13 июня 2023
Финпросвет

Диверсификация бизнеса:
как и для чего ее делать

Диверсификация — это разделение ресурсов с целью снизить риски. Делить можно всё: например, инвестор на бирже покупает акции разных стран и так диверсифицирует свой портфель, а писатель — пишет статьи для разных изданий и снижает риски остаться без заказов.

Бизнес тоже может снижать риски с помощью диверсификации: например, открывать новые направления деятельности, выходить в другие регионы или страны, работать с разными клиентами. 

Содержание

Цели диверсификации

Стратегии

Виды: какой бывает диверсификация

Пример диверсификации

Как правильно диверсифицировать бизнес

Ответы на частые вопросы о диверсификации

Цели диверсификации

Главная цель диверсификации — снизить риски потерь. Например, компания «Василек» организует праздники. В пандемию компания чуть не разорилась, поэтому собственник решил диверсифицировать бизнес: теперь «Василек» еще и продает декор — шары, свечи, гирлянды — с доставкой на дом. 

Диверсификация помогает бизнесу не потерять в доходах или уменьшить эти потери, если одно из направлений перестает быть востребованным. 

Но у диверсификации есть еще одна цель — найти новый источник дохода с минимальными вложениями. Допустим, предприниматель сотрудничает со строительной компанией — проводит на объектах телефонные линии и интернет. В какой-то момент он предлагает строительным компаниям делать еще и пожарную сигнализацию, что дает новый источник дохода. 

Итак, диверсификация нужна бизнесу, чтобы:

  • снизить риски — на случай кризиса, пандемии, невостребованности продукта и любой другой неприятной для бизнеса ситуации;
  • повысить доходы — максимально применить имеющиеся компетенции и ресурсы компании. 

Но, кроме плюсов, у диверсификации есть и минусы — все они связаны с управленческими рисками. При диверсификации сложнее управлять компанией, особенно если направлений деятельности становится много. А еще запуск нового направления может потребовать больших вложений — и тогда компания рискует своими деньгами.

По опыту, плюсы диверсификации обычно перевешивают минусы. Если принимать обдуманные управленческие решения, проблем диверсификация не вызовет. 

Стратегии диверсификации

Выше мы говорили о разных способах диверсификации, но у всех них есть четкое деление и свое название. Итак, стратегии, или способы, диверсификации:

  • Горизонтальная — это создание нового направления деятельности на основе имеющихся ресурсов. Например, компания продает мед и решает делать еще медовуху.
  • Вертикальная — это новое направление, которое дополняет уже имеющееся. Лучший пример вертикальной диверсификации — когда бизнес продает комплектующие или расходники к основному продукту, например фурнитуру к дверям.
  • Концентрическая — это новое направление деятельности, которое тоже связано с основным, но уже меньше. Например, когда-то Яндекс был только поисковой системой, а сейчас продает товары на маркете — это концентрическая диверсификация.
  • Конгломератная — при таком виде диверсификации компания начинает заниматься чем-то принципиально новым. Например, бренд одежды начинает открывать кондитерские и печь торты.  

В разных статьях и пособиях еще встречаются термины связанная и несвязанная диверсификация, но это то же самое: связанная диверсификация, как понятно из названия, соотносится с основным направлением деятельности, а несвязанная — нет.

Виды диверсификации

Теперь поговорим о видах диверсификации — их немало. Чтобы было легче разобраться, будем группировать.

Диверсификация бизнеса и рисков в нем — это как раз то, о чем мы говорили выше. Компании открывают новые направления, выходят на незнакомые рынки и привлекают новых клиентов, чтобы снизить риски и повысить доходы. 

Диверсификация финансов — в бизнесе это разделение денежных потоков в рамках операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Так, деньги, которые бизнес берет в кредит у банка, мы будем видеть отдельно и не потратим на корпоратив или выплату дивидендов, потому что они не принадлежат компании. 

Диверсификация активов — это распределение инвестиционного портфеля между различными группами активов, например акциями, облигациями, ПИФами, вкладами. 

Диверсификация доходов — это когда компания работает не с одним, а с несколькими клиентами. Если клиент один, он в любой момент может уйти, и бизнес закроется, а когда клиентов несколько — этот риск снижается.

Также встречается диверсификация поставок, рынка, производства и ассортимента — всё это разделение с целью снизить риски. Диверсификация поставок — это пользоваться услугами разных поставщиков, рынка — работать в разных регионах и сегментах, ассортимента — предлагать разные продукты. 

Примеры диверсификации бизнеса 

Для наглядности приведем примеры диверсификации бизнеса из реальной жизни. 

Почта России. Компания помимо почтовых услуг продает продукты, бытовую химию и сувениры.

Яндекс. Кроме поисковой системы, это целая группа диверсифицированных продуктов — такси, доставка еды, маркет. 

Альфа-Групп. Здесь и банковские услуги, и услуги страхования и связи, и сырьевой бизнес. 

Таких примеров очень много, потому что всё чаще бизнес выбирает стратегию диверсификации, а не фокусировку на одном направлении. Здесь можно вспомнить антипример с компанией «Кодак», которая продавала фотоаппараты, пленку и владела фотосалонами. Компания фокусировалась на одном направлении деятельности и не смогла перестроиться, когда ее продукты перестали быть нужными. 

А вот примеры из нашей практики:

Как правильно диверсифицировать бизнес

Диверсификацию бизнеса можно начинать с небольших изменений: не открывать сразу новое производство, а попробовать выпускать новый продукт теми силами, что у компании есть. 

Компания «Соло» владеет типографией и печатает на заказ принты на одежде. В какой-то момент собственник решает расширить бизнес: напечатать красивые принты на футболках с помощью своего оборудования и попробовать продать их на маркетплейсах. Футболки стали пользоваться популярностью, и через некоторое время новое направление начало приносить больше денег, чем типографские услуги.

Разделение на офлайн и онлайн — хороший способ диверсификации бизнеса. Он не требует больших вложений, при этом можно получить новых клиентов и охватить больший сегмент рынка. 

Итак, вот основные правила, как правильно диверсифицировать бизнес:

  • Начать своими силами — без привлечения инвестиций, найма новых сотрудников и открытия дорогостоящих производств.
  • Диверсифицировать не только за счет продукта, но и рынков, клиентов, допуслуг. Например, выйти в онлайн или предложить своим же клиентам дополнительную услугу.
  • Не забывать про основное направление — не нужно бросать все силы на новую деятельность.
  • Иметь запас денег — подушку безопасности на случай, если диверсификация не сработает или результат будет отложенным. 

В целом каждый собственник сам решает, стоит ли диверсифицировать бизнес или лучше сфокусироваться на том, что есть. Иногда диверсификация может быть неудачной, вот пример: Как компания пошла покорять новый рынок и разорилась.

Хотя в теории диверсификация помогает снизить риски, нет гарантий, что в кризис диверсифицированный бизнес выстоит, а узкоспециализированный — нет. 

Частые вопросы о диверсификации

Отвечает Юлия Павлюк, финдиректор компании «Нескучные финансы»:

Диверсификация и дифференциация — в чем разница?

Тут всё просто: диверсификация предполагает что-то новое — товар, услугу, рынок, сегмент, а дифференциация — это улучшение того, что уже есть. Например, если в торт стали класть сливочное масло вместо маргарина, а еще изменили декор, — это дифференциация. 

***

Какие риски нельзя диверсифицировать?

Я думаю, тут вопрос в другом: дает ли диверсификация надежную защиту от рисков. И да и нет. В статье мы говорим, что это способ снизить риски, но не обойти их полностью. Поэтому ни одни риски нельзя диверсифицировать настолько, чтобы полностью от них избавиться. 

***

Можно ли диверсифицировать цены?

Да, можно. Например, спортзалы часто не публикуют цены на сайте, а используют гибкую систему: разным клиентам клубные карты продают по разной стоимости и с разным набором услуг. Так они диверсифицируют цены и клиентов.

Поможем с диверсификацией

Диверсифицировать бизнес проще, когда в компании построен финансовый учет. Точные данные о выручке, прибыли, расходах и себестоимости помогают выйти на новый рынок, привлечь покупателей из разных сегментов, спрогнозировать прибыль по новому продукту или направлению. Например, наши финдиры проделывали такое:

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями, айти-компаниями и много с кем еще. 

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 2 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #деньги #диверсификация бизнеса #риски
    Опубликовано: 13.06.23 Просмотров: 795

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс