сопоставлять. Что выгоднее: заплатить штраф и неустойку или потратить чуть больше денег на доставку мелких партий? Какой объект может подождать, а какой сдавать уже завтра? И так далее.

Короче: если с клиентом невозможно договориться о дополнительной оплате, нужно выкручиваться, например, перебрасывать людей, материалы, искать новых поставщиков.

Контролировать сроки и накладные расходы

В строительстве есть несколько типов расходов:

стоимость материалов;

оплата работ;

накладные расходы.

И если про материалы и работы все помнят и всё понимают, то с накладными расходами чуток сложнее.

Накладные расходы — это те расходы, что компания несет ежемесячно, независимо от того, строит она что-нибудь или нет. Например, содержание офиса, зарплаты бухгалтеров и юристов, сотовая связь, расходы на рекламу и маркетинг.

Когда компания считает смету на объект, она включает в нее накладные расходы на определенный срок, например, 20 000 рублей на два месяца. И здесь подвох: накладные расходы растут вместе со сроком строительства, даже если заморозить стройку. Например, рост накладных расходов может выглядеть так:

один месяц строительства — 10 000 рублей накладных расходов;

три месяца — 30 000 рублей,

год — 120 000 рублей.

И если не контролировать сроки, то накладные расходы будут потихоньку съедать прибыль с объекта.

Короче: контролируйте сроки строительства, иначе накладные расходы сожрут прибыль.

Мы поможем разобраться со скачущими ценами на стройматериалы

Наши финдиректора помогут наладить правильный мониторинг цен, найти способы сэкономить и внедрить учет сделок, чтобы держать всё под контролем. А еще — сделать так, чтобы даже в кризис строительная компания приносила прибыль.

Они проделывали такое уже не раз, вот лишь некоторые кейсы:

Наши финдиры работают не только со строителями, но и с компаниями из других сфер: от онлайн-школ до заводов. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и выйти из кризиса в плюсе.

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#антикризис #Проблемы бизнеса #Расходы #строительство #стройматериалы
Опубликовано: 23.06.22 Просмотров: 449

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс