Онлайн-практикум по финуcheту
09.10.2024
Стратегия
Все статьи

Кто такой директор по развитию (ДпР)

Илья Волколупов
Директор по развитию Нескучных финансов
Любовь Клячина
Любовь Клячина
Редактор
Любовь Клячина
Мария Соболева
Редактор
Кто такой директор по развитию (ДпР)
  • 14821

«Нескучные финансы» уже пять лет наводят порядок в деньгах компаний. Финдиректор приходит, раскладывает все по полочкам и показывает, как компании расти. Но деньги — только одна грань бизнеса. А чтобы навести порядок во всех остальных, мы создали новую должность — директора по развитию. 

Однажды у нас случилась такая ситуация. Наши постоянные клиенты, у которых система финансового учета работала как часы, пришли и сказали:

— С деньгами всё супер, но хочется большего! Можете сделать такой же порядок, но не только в финансах, а вообще? 

— Как это — «вообще»? — не поняли мы. 

— Ну так, чтобы порядок был во всех отделах и на всех уровнях. Чтобы бизнес был стройной системой, как у вас в НФ. 

Тогда мы задумались. Действительно: что мешает нам делиться опытом в построении системного бизнеса с нашими клиентами? Решили, что ничего, и разработали новый продукт. Подготовили нового партнера для бизнеса на аутсорсе — директора по развитию. 

В этой статье рассказываем, чем занимается ДпР. 

Обновили эту статью в октябре 2024 года. Рассказали, чем ДпР Нескучных отличается от руководителя по развитию в других компаниях, а также объяснили, какими качествами должен обладать специалист на этой должности.

Содержание

Директор по развитию бизнеса: кто это

Обязанности директора по развитию

Проводит аудит бизнеса

Составляет дорожную карту

Налаживает систему координаций

Внедряет отчет топов

Организует стратегическую сессию

Формирует программы развития

Выстраивает организационную схему

Какие качества и навыки нужны директору по развитию

Директор по развитию наводит порядок не в деньгах, а во всём бизнесе 

Директор по развитию бизнеса: кто это

В соответствии с общероссийским классификатором занятий (ОКЗ 122) руководитель или директор по развитию (ДпР) занимается организацией, направлением, контролем и координацией работы в области рекламы, PR, сбытовой и маркетинговой деятельности, а также курирует разработки и исследования компании.

По факту же ДпР — один из ключевых управленцев. Он занимается планированием и реализацией инициатив, направленных на рост бизнеса.

ДпР могут располагаться на разных уровнях. Например, директор по стратегическому развитию, или CVO, занимается глобальными вопросами расширения компании. Эту должность может занимать, к примеру, гендиректор. Либо ДпР может работать на аутсорсе. В этом случае он может трезво и непредвзято оценить положение дел в компании, подсветить узкие места и разработать план развития.

Помимо общего стратегического планирования, развивать компанию можно  по отдельным направлениям, таким, как маркетинг, продажи, кадры и т.д. В этом случае в компании появляются такие должности:

  • директор по организационному развитию;

  • директор по развитию персонала;

  • директор по развитию проектов;

  • директор по развитию сети;

  • директор по региональному развитию.

Иногда целесообразно создать отдельный департамент внутри компании. В таком подразделении руководитель с командой будут сосредоточены только на поиске и реализации решений, которые помогут бизнесу улучшать качество услуг, расширяться и увеличивать свое присутствие на рынке. 

Решения для роста вашего бизнеса от экспертов в области финансов

Ваш бизнес заслуживает не просто учёта, а стратегий, которые увеличат прибыль и снизят риски. «НФ Консалтинг» — премиальное направление компании «Нескучные финансы» — помогает собственникам бизнеса принимать взвешенные финансовые решения и достигать целей.

Когда к нам обращаются:

✔ Вы хотите навести порядок в финансах: выстроить управленческий учёт с нуля или улучшить текущую систему.

✔ Нужно снизить налоговую нагрузку без нарушения закона.

✔ Планируете продать или купить бизнес. Есть идея для масштабирования или запуска проекта.

Доверьте финансы тем, кто говорит на языке цифр и результатов.

Записаться на консультацию

Обязанности директора по развитию   


В НФ директора по развитию еще называют экспертом по управлению. Он создает слаженную команду ключевых сотрудников, которые при помощи инструментов управления обеспечивают рост прибыли компании. Каждое слово в этом предложении — важное.   

Если финансовый директор работает с деньгами, то ДпР отвечает за руководителей. Часто в малом и среднем бизнесе они только и делают, что тушат операционные пожары. Но пока фокус руководителей на операционке, они не могут думать о будущем компании и искать точки роста. 

Мы считаем, что руководители любого уровня должны думать, как развивать компанию и каким может быть их вклад в это дело. Поэтому ДпР работает не столько с отчетами, сколько напрямую с людьми. Он фокусирует их на узких местах бизнеса, меняет взгляд топов на привычные задачи и процессы и дает инструменты, чтобы добиться в них прогресса. 

Вот, что обычно делает директор по развитию в НФ: 

  • проводит аудит бизнеса;
  • составляет дорожную карту;
  • налаживает систему координаций;
  • внедряет отчет топов;
  • организует стратегическую сессию;
  • формирует программы развития;
  • выстраивает организационную схему.

Дальше подробнее рассказываем о каждом пункте. С примерами и картинками.

Проводит аудит бизнеса

ДпР оценивает текущее состояние компании. Беседует с собственниками и каждым руководителем отдельно, находит слабые и сильные места в процессах.

Параллельно ДпР оценивает общий настрой команды и самих топов. Иногда на управляющих должностях находятся люди, которые стали руководителями «по залету» и не ощущают себя в этой роли. ДпР никого не увольняет, но предупреждает собственника об особенностях команды. 

Самую большую работу ДпР проводит с топами. Он выясняет, понимают ли они продукт, чувствуют ли причастность к развитию компании и как видят свое будущее в бизнесе.

Часть опросника для топов. На эти вопросы можно ответить «да» или «нет» и дописать комментарий. Заполненную анкету директор по развитию обсуждает с руководителем лично 

Кроме топов ДпР много общается с собственником и выясняет, какие проблемы есть в бизнесе с его точки зрения. Часто бывает, что собственник видит проблемы только в той области, где является экспертом, и игнорирует их там, где экспертности не хватает. 

Например, если собственник — спец в маркетинге, он может месяцами докручивать воронку продаж, но не замечать проблем в самом продукте. ДпР обращает внимание на те аспекты в работе бизнеса, которые кажутся собственнику обыденными, но на самом деле скрывают точки роста. 

Составляет дорожную карту

Дорожная карта показывает, какие задачи будет решать команда топов в ближайшее время. В карту ДпР заносит все проблемы, которые увидел на этапе аудита, и предлагает их решение. Реализация дорожной карты — целиком задача топов, ДпР только контролирует процесс. 

В дорожной карте ДпР прописывает этапы внедрения управленческих инструментов для команды 

Иногда бизнес-консультанты делают прямо противоположное: приходят в компанию и за несколько месяцев наводят порядок своими руками. А когда уходят, всё возвращается на круги своя. Всё потому, что так топы не учатся брать на себя ответственность и решать качественно новые задачи.

Налаживает систему координаций

По нашему опыту, многие компании недооценивают важность координаций. Они вроде есть, но приходят на них все подряд, а тема разговора зависит от настроения собравшихся. Надо — обсуждают продажи, надо — логистику. Бывает, что обсуждать нечего, а встреча все равно состоится. 

ДпР учит команду использовать встречи эффективно. Определяет, кому и куда стоит приходить, чтобы быть в контексте происходящего в бизнесе. Назначает координаторов, учит определять повестку, вести протоколы и фиксировать договоренности.

ДпР делает так, чтобы каждая встреча была продуктивной и помогала в решении бизнес-задач, а не превращалась в кружок по интересам после первых десяти минут. 

Внедряет отчет топов

ДпР внедряет ежемесячный отчет для руководителей и учит их защищать его перед собственником. Отчет помогает топам оценивать свою работу, рефлексировать над удачами и неудачами. 

Несколько слайдов из презентации отчета. В конце руководитель подводит итоги месяца и ставит планы на следующий.

Организует стратегическую сессию

Стратегическая сессия — это неделя, чтобы спланировать ближайший квартал, полгода или год. Во многих компаниях сессия выглядит так: собственники собираются и решают, какие планы будут выполнять в ближайшее время. Когда всё обсудили, план спускают команде — и погнали. 

Нормальная стратегическая сессия проходит с участием всех руководителей. Каждый отчитывается о результатах работы за прошедший период и рассказывает о планах на будущее. 

Если в стратсессии участвуют топы, то план не воспринимается как «спущенный сверху». Наоборот: каждый чувствует себя причастным к будущему бизнеса. 

ДпР помогает составить план для первой стратсессии и провести ее в компании. 

Формирует программы развития

ДпР беседует с каждым топом в компании, а в конце спрашивает: «Что можно улучшить в твоем отделе, чтобы вся компания чувствовала себя лучше?» 

Руководитель берет время на раздумья, а потом возвращается с вариантами. Вот что могут предложить разные руководители. 

Руководитель

Предложение

Директор по продажам 

Внедрить CRM-систему, чтобы продавцы не теряли заявки. 

Увеличить конверсию сайта

Начальник склада 

Уменьшить списания и потери.

Наладить учет складских запасов 

HR-директор 

Описать процесс найма.

Сформировать управленческий резерв 

Начальник отдела качества 

Разработать стандарты для оценки сервиса 


Кто-то может принести не одну, а три или пять идей. Тогда ДпР выбирает ту, которую считает приоритетной для бизнеса на ближайший квартал.  

Для каждой программы развития топ описывает цель, идеальную картину выполнения, ресурсы и риски, а потом защищает программу перед собственником и коллегами. Если собственник ее одобряет, руководитель забирает программу в работу, а ДпР раз в неделю проверяет прогресс. 

Выстраивает организационную схему

Организационная схема — это не просто структура компании с сохранением иерархии. Оргструктура включает в себя функции каждого департамента и показывает, какой у него ценный конечный продукт.

В каждой компании можно выделить шесть департаментов: 

  • HR-департамент. Отвечает за наём и введение сотрудников в должности. 
  • Коммерческий департамент. Отвечает за привлечение новых клиентов и продажи.
  • Финансовый департамент. Считает деньги, которые приносит коммерческий департамент, и распределяет их внутри компании. 
  • Производственный департамент. Отвечает за предоставление товаров и услуг. 
  • Департамент качества. Следит за тем, как работает производственный департамент. 
  • Департамент пиара. Рассказывает об успехах компании и делает результаты ее работы видимыми. 

Организационная схема — один из главных инструментов руководителя. По ней можно определить, каких должностей не хватает в компании сейчас, какие понадобятся в будущем при масштабировании.  

Какие качества и навыки нужны директору по развитию

Функции ДпР может выполнять далеко не каждый.  Мало на отлично знать матчасть и быть погруженным в специфику бизнеса, чтобы руководить его расширением.

Вот качества, которыми обязательно должен обладать  директор департамента по развитию.

  • Стратегическое мышление и системность. Если ДпР способен оценить ситуацию в компании и со стороны продаж, и со стороны маркетинга, внутренней организации работы, поставок и т.д., ему гораздо проще предусмотреть возможные проблемы и составить план действий по их решению.  

  • Лидерские качества. Без умения вдохновлять и мотивировать команду, формировать позитивный климат в коллективе и разрешать конфликты ДпР не сможет управлять изменениями в компании. Если сотрудники не будут видеть в руководителе лидера, они будут саботировать перемены.

  • Коммуникационные навыки. Умение ясно и убедительно излагать свои мысли — основа управленческой работы. Даже если руководитель — мастер аудита и отчетности, его работа не будет эффективной, пока он не научится общаться с коллегами и подчиненными.

  • Гибкость и адаптивность. Не всегда дела идут гладко, никто не застрахован от форс-мажоров. Хорошего ДпР отличает умение быстро реагировать на изменения, адаптироваться и предлагать альтернативные решения.

  • Ответственность. Умение принимать решения и отвечать за них — обязательное качество для каждого ДпР. Ведь уровень ответственности этих специалистов сравним с ответственностью гендиректора или собственника бизнеса.

  • Творческое мышление. Практический опыт должен сочетаться со способностью находить нестандартные решения поставленных задач. Часто именно нестандартный подход позволяет найти самый короткий путь к цели.

  • Стрессоустойчивость. Директором по развитию вряд ли сможет стать мягкий человек. ДпР регулярно сталкивается с сопротивлением, с необходимостью решать конфликты и находить выход из сложных ситуаций. Поэтому устойчивость к стрессам — одно из ключевых качеств для человека на этой должности.

Директор по развитию должен быть не только сильным управленцем, но также иметь развитые коммуникативные навыки и творческую жилку. Без этого ему будет сложно построить систему управления, которая позволит бизнесу развиваться и зарабатывать больше. 

Директор по развитию наводит порядок не в деньгах, а во всем бизнесе 

После работы с директором по развитию собственник получает представление о своем бизнесе как о системе. Знает, где в этой системе бутылочные горлышки и как с ними работать. А главное — получает команду топов, которая гарантирует компании развитие. 

Полезные материалы о развитии бизнеса:

Сколько вложить в развитие бизнеса 

Оргструктура компании: зачем и как разрабатывать

Стратсессия: что такое и как провести. На примере айти-компании 

Из-за директора по развитию отложили запуск франшизы

Чтобы узнать больше о ДпР и понять, нужен ли он вашему бизнесу, напишите нашему специалисту Константину в телеграм или позвоните +7 (926) 152-62-26


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс