

Почти во всех компаниях, с которыми мы работаем, сначала не было финансового планирования. Как правило, собственники пробовали разок запланировать выручку и прибыль, у них не получалось и они бросали. А зря.
Хорошая новость: с этими компаниями мы со временем выходим на точность планирования от 80%. Не сразу, но все же выходим. В этой статье мы расскажем о шести этапах финансового планирования, из которых складывается качественный план по выручке, расходам и чистой прибыли бизнеса.

1. Собрать факт по компании
Финансовое планирование начинается с оцифровки бизнеса. Это поможет понять, какие бизнес-процессы происходят в компании, что происходит в отделе маркетинга, в отделе продаж, какая выручка и маржинальность. Всю информацию соберите в три главных отчёта:
- Отчёт движении денежных средств. Покажет, сколько денег на счетах компании.
- Отчёт прибылях и убытках. Сколько заработала компания за прошедший период.
- Управленческий баланс. Активы и пассивы бизнеса.
Скачать эти и другие шаблоны финансовых таблиц можно в нашей барсетке. Просто введите свою почту в форму ниже ↓

Из отчётов вы соберёте главные показатели:
- Денежный поток: сколько денег приходит, сколько уходит и сколько в итоге остается. В ДДС.
- Выручка. В отчёте ОПиУ.
- Постоянные и переменные расходы. В отчёте ОПиУ.
- Маржинальность. В отчёте ОПиУ.
- Рентабельности. В отчёте ОПиУ.
Сбор факта — это база для будущего планирования. С цифрами вы находитесь в адекватной реальности, от которой можно отталкиваться. Если факта нет, не страшно — попробуйте опереться на опыт и займитесь планированием, но мелкими шажками.
Собрав отчёты, вы поймёте, какое текущее состояние дел в компании, и сможете наметить дальнейший маршрут без завышенных ожиданий
2. Поставить цель
У финансового планирования должна быть цель. Вот вы месяц назад не планировали, а тут вдруг решили поставить план на год. А для чего? Раньше ж как-то работали.
Поставьте перед собой цель, ради которой вы готовы тратить время на планирование. Если цели нет, то не тратьте время на финансовое планирование. Цели могут быть в разных областях:
Цель безопасности: создать резервный фонд на определённую сумму. Если вы работаете в нестабильной сфере, и часто клиенты не платят, но не хочется каждый раз попадать в кассовый разрыв, вам понадобится фонд для покрытия непредвиденных затрат.
Цель развития: открыть новые филиалы или направления. Когда есть подушка безопасности, можно спокойно развивать бизнес и не бояться, что прогоришь.
Личная цель: купить новый автомобиль или съездить в отпуск на острова. Когда в бизнесе всё есть и всё стабильно, можно подумать и о себе.
Совет, а не приказ: в первую очередь, руководствуйтесь интересами бизнеса — он должен развиваться или хотя бы быть стабильным, а уже потом думайте о хотелках. Самые большие ошибки предпринимателей в том, что они вытаскивали все деньги на свои потребности, а потом им приходилось искать деньги на зарплаты и налоги. Это сразу говорит о неправильном планировании.
Теперь у вас есть цель, ради которой вы планируете. Можно начинать непосредственно сам процесс.
3. Составить финансовую модель
Финансовая модель — это табличка-оцифровка бизнеса. Там все ключевые показатели взаимосвязаны между собой. Можно крутить-вертеть и смотреть, что от этого поменяется. Финансовая модель поможет наметить перед собой адекватную и достижимую цель, разработать различные сценарии развития бизнеса и определиться с самым оптимальным из них.
В процессе вы выявите ключевые показатели компании, которые помогут качественно спланировать бюджет и увеличить финансовые результаты в разы.

Для финансовой модели вам понадобится воронка продаж, список расходов, оборотный капитал и денежный поток. Вы заносите в таблицу приблизительные (точные будут уже в бюджете) показатели и получаете правдивый план.
Ладно, чем распинаться — давайте лучше на примере. Ниже — финансовая модель, в которой мы будем работать со средним чеком. Попробуем поднять его на 1 000 рублей. Видим, что выручка выросла на 12 миллионов.


Работа со средним чеком — это только один из сценариев. Менять можно все показатели, и искать те, которые лучше всего выглядят по соотношению эффект/реалистичность.
Отдельно про реалистичность. Если раньше средний чек у вас был 2 000 рублей, а вы хотите поставить 22 000 рублей, надо понимать, что это нереально. Точнее, поднять-то вы можете, но с вами никто работать не станет, скорее всего. Так что это цель неадекватная.

Составьте несколько планов, но не упарывайтесь, а то закопаетесь. Просто выберите самый реальный
4. Разработать три сценария
Когда вы разработали финансовую модель и подобрали самый реалистичный сценарий, можно переходить к планам. Их три: план минимум, план норма и план максимум.

План минимум. Его легко выполнить. Этот план для подстраховки, если остальные не получаются. Ниже этой границы лучше не падать, иначе пропадет мотивация заниматься бизнесом.
План норма. Зона развития бизнеса. Таких результатов можно достичь, если опустить «хочу» до «могу» и детально проработать план.
План максимум. Мы называем зону «зона удачи» или «джекпот». На этот план не стоит ориентироваться — он отнимет очень много сил. Но бывает разное. Например, клиент захочет купить все ваши товары на складе. Такое бывает, но чаще это удача.
Теперь переходим к следующему этапу — бюджетированию.
Разработайте три адекватных сценария и постарайтесь выполнить план-норму
5. Составить и принять бюджет
В бюджете более глубокая детализация. Туда занесите все показатели на пути к цели. Если в финансовой модели можно просто сказать, что выручка примерно такая, то в бюджете надо прописать, какие продукты продаются, по какой цене, какой объём продаж будет в тот или иной месяц и так по каждому показателю.
В финмодели вы прокрутите сценарии с приблизительными показателями. С бюджетом всё уже серьезно, поэтому и проработка каждого показателя намного выше. Надо не просто запланировать, но и понять, как сделать.

Шаблон такого бюджета можно забрать по ссылке →
Все бюджеты (а их много, в табличке увидите) должны быть взаимосвязаны. Вы не можете просто так наметить план на миллион продаж, не согласовав это с производством. Здесь рождается необходимость в общении между топ-менеджерами. Только в диалоге можно сделать план, который и целям компании будет соответствовать, и каждый из топ-менеджеров будет готов его выполнить.
Лучше всего для такого планирования проводить стратсессии. Как это проходило у нас, рассказываем в фильме:
Таким образом мы планируем все бюджеты. В итоге получаем мастер-бюджет или бюджет доходов и расходов. Он содержит данные о продажах, о доходах от инвестиционной и финансовой деятельности, расходы.
6. Регулярный план-факт анализ
Когда вы научитесь планировать, то сможете перейти на годовые планы. Это значит, что вы будете раз в год садиться и строить бюджет на год вперед, вот как мы показываем в фильме. Но это не значит, что планирование — это сделал раз и забыл на год.
Составить план — это где-то 5% всей работы. Всё остальное происходит в течение года. И важно понимать, идете вы в плане или нет. Для этого нужно проводить регулярный план-факт анализ.
В план-факт анализе смотрим, где мы находимся, куда двигаемся и какой результат получаем: хороший или плохой. План — то, что было запланировано. Факт — то, как сейчас обстоят дела. Это твёрдые данные.

Если что-то пошло не так, важно выяснить причины отклонения. Например, вы превысили бюджет по рекламе, но конверсия не увеличилась. Разберитесь в проблеме. Может быть, реклама была плохой. Или, может, встал колл-центр, люди не могли дозвониться, и поэтому продажи потеряны. После того, как разобрались, делайте выводы и решайте, что сделать, чтобы больше такого не повторилось.
Когда научитесь работать с план-факт анализом и делать выводы, увеличите точность планирования. Вы будете готовы к большей части сложностей, исправите прошлые ошибки и улучшите свой бизнес.
План-факт анализ помогает ответить на вопрос: «Идём ли мы к цели, которую запланировали? И какая стратегия сейчас выполняется: минимум, норма или максимум?»
Получите серию вебинаров по планированию
Эта статья — выжимка из нашего марафона по планированию «План-капкан». Там три вебинара:
- С чего начать финпланирование, если вы раньше этого не делали
- Пошаговая инструкция по составлению плана на год
- Обзор инструментов финансового планирования
Вместе с вебинаром идет полный набор всех шаблонов. Важно: вам не нужно регистрироваться, чего-то ждать, выполнять условия, отмечать друзей и так далее, как делают в других марафонах. Просто оставьте почту в форме ниже, мы пришлем вебинары и всё.
Ну, окей, не всё. Будем еще скидывать на почту статьи по финансам раз в неделю. Если не понравится, можно отписаться.
