

«Нескучные финансы» уже пять лет наводят порядок в деньгах компаний. Финдиректор приходит, раскладывает все по полочкам и показывает, как компании расти. Но деньги — только одна грань бизнеса. А чтобы навести порядок во всех остальных, мы создали новую должность — директора по развитию.
Однажды у нас случилась такая ситуация. Наши постоянные клиенты, у которых система финансового учета работала как часы, пришли к нам и сказали:
— С деньгами всё супер, но хочется большего! Можете сделать такой же порядок, но не только в финансах, а вообще?
— Как это — «вообще»? — не поняли мы.
— Ну так, чтобы порядок был во всех отделах и на всех уровнях. Чтобы бизнес был стройной системой, как у вас в НФ.
Тогда мы задумались. Действительно: что мешает нам делиться опытом в построении системного бизнеса с нашими клиентами? Решили, что ничего. И разработали новый продукт и подготовили нового партнера для бизнеса на аутсорсе — директора по развитию.
В этой статье рассказываем, чем занимается ДпР.
Что делает директор по развитию
Директор по развитию создает слаженную команду ключевых сотрудников, которые профессионально используют инструменты управления и обеспечивают прибыльность и развитие компании. Каждое слово в этом предложении важное.
Если финансовый директор работает с деньгами, то ДпР отвечает за руководителей. Часто в малом и среднем бизнесе они только и делают, что тушат операционные пожары. Но пока фокус руководителей на операционке, они не могут думать о будущем компании и искать точки роста.
Мы считаем, что руководители любого уровня должны думать, как развивать компанию и каким может быть их вклад в это дело. Поэтому ДпР работает не столько с отчетами, сколько напрямую с людьми. Он фокусирует их на узких местах бизнеса, меняет взгляд топов на привычные задачи и процессы и дает инструменты, чтобы добиться в них прогресса.
Вот, что обычно делает директор по развитию:
- проводит аудит бизнеса;
- составляет дорожную карту;
- налаживает систему координаций;
- внедряет отчет топов;
- организует стратегическую сессию;
- формирует программы развития;
- выстраивает организационную схему.
Дальше подробнее рассказываем о каждом пункте. С примерами и картинками.
Проводит аудит бизнеса
ДпР оценивает текущее состояние компании. Беседует с собственниками и каждым руководителем отдельно, находит слабые и сильные места в процессах.
Параллельно ДпР оценивает общий настрой команды и самих топов. Иногда на управляющих должностях находятся люди, которые стали руководителями «по залету» и не ощущают себя в этой роли. ДпР никого не увольняет, но предупреждает собственника об особенностях команды.
Самую большую работу ДпР проводит с топами. Он выясняет, понимают ли они продукт, чувствуют ли причастность к развитию компании и как видят свое будущее в бизнесе.
Кроме топов ДпР много общается с собственником и выясняет, какие проблемы есть в бизнесе с его точки зрения. Часто бывает, что собственник видит проблемы только в той области, где является экспертом, и игнорирует их там, где экспертности не хватает.
Например, если собственник — спец в маркетинге, он может месяцами докручивать воронку продаж, но не замечать проблем в самом продукте. ДпР обращает внимание на те аспекты в работе бизнеса, которые кажутся собственнику обыденными, но на самом деле скрывают точки роста.
Составляет дорожную карту
Дорожная карта показывает, какие задачи будет решать команда топов в ближайшее время. В карту ДпР заносит все проблемы, которые увидел на этапе аудита, и предлагает их решение. Реализация дорожной карты — целиком задача топов, ДпР только контролирует процесс.
Иногда бизнес-консультанты делают прямо противоположное: приходят в компанию и за несколько месяцев наводят порядок своими руками. А когда уходят, всё возвращается на круги своя. Всё потому, что так топы не учатся брать ответственность и решать качественно новые задачи.
