25 июля 2019
Без рубрики

Как поправить финансовое здоровье компании

Александр Гусаковский — необычный предприниматель. Он живет в Палехе и занимается лаковой миниатюрой — традиционным народным промыслом. Подождите удивляться: на самом деле, не важно, в какой области у вас бизнес, основные проблемы у предпринимателей все равно одни и те же.

Александр понял это на собственном опыте: он настолько погрузился в своё дело, что сам не заметил, на какие жертвы регулярно приходится идти. У Александра не было фиксированной зарплаты, часто собственными интересами приходилось жертвовать, а в цифрах царил бардак. Между тем компания росла, и проблемы только множились. В итоге Александр решил повысить финансовую грамотность и прошёл Марафон «Нескучных финансов».

Сегодня он расскажет вам, почему так важно заниматься «финансовым здоровьем компании», и почему ОПиУ — универсальная волшебная палочка, избавляющая бизнес от хаоса.

Передаём слово нашему герою!

С чего все началось

Свой бизнес у меня появился в 2004 году. Через три года я основал компанию «Возрождение». Наша главная цель — сохранить традиционную лаковую миниатюру и иконопись. У нас несколько основных направлений деятельности: храмовое искусство — реставрация икон и иконостасов, производство изделий лаковой миниатюры и продажа по всей России, например, “Эрмитажу” и розничная торговля — продаем “русские лаки” и сувенирную продукцию в своих магазинах.

Первый магазин открылся в Палехе — там мы выкупили и отремонтировали в туристическом центре старинное здание 1910 года — второй в Кинешме, сейчас готовимся к открытию третьего в Плесе. Мы удачно расположены — на Золотом кольце. Поэтому с клиентами проблем нет. Особенно летом, когда наступает высокий туристический сезон.

Наши основные расходы — содержание трех зданий, зарплата администрации и художников, бухгалтерская фирма на аутсорсе, закупка материалов для работы художников и, самое главное, зарплаты художников и позолотчиков.

Косвенные расходы одинаковые: ежемесячно они составляют 400 тысяч рублей. Выручка зависит от сезона и крупных заказов: например, в феврале у нас было 6 миллионов, в марте — 2.

Понял, почему не было ощущения комфорта

Казалось бы, все хорошо: дом построен, дети выросли, есть свой бизнес. Я могу назвать себя счастливым человеком. Но комфорта и ощущения стабильности у меня долгое время не было. Мне постоянно приходилось жертвовать своей зарплатой.

До того, как я пришел учиться в «Нескучные финансы», я думал: «Если это мой бизнес, какая зарплата? Сколько надо, столько и беру денег». Конечно, у нас была путаница в цифрах. Чем больше становилось сотрудников, чем быстрее рос бизнес, тем острее я чувствовал, что теряюсь. 

Мне нужна была квалифицированная помощь. Есть собственники, которые получают только дивиденды и бизнесом не интересуются. Может быть, им не надо разбираться в учете. Но я не такой: мне важно разбираться, как работает моя компания.

Первые открытия

Мы с финпомощником решили пройти онлайн-практикум «Порядок в финансах». Для меня было важно пойти учиться не в одиночку: я часто бываю в командировках, а так получается, что не я один анализирую и получаю информацию. Мы закончили Марафон в середине апреля. У нас появились действенные инструменты для ведения учета — осталось только их внедрить.

Например, мы стали вести зарплатную ведомость. Когда мы первый раз ее составили, я неожиданно для себя понял, что у нас, оказывается, уже 98 человек работает — а до этого, во всех интервью, я говорил, что сотрудников 70. Это недопустимо, когда собственник не понимает, сколько у него наемных работников. 

Помимо зарплатной ведомости мы занялись ДДС и ОПиУ. Они у нас уже были, но велись в упрощенной форме. Из-за этого некоторые пункты дублировались, и получалась путаница.

Как и зачем вести ОПиУ

Сейчас ответственность за отчеты лежит на мне. Но я частично делегировал обязанность собирать данные моему финпомощнику. В настоящее время у нас дела обстоят так: ДДС и зарплатную ведомость ведет бухгалтер, финпомощник ее курирует, чтобы все было четко. ОПиУ мы собираем вместе.

Мы долго думали, как создавать этот отчёт. Сложность в том, что у нас разноплановая деятельность — как все статьи прибыли и убытков свести вместе? В итоге мы взяли за основу таблицу «Нескучных финансов», создали три направления: торговля, производство и продажа лаковой миниатюры, оформление храмов. Соответственно, ведем ОПиУ по трём этим направлениям, фиксируем выручку, переменные и постоянные расходы, в итоге маржинальность видим на ладони. 

Можно вести бизнес без ОПиУ, но если он очень маленький и простой. Если ты один содержишь маленький магазинчик или ты мастер и что-то продаешь, тогда можно обойтись самым элементарным скорым ДДС. Но если бизнес разрастается, появляется финансовый, производственный отдел, появляются продажники, пиар-служба, нужно обязательно иметь правильный ОПиУ. Ты видишь и понимаешь, как распределяются финансы внутри компании.

С помощью ОПиУ собственник может ответить на следующие вопросы: красавчик ли он (заработал ли прибыль в этом месяце) и прибылен ли его бизнес вообще. Если в бизнесе несколько направлений, то с помощью ОПиУ можно понять, какое из направлений работает эффективнее.
Анны Ивановой
Комментарий финансового эксперта

Приведу пример. У строительной компании 3 направления: строительство, проектирование и аренда. Главным из них было строительство, которое съедало все силы, ресурсы и время компании. Собрав ОПиУ мы увидели, что это направление является убыточным. Приняв управленческое решение, компания отказалась от строительства, сфокусировав свое внимание и ресурсы на прибыльных направлениях.

ОПиУ формируется начисленным методом. Это значит, что данные туда попадают в момент возникновения обязательства с той или иной стороны. Например, мы начисляем зарплату в феврале, а выплачиваем в марте. В каком месяце мы признаем зарплату в ОПиУ? Правильно — в феврале».

Как выглядит ОПиУ

Поставил задачу — укрепить финансовое здоровье

Сейчас мне стало гораздо комфортнее психологически. Я понял, что моя обязанность, как собственника, сделать так, чтобы у всех вовремя была зарплата. В том числе, и у меня. Сейчас расходы по зарплатам у нас составляют примерно миллион рублей в месяц. Необходимо, чтобы он у меня был заранее — и деньги не приходилось занимать, как случалось раньше.

Я поставил для себя задачу: к осени укрепить финансовое здоровье. Создать финансовую подушку безопасности, закупить необходимые материалы на будущее, чтобы не ломать голову, где их найти в нужный момент.

Для моего бизнеса это очень важно. Например, у наших художников основная статья расхода — сусальное золото, мы закупаем его в Италии. В идеале нам нужно иметь золото на несколько месяцев вперед.

Пока у нас много работы. Иногда мне все еще приходится урезать свои доходы, чтобы вложить деньги в бизнес. Но если я занимаю сам у себя, я могу спрогнозировать, когда деньги вернутся.

Я убедился, что законы экономики базовые — как законы тяготения. Поэтому и проблемы у всех собственников похожие. Если ты предприниматель, тебе нужно знать, как разумно управлять своим бизнесом. И не важно, чем ты занимаешься — иконописью, программным обеспечением или пошивом обуви.

Опубликовано: 25.07.19 Просмотров: 514

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс