Составила финмодель для фитнес-клуба и поняла, зачем нужны фонды

Анна Попова
Анна Попова
обожает Финразбор

Александра Халенкова, Таганрог

Владеет двумя фитнес-клубами ПроФреш

Программа: Финразбор 

Какие инструменты внедрила после Финразбора: финмодель, ДДС, ОПиУ, баланс, систему фондов

Результат: начала правильно распределять чистую прибыль, подготовила «подушку безопасности» на случай сезонных провисов

Пока у Александры был один клуб, разбираться в финансах было довольно просто: опыт у нашей героини большой, да и своя система учета была налажена. А вот когда открылся второй клуб, начался хаос. Плюс постоянно беспокоили проблемы с кассовыми разрывами — денег было то много, то мало. При этом маржинальность была высокой — это казалось хорошим знаком, но мы-то знаем, что с маржинальностью не все так однозначно. В общем, Александра решила раз и навсегда навести порядок в финансах бизнеса.

В декабре Александра сходила на Финразбор «Нескучных финансов» и вот уже второй месяц ведет учет у себя в компании по-новому. Сегодня Александра поделится первыми инсайтами, расскажет о внедренных инструментах и о том, зачем компании нужны фонды. 

Передаем слово нашей героине!

Открыла второй клуб — и запуталась в цифрах

В этом бизнесе я давно: первый клуб открылся 10 лет назад. Я не «зеленый» предприниматель, и мне казалось, что у меня в бизнесе все было хорошо. У нас была своя система учета, которая казалась нам удобной: мы считали расходы и доходы, фиксировали банковские операции.

Была одна проблема — сезонность бизнеса. Осенью, зимой и весной мы на пике, люди ходят в фитнес, а вот под конец весны и летом наступает резкий спад и, соответственно, падают выручка и прибыль. Летом людям не интересно заниматься фигурой.

Открытие клуба ПроФреш

Настоящие проблемы начались, когда мы открыли второй клуб. Я начала путаться в отчетах и финансах, возникло ощущение, что с деньгами то густо, то пусто. Меня мучили сомнения: иногда казалось, что я замечательный руководитель и управленец, а иногда — наоборот. Я не могла понять, успешная я или нет. Чтобы разобраться с этим, я записалась на Финразбор. 

Уже на Финразборе я поняла: надо вести учет иначе. Но обо всем по порядку.

Сходила на Финразбор и получила крутую финмодель

Перед финразбором «Нескучные финансы» составляют финмодель бизнеса — табличку, где бизнес разложен по цифрам. Когда финдиректор прислала финмодель, и я увидела ее в первый раз, вообще ничего не поняла — это был огромный поток новой информации. Потом стала разбираться и, наконец, осознала, как это удобно.

Сотрудницы ПроФреш

Финмодель нам составила Екатерина Яхонтова. Мы дважды созвонились по скайпу: первый раз Катя рассказала, какие данные нужно подготовить для оцифровки бизнеса. Я прислала ей все что нужно, и мы созвонились второй раз, чтобы обсудить дальнейшую работу. Через сколько-то дней Катя прислала готовую финмодель. 

Вот что я собрала для финмодели: 

Описала все виды услуг: персональные тренировки, солярий, массаж. Плюс расписала, какие у нас есть абонементы: на полдня и день, на месяц, три месяца, полгода, и год.

Выручку по каждому виду услуг и типу абонементов за год. Увидела среднюю выручку за месяц и средний чек на каждую услугу.

Количество заявок в месяц с сайта и соцсетей. Вычислила, сколько стоит одна заявка по каждому из рекламных каналов, и перераспределила рекламный бюджет. 

Разделила все расходы по статьям: коммуналка, хозрасходы, налоги и так далее.

После этого Катя внесла данные в табличку и получилась готовая финмодель. И тут мне открылось несколько неожиданных инсайтов.

Подождите, Александра! Давайте дадим слово финдиректору Екатерине Яхонтовой. 

У нас с Александрой было два созвона в скайпе. Первый длился около трех часов вместо двух положенных. Дело в том, что нам нужно было разобраться в абонементах для клиентов — а их было очень много. Например, клиенты могли выбрать абонемент на весь день или до 15:00, на полгода или на месяц и так далее.

Когда мы работали над финмоделью, выяснилось, что у Александры высокая маржинальность. Обычно это хороший признак, но не в этом случае. Дело в том, что у Александры была низкая доля переменных затрат — 18%. Остальные 82% были постоянными. Что такое переменные затраты? Это затраты, которые меняются вместе с выручкой. Например, к ним относится процент, который получает фитнес-инструктор за проведенную тренировку. Если выручки нет, то нет и расходов на процент для инструктора.

А постоянные затраты — это оклады сотрудников, зарплата уборщиков и так далее. Они не зависят от уровня выручки. Поэтому, когда случается сезонный провис и выручка падает, у бизнеса начинаются финансовые проблемы — постоянные расходы же никуда не деваются. 

Чтобы во время сезонного провиса не случалось кассовых разрывов и других проблем, нужно заранее подготовиться к этому периоду. Сформировать «подушку безопасности» — так называемый резервный фонд, — и, если есть такая возможность, перенести часть постоянных затрат в переменные.

Ввела систему фондов — и подстраховалась на случай кассовых разрывов

После составления финмодели стало ясно, что нам нужно иначе распоряжаться финансами. Поэтому мы решили сформировать «подушку безопасности» и заодно другие фонды, чтобы грамотно управлять чистой прибылью.

О системе фондов — коротко. Чтобы не получилось так, что сегодня вы покупаете мебель из красного дерева, а завтра нечем оплатить аренду, нужно ввести систему фондов. Чистая прибыль компании распределяется по фондам и покрывает обязательные расходы бизнеса, дивиденды собственнику, налоги и так далее. С фондами — денег всегда хватает.

Я пока сформировала четыре фонда: 

Налоговый фонд. Основной налог я плачу в конце года и каждый раз мне не хватает на него денег. Теперь буду откладывать деньги в налоговый фонд, чтобы копить сумму в течение года, а когда настанет время рассчитаться с государством — сделаю это без проблем. 

Фонд амортизации. Иногда тренажеры выходят из строя, это нормально. Но когда это случается — всегда неприятно, потому что приходится брать деньги на ремонт непонятно где. Теперь буду брать их из фонда амортизации.

Фонд дивидендов. Дивиденды будем признавать только после отчисления в фонд, из которого деньги уже пойдут собственнику — то есть мне. Чтобы не получилось так, что я получила свой процент, а фитнес-клубу нечем покрыть расходы. 

Инвестиционный фонд. Если раньше в новом клубе надо было что-то купить, мы брали деньги из кассы первого клуба. Первый клуб был донором для второго. Как только второй клуб появился, это было логично, но теперь надо, чтобы он окупал себя сам. Сейчас в первом клубе часть прибыли идет на инвестиции во второй клуб, и эти деньги я буду брать из фонда, а не наугад, как раньше.

Еще я хочу отчислять в фонды фиксированный процент, но это пока еще предстоит внедрить.

Небольшой итог спустя два месяца после Финразбора

После Финразбора я много думала об учете и своих ощущениях. Я поняла, что на самом деле, основная работа над собой начинается не на самом Финразборе, а после. Это нормально: понимание учета не может прийти за два дня. На Финразборе ты впитываешь информацию как губка, а потом постепенно расставляешь все по полочкам.

Теперь я чувствую себя увереннее как руководитель. Мой собственный бизнес стал для меня понятнее и прозрачнее. И это бесценное ощущение.

Оцените статью:
Опубликовано: 01.02.20 Просмотров: 681
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

11 июля 2019
3 021

XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе

Чтобы больше никогда не держать неликвид

4 мин.
Читать статью
25 июня 2021
2 093

Этапы финансового планирования. 6 шагов от цели к бюджету

Почти во всех компаниях, с которыми мы работаем, сначала не было финансового планирования. Как правило, собственники пробовали разок запланировать выручку и прибыль, у них не получалось и они бросали. А зря. Хорошая новость: с этими компаниями мы со временем выходим на точность планирования от 80%. Не сразу, но все же выходим. В этой статье мы […]

5 мин.
Читать статью
13 ноября 2019
10 129

Программы и сервисы для ведения финансового учета: что выбрать

Разбираем по косточкам популярные программы финансового учета

3 мин.
Читать статью
14 июля 2019
2 302

Как финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса

На что мы тратим целых 3 месяца

3 мин.
Читать статью
19 июля 2019
1 755

Как признавать выручку по длительным проектам

Компании с долгим циклом производства — 6 месяцев и дольше — должны признавать выручку поэтапно. Потому что если признавать выручку после выполнения всех работ, будет сложно оценить, в каком месяце компания заработала больше.

2 мин.
Читать статью
20 августа 2019
6 681

Почему просто считать деньги — опасно

И какие отчеты нужно вести помимо ДДС

3 мин.
Читать статью