21 сентября 2022
Система

Кто такой директор
по развитию (ДпР)

«Нескучные финансы» уже пять лет наводят порядок в деньгах компаний. Финдиректор приходит, раскладывает все по полочкам и показывает, как компании расти. Но деньги — только одна грань бизнеса. А чтобы навести порядок во всех остальных, мы создали новую должность — директора по развитию. 

Однажды у нас случилась такая ситуация. Наши постоянные клиенты, у которых система финансового учета работала как часы, пришли к нам и сказали:

— С деньгами всё супер, но хочется большего! Можете сделать такой же порядок, но не только в финансах, а вообще? 

— Как это — «вообще»? — не поняли мы. 

— Ну так, чтобы порядок был во всех отделах и на всех уровнях. Чтобы бизнес был стройной системой, как у вас в НФ. 

Тогда мы задумались. Действительно: что мешает нам делиться опытом в построении системного бизнеса с нашими клиентами? Решили, что ничего. И разработали новый продукт и подготовили нового партнера для бизнеса на аутсорсе — директора по развитию. 

В этой статье рассказываем, чем занимается ДпР. 

Что делает директор по развитию   

Директор по развитию создает слаженную команду ключевых сотрудников, которые профессионально используют инструменты управления и обеспечивают прибыльность и развитие компании. Каждое слово в этом предложении важное. 

Если финансовый директор работает с деньгами, то ДпР отвечает за руководителей. Часто в малом и среднем бизнесе они только и делают, что тушат операционные пожары. Но пока фокус руководителей на операционке, они не могут думать о будущем компании и искать точки роста. 

Мы считаем, что руководители любого уровня должны думать, как развивать компанию и каким может быть их вклад в это дело. Поэтому ДпР работает не столько с отчетами, сколько напрямую с людьми. Он фокусирует их на узких местах бизнеса, меняет взгляд топов на привычные задачи и процессы и дает инструменты, чтобы добиться в них прогресса. 

Вот, что обычно делает директор по развитию: 

  • проводит аудит бизнеса;
  • составляет дорожную карту;
  • налаживает систему координаций;
  • внедряет отчет топов;
  • организует стратегическую сессию;
  • формирует программы развития;
  • выстраивает организационную схему.

Дальше подробнее рассказываем о каждом пункте. С примерами и картинками.

Проводит аудит бизнеса

ДпР оценивает текущее состояние компании. Беседует с собственниками и каждым руководителем отдельно, находит слабые и сильные места в процессах.

Параллельно ДпР оценивает общий настрой команды и самих топов. Иногда на управляющих должностях находятся люди, которые стали руководителями «по залету» и не ощущают себя в этой роли. ДпР никого не увольняет, но предупреждает собственника об особенностях команды. 

Самую большую работу ДпР проводит с топами. Он выясняет, понимают ли они продукт, чувствуют ли причастность к развитию компании и как видят свое будущее в бизнесе.

Часть опросника для топов. На эти вопросы можно ответить «да» или «нет» и дописать комментарий. Заполненную анкету директор по развитию обсуждает с руководителем лично 

Кроме топов ДпР много общается с собственником и выясняет, какие проблемы есть в бизнесе с его точки зрения. Часто бывает, что собственник видит проблемы только в той области, где является экспертом, и игнорирует их там, где экспертности не хватает. 

Например, если собственник — спец в маркетинге, он может месяцами докручивать воронку продаж, но не замечать проблем в самом продукте. ДпР обращает внимание на те аспекты в работе бизнеса, которые кажутся собственнику обыденными, но на самом деле скрывают точки роста. 

Составляет дорожную карту

Дорожная карта показывает, какие задачи будет решать команда топов в ближайшее время. В карту ДпР заносит все проблемы, которые увидел на этапе аудита, и предлагает их решение. Реализация дорожной карты — целиком задача топов, ДпР только контролирует процесс. 

В дорожной карте ДпР прописывает этапы внедрения управленческих инструментов для команды 

Иногда бизнес-консультанты делают прямо противоположное: приходят в компанию и за несколько месяцев наводят порядок своими руками. А когда уходят, всё возвращается на круги своя. Всё потому, что так топы не учатся брать ответственность и решать качественно новые задачи.

Налаживает систему координаций

По нашему опыту, многие компании недооценивают важность координаций. Они вроде есть, но приходят на них все подряд, а тема разговора зависит от настроения собравшихся. Надо — обсуждают продажи, надо — логистику. Бывает, что обсуждать нечего, а встреча все равно состоится. 

ДпР учит команду использовать встречи эффективно. Определяет, кому и куда стоит приходить, чтобы быть в контексте происходящего в бизнесе. Назначает координаторов, учит определять повестку, вести протоколы и фиксировать договоренности.

ДпР делает так, чтобы каждая встреча была продуктивной и помогала в решении бизнес-задач, а не превращалась в кружок по интересам после первых десяти минут. 

Внедряет отчет топов

ДпР внедряет ежемесячный отчет для руководителей и учит их защищать его перед собственником. Отчет помогает топам оценивать свою работу, рефлексировать над удачами и неудачами. 

Несколько слайдов из презентации отчета. В конце руководитель подводит итоги месяца и ставит планы на следующий

Организует стратегическую сессию

Стратегическая сессия — это неделя, чтобы спланировать ближайший квартал, полгода или год. Во многих компаниях сессия выглядит так: собственники собираются и решают, какие планы будут выполнять в ближайшее время. Когда всё обсудили, план спускают команде — и погнали. 

Нормальная стратегическая сессия проходит с участием всех руководителей. Каждый отчитывается о результатах работы за прошедший период и рассказывает о планах на будущее. 

Если в стратсессии участвуют топы, то план не воспринимается как «спущенный сверху». Наоборот: каждый чувствует себя причастным к будущему бизнеса. 

ДпР помогает составить план для первой стратсессии и провести ее в компании. 

Формирует программы развития

ДпР беседует с каждым топом в компании, а в конце спрашивает: «Что можно улучшить в твоем отделе, чтобы вся компания чувствовала себя лучше?» 

Руководитель берет время на раздумья, а потом возвращается с вариантами. Вот, что могут предложить разные руководители. 

Руководитель Предложение 
Директор по продажам Внедрить CRM-систему, чтобы продавцы не теряли заявки Увеличить конверсию сайта
Начальник склада Уменьшить списания и потериНаладить учет складских запасов 
HR-директор Описать процесс найма Сформировать управленческий резерв 
Начальник отдела качества Разработать стандарты для оценки сервиса 

Кто-то может принести не одну, а три или пять идей. Тогда ДпР выбирает ту, которую считает приоритетной для бизнеса на ближайший квартал.  

Для каждой программы развития топ описывает цель, идеальную картину выполнения, ресурсы и риски, а потом защищает программу перед собственником и коллегами. Если собственник ее одобряет, руководитель забирает программу в работу, а ДпР раз в неделю проверяет прогресс. 

Выстраивает организационную схему

Организационная схема — это не просто структура компании с сохранением иерархии. Оргструктура включает в себя функции каждого департамента и показывает, какой у него ценный конечный продукт.

В каждой компании можно выделить шесть департаментов: 

  • HR-департамент. Отвечает за наем и введение сотрудников в должности. 
  • Коммерческий департамент. Отвечает за привлечение новых клиентов и продажи.
  • Финансовый департамент. Считает деньги, которые приносит коммерческий департамент, и распределяет их внутри компании. 
  • Производственный департамент. Отвечает за предоставление товаров и услуг. 
  • Департамент качества. Следит за тем, как работает производственный департамент. 
  • Департамент пиара. Рассказывает об успехах компании и делает результаты ее работы видимыми. 

Организационная схема — один из главных инструментов руководителя. По ней можно определить, каких должностей не хватает в компании сейчас, какие понадобятся в будущем при масштабировании.  

Директор по развитию наводит порядок не в деньгах, а во всем бизнесе 

После работы с директором по развитию собственник получает представление о своем бизнесе как о системе. Знает, где в этой системе бутылочные горлышки и как с ними работать. А главное — получает команду топов, которая гарантирует компании развитие. 

Чтобы узнать больше о ДпР и понять, нужен ли он вашему бизнесу, напишите нашему специалисту Константину в телеграм или позвоните +7 (926) 152-62-26

#директор по развитию #системный бизнес
Опубликовано: 21.09.22 Просмотров: 2 850

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс