

Вопрос читателя: в чем принципиальные отличия? В финмодели — прогноз доходов, расходов, активов, пассивов, поступлений, выплат. Но ведь и в бюджете — прогноз всего того же самого.
Ответ финдиректора: действительно, и финмодель, и бюджет нужны для планирования деятельности компании. Но у них есть и другие функции — вот в них и кроется разница.
Чтобы понять различие между финмоделью и бюджетом, разберемся, что еще, кроме прогноза, они показывают, и для каких целей используют эти инструменты управленческого учета.
Финмодель нужна, чтобы проиграть сценарии
По финансовой модели смотрят, что будет с компанией в разных ситуациях:
- увеличится количество клиентов,
- вырастут прямые расходы,
- сократится период оборачиваемости запасов,
- компания возьмет кредит,
- увеличится цикл сделки и так далее.
Также финмодель демонстрирует, каких показателей нужно достичь, чтобы получить желаемую чистую прибыль. Подробно о возможностях финансовой модели написала Аня Иванова. Прочитайте эту статью.
Вот как работает финансовая модель на практике. Представьте собственника оптового магазина. Он страдает от кассовых разрывов. Составил финмодель и увидел — дело в отсрочках платежа, которые он дает клиентам и которые ему дают поставщики. Клиенты платят через 20 дней, а собственник поставщикам — через 15.
Проиграв на финмодели разные варианты размера отсрочек платежей для клиентов и поставщиков, при которых кассовых разрывов не будет, собственник выбрал тот, который посчитал реально достижимым: отсрочка для клиентов должна быть не более 14 дней, а отсрочка для поставщиков — не менее 18 дней.
Это лишь один из вариантов использования финансовой модели. Наши клиенты принимали с ее помощью самые разные решения:
— Эльдар отказался от привлечения инвестора,
— Сергей закрыл типографию,
— Алексей сменил формат работы с клиентами,
—Азат поменял бизнес-модель.
Итак, мы определили: финансовая модель нужна, чтобы понять, каким мы хотим видеть свой бизнес и что для этого надо сделать. Скачайте шаблон финмодели и посмотрите, как она работает.
Бюджет — это финплан. Точный и строгий
Вот мы прикинули желаемые цели и показатели по финмодели. Теперь нужно понять, как их достичь — что конкретно мы должны сделать, чтобы получить желаемую конверсию, объем продаж, размер оборотного капитала и так далее. И сколько денег можем на это потратить. Бюджет отвечает на второй вопрос. Это финансовая часть общего плана по развитию компании.
Представим строительную компанию. Генеральный директор составил план компании на квартал и спускает целевые показатели в отделы. Так, отдел маркетинга должен обеспечить заход целевых клиентов на сайт в количестве 500 человек в месяц. Начальник отдела маркетинга считает, сколько денег на рекламу и продвижение сайта нужно, чтобы обеспечить этот показатель и закладывает эти расходы в бюджет отдела.
Отделу продаж ставится задача обеспечить конверсию звонков во встречи на уровне 20% и конверсию встреч в договор в 15%, чтобы продавать 15 домов в месяц. Руководитель отдела продаж рассчитывает сумму бонусов менеджерам с планируемых сделок и добавляет их в бюджет отдела. Он также вносит в бюджет расходы на обучение сотрудников эффективным продажам.
Начальник отдела строительства получает свой показатель — построить 50 домов в течение квартала. Он считает, сколько нужно привлечь строителей для выполнения этих работ и какое количество материалов понадобится. Расходы на фонд оплаты труда строителей и на приобретение материалов закладываются в бюджет отдела.
Таким образом формируется общий бюджет компании и определяются лица, ответственные за конкретные финансовые показатели.
Утвержденный бюджет обязателен для исполнения всеми сотрудниками, поэтому позволяет держать финансы компании под контролем. Это уже точные показатели, а не примерные, как в финмодели.
Таблица: в чем разница между финмоделью и бюджетом
Финмодель | Бюджет | |
Зачем используем | Выбрать сценарий развития бизнеса | Утвердить финансовые цели компании |
Какую инфу содержит | Структуру бизнеса и взаимосвязь различных показателей в нем | Финансовые цели компании и кто ответственен за их выполнение |
Что можно понять | Ключевые показатели, существенно влияющие на чистую прибыль | Если показатель достигнут: за счет чего обеспечен результат и можно ли его улучшить в будущем |
Ресурсы, необходимые для роста бизнеса | Если показатель не достигнут: что надо сделать, чтобы не оплошать в следующий раз | |
Что ограничивает рост компании | ||
Какие показатели необходимо обеспечить для достижения поставленных целей |