Финансовые риски в строительстве возникают из-за перерасхода бюджета, недостатка финансирования, превышения расходов и неудачных инвестиций. Рассказываем, как контролировать такие риски и распределять авансы, чтобы не довести бизнес до банкротства.
Содержание
4 вида финансовых рисков в строительстве
Как правильно переносить затраты между проектами
Как оценивать риски в строительстве
Финансовые риски в строительстве: в двух словах
Поможем оценить финансовые риски в строительстве и управлять ими
4 вида финансовых рисков в строительстве
Финансовые риски в строительстве — это ситуации, из-за которых бизнес может сработать в ноль или в минус. Чаще всего финансовые риски возникают из-за:
-
Перерасхода бюджета
-
Недостатка финансов для завершения проекта
-
Превышения запланированных расходов
-
Неудачных инвестиций
Перерасход бюджета
Перерасход бюджета — это когда прибыльный проект стал убыточным из-за того, что бизнес превысил лимиты по расходам. В итоге денег не хватает, чтобы завершить начатое, — компания начинает тратить больше, чтобы завершить проект в срок: получает низкую маржу по проекту либо закрывает его в ноль.
Чаще всего перерасход бюджета происходит по вине самого бизнеса:
-
не закупили материал вовремя — дотянули до сезона, когда цены выросли;
-
плохо спланировали работу — например, не просчитали, что одной бригады мало и нужно нанять еще две;
-
неправильно распределили ресурсы — например, поздно заказали оборудование, из-за чего бизнес получил простой по работе.
Вот как это может выглядеть ↓
↑ Строительная компания подписала договор на 110 млн ₽ при себестоимости 100 млн ₽, но плохо спланировала расходы и потратила на 25 млн ₽ свыше бюджета. В итоге проект съел всю прибыль и увел бизнес в минус
Как контролировать риск. Заранее заложить в бюджет статью непредвиденных и накладных расходов.
Проект с нулевой маржой
Обычно строительный бизнес берет проекты с нулевой маржой в четырех случаях:
-
когда узнает об этом случайно — пересчитали смету после подписания договора и поняли, что проект нулевой;
-
когда компания заходит на новый рынок и еще не понимает своих расходов;
-
когда строительная фирма хочет зарекомендовать себя перед новым заказчиком;
-
чтобы бизнес работал на самоокупаемости в несезон.
↑ Работать в таких проектах стоит без лишних затрат и форс-мажоров. Ведь если закладывать что-то сверх проекта, то бизнес получит убыток.
Как контролировать риск. Следить за каждым этапом проекта — если появляется небольшое отклонение в сторону перерасхода бюджета, то отыгрывать его на следующем этапе:
-
Сэкономить на материалах или рабочей силе. Для этого закупают стройматериал по допуску, но более дешевый. Но стоит быть осторожнее: не покупать б/у стройматериалы и не нанимать дешевых специалистов без прораба.
-
Ускорить процесс стройки. Это поможет сэкономить до 15% на накладных расходах — на аренде оборудования и техники, электричестве, охране и так далее. Так компания может переплатить рабочим на 200 000 ₽ больше, но сэкономить на вспомогательных расходах больше миллиона.
Как только бизнес зафиксировал отклонение в сторону расходов, не стоит ждать, что всё придет в норму. Нужно исправлять перекос уже сейчас, пока есть время для маневра
Убыточный проект
Убыточный проект — это когда строительная компания берется за объект, на котором невозможно заработать прибыль. Обычно бизнес получает такие объекты из-за плохого расчета договора, технической или проектно-сметной документации.
Например, урвали контракт на стадион за 5 млрд ₽, а потом изучили документацию и поняли, что также нужно построить два общежития, баню и офисное здание. В итоге стоимость проекта выросла до 7 млрд ₽, а строительная компания должна все сделать за 5 млрд ₽ и получить убыток 2 млрд ₽.
↑ Так бывает, когда собственник строительной компании подписывает договор не читая
Как контролировать риск. Анализировать документацию и просчитывать смету до подписания договора — чтобы заранее понять, во сколько всё обойдется. Сметы могут быть:
-
по государственным расценкам — такие часто не отражают реальность, а договориться об их изменении сложно;
-
по рыночным ценам — более реальны, чем государственные расценки.
↑ Если бизнес работает на господрядах, то сметчику стоит заранее просчитать всё по государственным расценкам и переложить их на рыночные. Чтобы оценить, во сколько всё обойдется бизнесу.
В случае, когда бизнес уже получил убыточный проект, используют одну из стратегий:
-
Доказывать убыточность сделки через суд. Это помогает пересмотреть условия, добиться компенсации или расторгнуть договор, который принесет убытки.
-
Фиксировать все затраты во время строительства — чтобы после завершения объекта потребовать от заказчика оплатить расходы, которые он не заложил в проект. В том числе через суд.
Неудачные инвестиции
Неудачные инвестиции — это когда бизнес вкладывает деньги в проект и планирует получить прибыль, но всё идет не по плану. Например, купили землю в кредит и построили коттеджный поселок, но продажи не идут, — бизнес переплачивает проценты по кредиту и несет убытки.
Как контролировать риск. Просчитать идею на финансовой модели строительного проекта. Финмодель поможет увидеть, сколько бизнес сможет заработать, сколько потеряет при увеличении сроков проекта и когда вернет деньги банку.
Скачать бесплатный шаблон финмодели можно здесь ↓
[FORM PRESET="I" - "Шаблон финмодели"/]
Подробнее → Финмодель строительного проекта: зачем нужна и как составить
Как правильно переносить затраты между проектами
Когда проектов несколько, и в каждом из них разные условия финансирования, строительный бизнес начинает брать авансы с одного объекта и затыкать ими дыры в других. В итоге рано или поздно это приводит к банкротству. Чтобы не допустить таких ошибок, переносить затраты между проектами нужно правильно ↓
Переносить затраты неправильно |
Переносить затраты правильно |
Тратить авансы от клиентов на другие проекты. Так бизнес получит пени, рост долгов и зависимость от новых авансов — компания начинает брать убыточные проекты, чтобы получить договор с авансированием. В итоге уже не может отвечать по обязательствам и приходит к банкротству |
Вести систему фондов и счетов и распределять авансы так, чтобы оставить деньги в проекте на обязательные расходы. Например, оставить 70% на материалы и налоги, а 30% направить на проблемный проект. Так бизнес сможет построить новый объект и заткнуть дыры в старых |
Если денег на ведение системы фондов и счетов не хватает, то строительная компания подключает:
-
Технических специалистов. Чтобы те нашли, как построить дешевле, и фиксировали затраты для компенсации от заказчика. Например, технического директора, главного инженера, главного архитектора, сметчика и так далее.
-
Юриста по градостроительному праву. Чтобы тот проанализировал договор и нашел моменты, которые помогут отбить затраты.
Как оценивать риски в строительстве
Чтобы оценить риски, строительному бизнесу стоит привлекать:
-
Сметчиков и экономистов, чтобы оценить смету проекта. Например, соответствует ли она рыночным ценам;
-
Юристов, чтобы проанализировать договор и подводные камни. Например, что должна выполнить компания по СНИПам, укладывается ли это в бюджет и получится ли взыскать эти расходы с заказчика.
-
Главного инженера или технического директора, чтобы проанализировать виды работ. Например, учтены ли работы по грунтовке, шпатлевке и выравниванию стен, а не просто по покраске.
↑ Когда бизнес привлекает профессиональную команду для оценки рисков, то сводит к минимуму большинство проблем при строительстве.
Но случаются и непредсказуемые ситуации. Например, при рытье котлована есть риск найти что-то под землей: скотомогильник, которого нет на картах, кладбище и даже останки древнего животного.
Защититься от таких проблем можно, если работать с ответственным заказчиком, который не экономит на геологической разведке и готов разделить расходы за вынужденный простой.
Финансовые риски в строительстве: в двух словах
-
Финансовые риски — это ситуации, из-за которых бизнес может сработать в ноль или остаться без прибыли. Чаще всего это случается из-за перерасхода бюджета, недостатка финансирования для завершения проекта, превышения запланированных расходов и неудачных инвестиций.
-
Чтобы правильно перенести авансы с одного проекта на другой и не привести бизнес к банкротству, стоит вести систему фондов и счетов. Например, оставлять 70% аванса на обязательные расходы по новому проекту, а 30% направлять на то, чтобы заткнуть дыры в других объектах.
-
Чтобы оценить риски при работе с проектом, стоит привлекать экономистов, сметчиков, юристов и технических специалистов. Это поможет строительному бизнесу просчитать большинство рисков, с которыми работают в стройке.
Поможем оценить финансовые риски в строительстве и управлять ими
Финдиры НФ умеют анализировать бюджет, доходы и расходы строительного бизнеса. Они помогут просчитать выгоду от нового проекта на финмодели, создать систему фондов и счетов для покрытия расходов и закрыть дыры, в которые утекают деньги. Вот лишь некоторые примеры их работы:
Наши финдиры работают с бизнесом из разных сфер: от стоматологий до айти- и строительных компаний. Везде наводят порядок в финансах, настраивают управленческий учет, помогают увеличить прибыль и избавиться от кассовых разрывов.
Самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-встреча. Она бесплатная и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии