25 июня 2021
Система

Этапы финансового планирования:
6 шагов от цели до бюджета

👉 Обновили этот материал 06.12.2023

Финансовый план компании — это инструмент управления доходами и расходами компании, а также способ достигать поставленных целей, расти и зарабатывать больше. Финансовый план превращает цели и мечты собственника в список конкретных шагов и показателей: сколько выручки нужно получить, какой будет воронка продаж, какая конверсия нужна, какие расходы понесет компания, кто и что будет делать, чтобы бизнес достиг цели, и так далее. Финансовый план обычно составляют на год. 

Почти во всех компаниях, с которыми мы работаем, сначала не было финансового планирования. Как правило, собственники пробовали разок запланировать выручку и прибыль, у них не получалось и они бросали. А зря.

Хорошая новость: с этими компаниями мы со временем выходим на точность планирования от 80%. Не сразу, но всё же выходим.

Хорошо планировать получается только у тех, кто смог накачать мышцу планирования. А тренировка может быть только одна — планировать, планировать и еще раз планировать

В этой статье расскажем, зачем бизнесу нужен финансовый план, какие шесть этапов финансового планирования помогают достичь плановых показателей по выручке, расходам и чистой прибыли бизнеса и какие ошибки чаще всего допускают предприниматели. 

Содержание

Задачи финансового планирования: зачем это надо бизнесу

Этап 1. Собрать факт по компании

Этап 2. Поставить цель 

Этап 3. Составить финансовую модель

Этап 4. Разработать три сценария

Этап 5. Составить и принять бюджет

Этап 6. Регулярно анализировать план и факт

Частые ошибки при составлении финансового плана: избегайте их изо всех сил

Как составить финансовый план компании: в двух словах

Задачи финансового планирования. Четыре причины сделать это

Хотя бы минимальное финансовое планирование нужно любому бизнесу, потому что оно помогает решить четыре насущные задачи ↓

Превратить мечты в конкретные, понятные и измеримые шаги. Именно финансовое планирование помогает отвечать на такие вопросы: 

— Что конкретно бизнесу нужно сделать, чтобы вырасти?

— Как нам зарабатывать больше?

— Хочу прибыль 20 млн ₽ вместо 2 млн ₽. Что для этого надо сделать?

Финансовый план помогает оценить адекватность хотелок, а затем — декомпозировать цель до понятных действий. 

Синхронизировать работу команды. Финансовый план компании помогает координировать разные отделы и департаменты. Например, если у отдела продаж появляется цель вырасти вдвое по объему продаж, значит и у производства образуется задача нарастить объемы выпуска. И дальше по цепочке: нанять больше людей, получать больше лидов и всё остальное. 

Оценить ресурсы. С планом становится реально оценить ресурсы компании и понять, хватит ли их для достижения цели. Например, может выясниться, что для роста продаж нужно повысить объем производства (чтобы было что продавать), а для этого — купить новый станок за 100 млн ₽. Есть ли они у бизнеса?

Без финансового плана компания рискует ввязаться в авантюру, а на середине пути обнаружить, что денег или других ресурсов больше нет. Проект придется ставить на паузу, а людей — отправлять по домам. 

Взять бизнес под контроль. Финансовый план — это еще и инструмент контроля. Он позволяет увидеть, куда уходят деньги компании и помогают ли эти расходы достижению цели. Ну и ограничить траты, конечно же. 

Короче, планировать — круто. Это первый шаг к системному, прозрачному, управляемому бизнесу. Советуем хотя бы попробовать, даже если кажется, что «в нашей сфере планировать точно невозможно!»

Дальше рассказываем о шести этапах финансового планирования — от сбора факта до анализа результатов ↓

Этап 1. Собрать факт по компании

Финансовое планирование начинается с оцифровки бизнеса. Это поможет понять, какие бизнес-процессы происходят в компании, что происходит в отделе маркетинга, в отделе продаж, какая выручка и маржинальность. Всю информацию соберите в три главных отчёта:

  • Отчёт о движении денежных средств. Покажет, сколько денег на счетах компании. 
  • Отчёт о прибылях и убытках. Сколько заработала компания за прошедший период.
  • Управленческий баланс. Активы и пассивы бизнеса.

Скачать эти и другие шаблоны финансовых таблиц можно в нашей Барсетке. Просто введите свою почту в форму ниже ↓

Из отчетов вы соберете главные показатели:

  • Денежный поток: сколько денег приходит, сколько уходит и сколько в итоге остается. В ДДС.
  • Выручка. В отчёте ОПиУ.
  • Постоянные и переменные расходы. В отчёте ОПиУ.
  • Маржинальность. В отчёте ОПиУ.
  • Рентабельности. В отчёте ОПиУ. 

Сбор факта — это база для будущего планирования. С цифрами вы находитесь в адекватной реальности, от которой можно отталкиваться. Если факта нет, не страшно — попробуйте опереться на опыт и займитесь планированием, но мелкими шажками.

Собранные отчеты помогут увидеть текущее состояние дел компании и наметить дальнейший маршрут — реальный, без завышенных ожиданий.

Этап 2. Поставить цель

У финансового планирования должна быть цель. Вот вы месяц назад не планировали, а тут вдруг решили составить план на год. А для чего? Раньше ж как-то работали. 

Поставьте перед собой цель, ради которой вы готовы тратить время на планирование. Если цели нет, не тратьте время на финансовое планирование. Цели могут быть в разных областях:

Цель безопасности — создать резервный фонд на определенную сумму. Если вы работаете в нестабильной сфере и часто клиенты не платят, но не хочется каждый раз попадать в кассовый разрыв, вам понадобится фонд для покрытия непредвиденных затрат. 

Цель развития — открыть новые филиалы или направления. Когда есть подушка безопасности, можно спокойно развивать бизнес и не бояться, что прогоришь.

Личная цель — купить новый автомобиль или съездить в отпуск на острова. Когда в бизнесе всё есть и всё стабильно, можно подумать и о себе.

Совет, а не приказ: в первую очередь, руководствуйтесь интересами бизнеса — он должен развиваться или хотя бы быть стабильным, а уже потом думайте о хотелках. Самые большие ошибки предпринимателей в том, что они вытаскивали все деньги на свои потребности, а потом им приходилось искать деньги на зарплаты и налоги. Это сразу говорит о неправильном планировании.

Теперь у компании есть цель, шаги по достижению которой можно запланировать. Значит, пора переходить к составлению плана. 

Этап 3. Составить финансовую модель

Финансовая модель — это табличка — оцифровка бизнеса. Там все ключевые показатели взаимосвязаны. Можно крутить-вертеть и смотреть, что от этого поменяется. Финансовая модель поможет наметить перед собой адекватную и достижимую цель, разработать различные сценарии развития бизнеса и определиться с самым оптимальным из них.

В процессе вы выявите ключевые показатели компании, которые помогут качественно спланировать бюджет и увеличить финансовые результаты в разы.

Покопайтесь в таблице. Так станет понятнее.

Для финансовой модели вам понадобится воронка продаж, список расходов, оборотный капитал и денежный поток. Вы заносите в таблицу приблизительные (точные будут уже в бюджете) показатели и получаете правдивый план.

Ладно, чем распинаться, давайте лучше на примере. Ниже — финансовая модель, в которой мы будем работать со средним чеком. Попробуем поднять его на 1 000 ₽. Видим, что выручка выросла на 12 миллионов.

Было ↓

Стало ↓

Работа со средним чеком — это только один из сценариев. Можно менять все показатели и искать те, которые лучше всего выглядят по соотношению эффект/реалистичность.

Отдельно про реалистичность. Если раньше средний чек у вас был 2 000 ₽, а вы хотите поставить 22 000 ₽, надо понимать, что это нереально. Точнее, поднять-то вы можете, но с вами никто работать не станет, скорее всего. Так что эта цель неадекватная.

Составьте несколько планов, но не закапывайтесь на этом шаге — просто выберите самый реальный

Этап 4. Разработать три сценария: план-минимум, норму и план-максимум

Когда вы разработали финансовую модель и подобрали самый реалистичный сценарий, можно переходить к планам. Их три: план-минимум, план-норма и план-максимум.

План-минимум. Его легко выполнить. Этот план для подстраховки, если остальные не получаются. Ниже этой границы лучше не падать, иначе пропадет мотивация заниматься бизнесом.

План-норма. Зона развития бизнеса. Таких результатов можно достичь, если опустить «хочу» до «могу» и детально проработать план.

План-максимум. Мы называем его «зона удачи» или «джекпот». На этот план не стоит ориентироваться: он отнимет очень много сил. Но всякое бывает. Например, клиент захочет купить все ваши товары на складе. Такое случается, но чаще это удача. 

Теперь переходим к следующему этапу — бюджетированию.

Разработайте три адекватных сценария и постарайтесь выполнить план-норму.

Этап 5. Составить и принять бюджет

В бюджете более глубокая детализация. Туда занесите все показатели на пути к цели. Если в финансовой модели можно просто сказать, что «выручка примерно такая», то в бюджете надо прописать, какие продукты продаются, по какой цене, какой объём продаж будет в тот или иной месяц — и так по каждому показателю.

В финмодели вы прокрутите сценарии с приблизительными показателями. С бюджетом всё уже серьезно, поэтому и проработка каждого показателя более глубокая. Надо не просто запланировать, но и понять, как сделать.

Фрагмент нашего бюджета на 2021 год. Подробнее о нём Александр Афанасьев рассказывает в фильме «План в Занзибаре» → 

Шаблон такого бюджета можно забрать по ссылке →

Все бюджеты (а их много, в табличке увидите) должны быть взаимосвязаны. Вы не можете просто так наметить план на миллион продаж, не согласовав это с производством. Здесь рождается необходимость в общении между топ-менеджерами. Только в диалоге можно создать план, который будет соответствовать целям компании  и который будет готов выполнить каждый из топ-менеджеров.

 Лучше всего для такого планирования проводить стратсессии. Как это проходило у нас, рассказываем в фильме: 

Таким образом мы планируем все бюджеты. В итоге получаем мастер-бюджет, или бюджет доходов и расходов. Он содержит данные о продажах, о доходах от инвестиционной и финансовой деятельности, о расходах.

Этап 6. Регулярно анализировать план и факт

Когда вы научитесь планировать, то сможете перейти на годовые планы. Это значит, что вы будете раз в год садиться и строить бюджет на год вперед — вот так же, как мы показываем в фильме. Но это не значит, что планирование — это «сделал раз и забыл на год».

Составить план — это где-то 5% всей работы. Всё остальное происходит в течение года. И важно понимать, идете вы в плане или нет. Для этого нужно проводить регулярный план-факт-анализ.

В план-факт-анализе смотрим, где мы находимся, куда двигаемся и какой результат получаем: хороший или плохой. План — то, что было запланировано. Факт — то, как сейчас обстоят дела. Это твердые данные. 

Если что-то пошло не так, важно выяснить причины отклонения. Например, вы превысили бюджет по рекламе, но конверсия не увеличилась. Разберитесь в проблеме. Может быть, реклама была плохой. Или может, встал колл-центр, люди не могли дозвониться и поэтому продажи потеряны. После того как разобрались, делайте выводы и решайте, что сделать, чтобы больше такого не повторилось.

Когда научитесь работать с план-факт-анализом и делать выводы, увеличите точность планирования. Вы будете готовы к большей части сложностей, исправите прошлые ошибки и улучшите свой бизнес. 

План-факт-анализ помогает ответить на вопросы: идем ли мы к цели, которую запланировали, и какая стратегия сейчас выполняется — минимум, норма или максимум?

Частые ошибки при составлении финансового плана. Избегайте их изо всех сил

Мы часто видим на практике, как предприниматели вроде бы планируют, но не получают результата. Обычно так бывает из-за ошибок в финансовом планировании. Вот самые частые:

Ошибка 1. Опираться на фантазии, а не факт. Например, ставить финансовую цель — заработать 30 млн ₽ за месяц, когда компания получала максимум 3 млн ₽ выручки. 

Ошибка 2. Не учитывать ресурсы. Под ресурсами здесь имеем в виду деньги, время, силы команды. К примеру, ошибкой будет поставить перед отделом маркетинга цель — увеличить количество лидов в пять раз, но не выделить бюджет. Пусть крутятся как хотят. Или требовать у команды производить в пять раз больше продукции тем же составом. 

Ошибка 3. Забыть о рисках. Допустим, запланировать вложить всю годовую прибыль компании в новое, вроде бы перспективное направление, а потом прогореть. Стоит помнить о рисках и снижать их — к примеру, распределять прибыль по фондам, диверсифицировать вложения и в целом действовать обдуманно. 

Как составить финансовый план компании: в двух словах

  • Финансовый план компании — это инструмент управления доходами и расходами компании, а также способ достигать поставленных целей, расти и зарабатывать больше. 
  • Финансовое планирование помогает превращать мечты собственника в четкие, измеримые и достижимые цели, а еще — синхронизировать усилия команды, вовремя оценивать ресурсы и системно управлять бизнесом. 
  • Финансовое планирование состоит из шести этапов: собрать факт, поставить цель, составить финмодель, разработать три сценария, собрать и принять финансовый бюджет, а затем — регулярно сравнивать план с фактом. 
  • Есть три частые ошибки, которые предприниматели допускают при финансовом планировании: планировать из фантазий, без учета ресурсов и забыв о рисках. 
  • Ну а главная ошибка — вовсе не планировать и вести бизнес, доверившись Вселенной. 

Получите серию вебинаров по планированию и шаблоны инструментов

Эта статья — выжимка из нашего марафона по планированию «План-капкан». Там три вебинара:

  • «С чего начать финпланирование, если вы раньше этого не делали».
  • «Пошаговая инструкция по составлению плана на год».
  • «Обзор инструментов финансового планирования».

Вместе с вебинаром дается полный набор всех шаблонов. Просто оставьте почту в форме ниже, и мы пришлем вебинары. 

#бизнес-план #бюджетирование #планирование #планирование выручки #планирование прибыли #финансовая база #финансовый бюджет
22
3
Опубликовано: 25.06.21 Просмотров: 6 567

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс