

Коротко: фондоотдача показывает, насколько эффективно компания использует свои основные средства, или фонды, — здания, промышленное оборудование и станки, стоматологические кресла и компьютеры. Если фондоотдача растет — издержки снижаются, а прибыли становится больше. Каким предприятиям и как считать фондоотдачу — рассказываем в статье.
Что такое фондоотдача
Прежде чем перейти к самому показателю, нужно вспомнить, что относится к основным фондам (или основным средствам) компании.
Основные фонды — это то, что компания использует в производстве многократно со сроком службы более 12 месяцев. Среди них:
- здания и сооружения — дома, офисы, производственные цеха, ангары;
- оборудование — станки, производственные линии, стоматологические установки;
- компьютерная техника — ноутбуки, стационарные компьютеры, копировальные машины и сканеры;
- хозяйственный инвентарь — витрины, столы, шкафы;
- транспорт — автомобили, автобусы.
Не относится к основным средствам малоценное имущество, даже если его используют больше 12 месяцев: инструменты, канцелярские принадлежности, спецодежда, мелкая техника. Даже самый добротный степлер, который служит вам верой и правдой уже 5 лет, к основным фондам не относится.
Так вот: фондоотдача показывает, какую выручку приносит компании каждый рубль, инвестированный в здания, машины или станки. Другими словами — насколько рационально она их использует.
Для примера возьмем вымышленную стоматологическую клинику «Зубная фея». Она арендует помещение, а для лечения пациентов использует дорогостоящие стоматологические установки. Вот что относится к ее основным фондам:
Посчитав фондоотдачу для клиники, мы узнаем, насколько эффективно она использует оборудование и можно ли получать на нем больше выручки.
Как рассчитать фондоотдачу: на примере стоматологии
Считают фондоотдачу по формуле:
Выручка / Среднегодовая стоимость основных средств
В формуле два компонента, и у нас есть что сказать о каждом.
Выручка. Есть два способа подсчитать выручку ↓
- Кассовый метод — учитываются все деньги на счетах организации. Этот способ подходит бизнесу, который продает товары и услуги. Например, продуктовым, ювелирным и цветочным магазинам, стоматологиям и косметическим салонам.
- Метод начислений — учитываются только обязательства, выполненные перед заказчиком и закрытые актом. Этот способ подходит для компаний с длительным циклом производства, например для строительных и производственных организаций.
У нас есть об этом отдельная статья: Кассовый метод и метод начисления: в чем разница.
Среднегодовая стоимость основных фондов. Ее тоже можно посчитать двумя способами.
Способ 1. Не учитывает, сколько месяцев в году использовали оборудование:
Среднегодовая стоимость = (Начальная стоимость ОС + Конечная стоимость ОС) / 2
Давайте разберемся, что есть что в этой формуле:
- Начальная стоимость ОС — стоимость фондов на начало года.
- Конечная стоимость ОС — это стоимость на конец декабря. Она считается по отдельной формуле: Начальная стоимость ОС + Стоимость введенных (что купили нового в этом году) ОС − Стоимость выведенных (что продали или выбросили в этом году) фондов.
Скорее всего, ничего не понятно! Поэтому давайте на примере. Рассчитаем среднегодовую стоимость основных фондов для клиники «Зубная фея» первым способом. В начале года у компании было 4 стоматологических установки и 5 компьютеров: по одному в каждом кабинете и один — у администратора. В конце мая клиника решила обслуживать больше клиентов и купила дополнительное стоматологическое кресло с оборудованием и еще один ноутбук. Все установки и компьютеры оказались качественными и весь год не выходили из строя.
При этом их стоимость:
- стоматологическая установка — 450 000 ₽;
- ноутбук — 150 000 ₽.
Следовательно, у нас получится:
- Начальная стоимость ОС = 4 * 450 тыс. + 5 * 150 тыс. = 2,55 млн ₽.
- Конечная стоимость ОС = 2,55 млн + (450 тыс. + 150 тыс.) − 0 = 3,15 млн ₽.
- Среднегодовая стоимость ОС = (2,4 млн + 3,15 млн) / 2 = 2,77 575 млн ₽.
Уф, посчитали!
❗Важно: формула первого способа расчета не учитывает, что новое кресло и ноутбук мы использовали не весь год, а только 6 месяцев. Поэтому, если в течение года компания покупала новое оборудование или списывала старые фонды, второй способ расчета будет точнее.
Способ 2. Учитывает время, которое оборудование фактически отработало:
Среднегодовая стоимость = Начальная стоимость ОС + Стоимость введенных ОС * (Мввед / 12) − Стоимость выведенных ОС * (Мвывед / 12)
Опять какие-то абракадабры, разберемся с ними:
- Мввед — сколько месяцев прошло после ввода оборудования в эксплуатацию;
- Мвывед — сколько месяцев прошло после вывода оборудования из эксплуатации.