Налаживает систему координаций
По нашему опыту, многие компании недооценивают важность координаций. Они вроде есть, но приходят на них все подряд, а тема разговора зависит от настроения собравшихся. Надо — обсуждают продажи, надо — логистику. Бывает, что обсуждать нечего, а встреча все равно состоится.
ДпР учит команду использовать встречи эффективно. Определяет, кому и куда стоит приходить, чтобы быть в контексте происходящего в бизнесе. Назначает координаторов, учит определять повестку, вести протоколы и фиксировать договоренности.
ДпР делает так, чтобы каждая встреча была продуктивной и помогала в решении бизнес-задач, а не превращалась в кружок по интересам после первых десяти минут.
Внедряет отчет топов
ДпР внедряет ежемесячный отчет для руководителей и учит их защищать его перед собственником. Отчет помогает топам оценивать свою работу, рефлексировать над удачами и неудачами.
Организует стратегическую сессию
Стратегическая сессия — это неделя, чтобы спланировать ближайший квартал, полгода или год. Во многих компаниях сессия выглядит так: собственники собираются и решают, какие планы будут выполнять в ближайшее время. Когда всё обсудили, план спускают команде — и погнали.
Нормальная стратегическая сессия проходит с участием всех руководителей. Каждый отчитывается о результатах работы за прошедший период и рассказывает о планах на будущее.
Если в стратсессии участвуют топы, то план не воспринимается как «спущенный сверху». Наоборот: каждый чувствует себя причастным к будущему бизнеса.
ДпР помогает составить план для первой стратсессии и провести ее в компании.
Формирует программы развития
ДпР беседует с каждым топом в компании, а в конце спрашивает: «Что можно улучшить в твоем отделе, чтобы вся компания чувствовала себя лучше?»
Руководитель берет время на раздумья, а потом возвращается с вариантами. Вот, что могут предложить разные руководители.
Руководитель | Предложение |
Директор по продажам | Внедрить CRM-систему, чтобы продавцы не теряли заявки Увеличить конверсию сайта |
Начальник склада | Уменьшить списания и потериНаладить учет складских запасов |
HR-директор | Описать процесс найма Сформировать управленческий резерв |
Начальник отдела качества | Разработать стандарты для оценки сервиса |
Кто-то может принести не одну, а три или пять идей. Тогда ДпР выбирает ту, которую считает приоритетной для бизнеса на ближайший квартал.
Для каждой программы развития топ описывает цель, идеальную картину выполнения, ресурсы и риски, а потом защищает программу перед собственником и коллегами. Если собственник ее одобряет, руководитель забирает программу в работу, а ДпР раз в неделю проверяет прогресс.
Выстраивает организационную схему
Организационная схема — это не просто структура компании с сохранением иерархии. Оргструктура включает в себя функции каждого департамента и показывает, какой у него ценный конечный продукт.
В каждой компании можно выделить шесть департаментов:
- HR-департамент. Отвечает за наем и введение сотрудников в должности.
- Коммерческий департамент. Отвечает за привлечение новых клиентов и продажи.
- Финансовый департамент. Считает деньги, которые приносит коммерческий департамент, и распределяет их внутри компании.
- Производственный департамент. Отвечает за предоставление товаров и услуг.
- Департамент качества. Следит за тем, как работает производственный департамент.
- Департамент пиара. Рассказывает об успехах компании и делает результаты ее работы видимыми.
Организационная схема — один из главных инструментов руководителя. По ней можно определить, каких должностей не хватает в компании сейчас, какие понадобятся в будущем при масштабировании.
Директор по развитию наводит порядок не в деньгах, а во всем бизнесе
После работы с директором по развитию собственник получает представление о своем бизнесе как о системе. Знает, где в этой системе бутылочные горлышки и как с ними работать. А главное — получает команду топов, которая гарантирует компании развитие.
Чтобы узнать больше о ДпР и понять, нужен ли он вашему бизнесу, напишите нашему специалисту Константину в телеграм или позвоните +7 (926) 152-62-26