И рассчитаем среднегодовую стоимость ОС клиники «Зубная фея» вторым способом:
- Начальная стоимость ОС = 4 * 450 тыс. + 5 * 150 тыс. = 2,55 млн ₽.
- Конечная стоимость ОС = 2,55 млн + (450 тыс. + 150 тыс.) * (6 / 12) − 0 = 2,7 млн ₽.
- Среднегодовая стоимость ОС = (2,4 млн + 2,7 млн) / 2 = 2,85 млн ₽.
Теперь, когда мы определили среднегодовую стоимость основных средств, можно рассчитать фондоотдачу. Допустим, выручка компании в 2022 году была 11 млн ₽. В этом случае мы получим:
- Фондоотдача (способ 1) = 11 млн / 2,775 млн = 3,96 ₽.
- Фондоотдача (способ 2) = 11 млн / 2,85 млн = 3,86 ₽.
Таким образом, за каждый рубль, потраченный на стоматологическое оборудование и компьютеры, «Зубная фея» получает около 4 ₽ выручки.
Стоматология — пример материалоемкой компании. Это значит, что она тратит много денег на пломбы, штифты, коронки и импланты. А еще бывают не материалоемкие, а фондоемкие предприятия с высокой долей затрат на основные фонды и трудоемкие компании, где самое дорогое — зарплата персонала.
Тип компании | Основная статья затрат | Пример |
фондоемкая | амортизационные отчисления | сельское хозяйство, животноводство |
материалоемкая | сырье и материалы | тяжелое машиностроение, производство стройматериалов, строительные и ювелирные компании |
трудоемкая | зарплаты сотрудников | ИТ-компании, предприятия сферы услуг: клининговые сервисы, маникюрные салоны |
Чем больше денег компания вкладывает в основные фонды, тем выше ее фондоемкость и тем важнее ей отслеживать наш коэффициент. Тем не менее и другим бизнесам, например стоматологии и ИТ-компании, необходимо следить за этим показателем. Ведь они покупают дорогое оборудование и технику, которые нужно эффективно использовать, чтобы получать больше прибыли.
Как анализировать фондоотдачу
Вернемся к «Зубной фее»: фондоотдача 4 рубля — это много или мало? В целом, чем больше показатель, тем рациональнее компания использует основные средства и тем выше их загрузка. Но при этом единой для всех нормы не существует: в разных сферах фондоотдача может сильно различаться.
Чем больше показатель фондоотдачи, тем рациональнее компания использует основные средства и тем выше их загрузка.
Чтобы оценить уровень фондоотдачи в конкретной компании, можно пойти двумя путями:
- Смотреть фондоотдачу в динамике — через квартал, полгода или год в зависимости от производственного цикла. Если показатель растет — все хорошо. Если падает или остается неизменным — повод задуматься о причине и что-то поменять в процессах организации.
- Сравнить результат с фондоотдачей конкурентов. Ее можно самостоятельно рассчитать, посмотрев финансовые результаты другой компании на сайте Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если ваш показатель отличается в большую сторону — замечательно, конкурентоспособность вашего бизнеса выше. Если ниже — нужно что-то менять.
А еще на сайте testfirm.ru можно бесплатно посмотреть фондоотдачу в разных отраслях за 2012−2020 годы. Чтобы было на что опереться ↓
Факторный анализ фондоотдачи
Если у компании много разных основных средств или она выпускает несколько видов товаров, может понадобиться факторный анализ показателя. С помощью него можно увидеть, что именно влияет на фондоотдачу: структура основных средств, специализация компании, объем выпускаемой продукции или что-то другое.
Выделяют три вида факторного анализа: двухфакторный, четырехфакторный и семифакторный. Куда делись одно-, трех-, пяти-, и шестифакторный — не спрашивайте 😅
Двухфакторный показывает, как на фондоотдачу влияет структура основных фондов. Так, основные средства делятся:
- на активные — непосредственно участвуют в производстве продукции — станки, машины;
- пассивные — не участвуют в производственном цикле — здания, сооружения, автомобили.
Считается фондоотдача по формуле:
ФО = (ФА / ОС) * (В / ФА),
где ФА — среднегодовая стоимость активных основных средств.
Используя двухфакторный анализ, можно увидеть, как изменится фондоотдача, если уменьшится или увеличится доля активных ОС.
Например, я работала с производственной компанией, у которой в собственности было много разных основных средств: и дорогие здания, и станки. Рассчитав фондоотдачу по стандартной формуле, мы видели лишь общую картину, а как используется оборудование — не понимали.
Поэтому я углубилась в анализ основных средств и посчитала долю активной части — она оказалась всего 24%. Это значит, что здания и сооружения предприятия искажали фондоотдачу, и общий показатель был неинформативным.
Следующим шагом я проанализировала фондоотдачу по двухфакторной модели. Мы узнали текущий уровень показателя для производственных линий, увидели, что он растет, и уже могли выстраивать стратегию для дальнейшего развития.
Четырехфакторный анализ показывает, как на фондоотдачу влияют:
- структура ОС;
- специализация компании;
- средний объем выпускаемых товаров за год;
- оборачиваемость ОС.
Он применяется, если компания изготавливает несколько видов продукции. Например, не только одежду, но и обувь. В этом случае можно посчитать фондоотдачу для каждой группы товаров и увидеть, рационально ли используют ОС в каждом из случаев.
Для такого анализа фондоотдача считается по формуле:
ФО = (В / Соп) * (Соп / Мср) * (ФА / ОС) * (Мср / ФА),
здесь Соп — стоимость основной продукции, Мср — среднегодовая мощность производства.
Семифакторный анализ применяется в крупных производственных компаниях-гигантах и оценивает фондоотдачу по семи факторам:
- структура ОС;
- стоимость активной части основных средств;
- количество машин и оборудования, задействованных в производстве;
- средняя стоимость единицы оборудования;
- сменность работы оборудования;
- продолжительность машино-смены;
- эффективность использования оборудования.
Считается фондоотдача по формуле:
ФО = (ФА / ОС) * (Смаш / Фа) * (Тсм / Кст) * Пр (1 / Сс) * (Тч / Тсм) * (В / Тч),
где Смаш — стоимость машин и оборудования, задействованных в производстве;
Тсм — количество отработанных машино-смен;
Кст — количество станков;
Пр — длительность анализируемого периода в днях;
Сс — средняя стоимость станка;
Тч — число отработанных часов.
С помощью факторного анализа можно увидеть, как меняется фондоотдача, если выпускать больше продукции, модернизировать оборудование или работать в несколько смен.
Как повысить фондоотдачу: разобраться в причинах
Допустим, компания считает фондоотдачу второй год подряд и видит, что она падает. Что делать? Для начала — без паники. Второе — нужно найти причину ухудшения показателя и принять соответствующие решения. Вот основные причины, почему фондоотдача снижается, и как можно исправить ситуацию.
⏳ Ввод в работу нового оборудования или модернизация старого. В этом случае снижение фондоотдачи может быть временным. Например, если компания купила новые станки, чтобы производить больше товара, а выручка еще не успела вырасти. Поэтому стоит подождать и проанализировать фондоотдачу через некоторое время.
Если же показатель не вырос до первоначального значения, возможно, компания всё же неэффективно использует ресурсы — ищем причину дальше ↓
Причина: нерациональное использование техники. То есть оборудование не загружено на 100%.
Что можно сделать:
- выпускать больше товаров;
- нанять новых сотрудников, чтобы они использовали все ОС;
- заменить часть ручного труда машинным.
Причина: длительные простои оборудования. Могут быть из-за поломок, неэффективных процессов или нехватки людей, которые могли бы работать на этом оборудовании.
Что можно сделать:
- регулярно проводить технический осмотр ОС, чтобы избегать серьезных поломок;
- изменить производственный процесс, чтобы эффективнее использовать фонды;
- провести обучение для персонала, если поломки случаются из-за неправильно использованного оборудования;
- нанять новых сотрудников, чтобы задействовать все мощности компании;
- продать лишнее оборудование, которое не используется.
Причина: неправильный уход за ОС. Может привести к частым поломкам, простоям и дополнительным тратам на ремонт.
Что можно сделать:
- регулярно проводить техническое обслуживание;
- обучать сотрудников правильному использованию оборудования.
Вернемся к нашему примеру со стоматологической клиникой «Зубная фея». В клинике 4 кабинета и 4 стоматологических установки, на каждой из которых работает врач. При этом Маша и Саша трудятся целый рабочий день, Катя — полдня, а Лена приходит только 2 раза в неделю на 4 часа. В этом случае два дорогостоящих кресла простаивают больше 50% времени, а значит, не приносят выручки.
Чтобы исправить ситуацию, можно нанять еще одного врача или предложить Кате и Лене работать в одном кабинете, а лишний стул — продать.
Поможем повысить фондоотдачу вашей компании
Итак, мы рассказали, что такое фондоотдача, как ее рассчитывать и что делать, чтобы ее увеличить. Но это только один из многих других финансовых показателей, который стоит отслеживать каждой компании, если она хочет жить долго и счастливо.
С этим и другими показателями всегда помогут наши финдиректора. Они проанализируют текущее состояние компании, определят, что можно улучшить и как сделать бизнес успешнее.
Вот лишь несколько результатов работы финдиров Нескучных:
- Заткнули дыру, в которую 6 лет утекало до 150 000 ₽ в месяц
- Сэкономили 1 млн ₽ при покупке конкурента. Из-за его ошибок в учете
- Вышли из миллионного убытка на 700 000 ₽ чистой прибыли на госзакупках
- Сделали +2,5 млн рублей к маржинальному доходу в кризис
- Увеличили рентабельность собственного капитала с 24 до 48%
Со всеми компаниями финдиректор работает на аутсорсе в онлайне, поэтому город не важен.
Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию ↓