30 сентября 2020
Текучка

Руководство по импорту
и экспорту товаров

Расширять бизнес и выходить на международный рынок ― это амбициозная цель. Но помимо возможностей возникают и обязанности, которые тянут за собой затраты и риски.

Сегодня расскажем, какие затраты возникают при совершении сделок по внешнеэкономической деятельности, и как эти операции отражаются в наших любимых управленческих отчетах.

На что придется потратиться?

Перечень затрат зависит от конкретной сделки. Например, если вы хотите продавать французское шампанское, нужно будет заплатить акциз. Но есть затраты, которые одинаковы для всех.

Услуги таможенного брокера по оформлению пакета документов. Без брокера не обойтись, как ни крути. Есть два варианта: штатный специалист и аутсорс.

Штатный специалист разбирается во всех тонкостях оформления документов и всегда будет на связи.

Брокер на аутсорсе ― это дешевле, если импорт или экспорт — не основной вид деятельности. У аутсорсеров есть все, чтобы не запариваться со всеми тонкостями. Если вы редко привозите заграничный товар или продаете за рубеж, то аутсорс ВЭД ― самое оно.

Нанять штатного специалиста выгодно, если вы всерьез решили заняться импортом или экспортом. При больших объемах работ его зарплата обойдется дешевле, чем оплата услуг сторонней компании. К тому же, он всегда будет держать вас в курсе дел.
У аутсорсинговых компаний есть пакетные решения, а есть отдельные услуги. Получается, что если всерьез заниматься экспортом и импортом, то выгоднее взять специалиста в штат, потому что на аутсорсе цены немаленькие.

Таможенные пошлины. Размер пошлин зависит от классификации товара по товарной номенклатуре ВЭД и таможенной стоимости товара. Регулируется главой 6 Таможенного кодекса РФ, в котором есть порядок расчета для разных групп товаров.

Чтобы рассчитать таможенные сборы и пошлины, нужно знать стоимость всей партии товара.

Налог на добавленную стоимость. Ставка НДС при экспорте 0%. Помните, что право на применение такой ставки необходимо подтвердить в налоговой. Подробнее о том, как это сделать, описано в статье 165 НК РФ.

Ставка НДС при импорте в 2020 году 10% или 20%. Это зависит от группы товаров. Регулируется статьей 160 НК РФ.

Лицензии, сертификаты соответствия и безопасности. Узнать, требуется ли оформление лицензии, сертификатов соответствия и безопасности на товар, можно через классификатор товарной номенклатуры ВЭД.

Услуги по получению необходимых документов придется оплатить отдельно. Для этого нужно выбрать организацию, которая выдаст нужную лицензию. Во время работы над этой статьей, в качестве эксперимента мы подали заявку на сертификацию чая для экспорта. Вот какой ответ мы получили: сертификат соответствия выдадут через 3 дня, нужно заплатить 10 200 рублей.

Хранение груза на складе. Пока решаете все вопросы с таможенным оформлением, ваш груз будет храниться на временном складе. Каждый день пребывания стоит денег. Поэтому в ваших интересах заранее подготовить все необходимые документы, получить лицензии, сертификаты и договориться с брокером о сопровождении сделки. Чтобы не было проблем, обратите внимание на правильное оформление первичной документации, такой как контракт, таможенная декларация и инвойс ― аналог нашего счета-фактуры. Если в момент прохождения таможенного контроля обнаружатся ошибки, то груз застрянет на складе временного хранения, а это будут непредвиденные расходы.

Валютный счет и услуги РКО. Для совершения платежных операций по ВЭД, необходимо будет на стадии оформления контракта открыть валютный счет в банке. Обратите внимание на тарифы, они у всех разные. Появляется регулярный платеж за расчетно-кассовое обслуживание и валютный контроль.

Банки часто делают пакетные предложения. На этом примере ведение двух счетов и валютный контроль обходится в 3 990 рублей в месяц.

Перевозка товара. Включается в себестоимость товара и иногда значительно его удорожает. Если вы пользуетесь транспортной компанией, попросите заранее предварительный расчет, чтобы понимать, выгодно ли везти товар из-за границы.

Расчет можно заказать онлайн. Для этого нужно знать габариты груза: вес, и высоту, ширину для расчета объема.

Что и где отразится в отчетах?

Давайте посмотрим, как операции по импорту и экспорту отразятся в трех главных управленческих отчетах: ДДС, ОПиУ и Баланс.

Отчет о движении денежных средств. Здесь всё просто. Появляются новые статьи затрат в операционной деятельности:

  1. Лицензии, сертификаты соответствия и безопасности.
  2. Услуги таможенного брокера.
  3. Таможенные пошлины, сборы, акцизы.
  4. Услуги хранения груза на временном складе.
  5. Обслуживание валютного счета.
  6. Уплата налога на добавленную стоимость, НДС.
  7. Разница в скачках курса.

Лайфхак: не включайте эти статьи затрат в существующие, потому что все затраты, кроме расчетно-кассового обслуживания в банке и налогов, войдут в состав переменных затрат при сборе отчета о прибылях и убытках.

Отчет о прибылях и убытках. Название статей расходов для формирования отчета о прибылях и убытках можно оставить таким же, как в ДДС. Отразить расходы в отчете мы сможем тогда, когда продадим импортный товар в нашей стране или отгрузим экспортный товар.

Итак, вот, что будет переменными затратами:

  • Лицензии, сертификаты соответствия и безопасности.
  • Услуги таможенного брокера.
  • Таможенные пошлины, сборы, акцизы.
  • Услуги хранения груза на временном складе.
  • Курсовые разницы.

Кстати, в бухучете курсовые разницы признаются в тот день, когда поменяли валюту, а в финучете ― на последнюю дату месяца, за который делается отчет.

В постоянные включаем услуги расчетно-кассового обслуживания, зарплату специалиста по ВЭД.

Немножко про налог на добавленную стоимость. ОПиУ всегда собирается без НДС. Это нужно для того, чтобы видеть, сколько на самом деле денег мы заработали. Но надо вспомнить, что импортеры в любом случае платят НДС, даже те, кто использует упрощенку и другие спецрежимы. Только вот вычет по этому налогу получить не получится. Поэтому, если импортер использует спецрежимы, он включает НДС в себестоимость. А это уже отражается в отчете о прибылях и убытках.

Баланс. При импорте чаще всего в условиях контракта будет обязательная частичная или полная предоплата за товар. Значит, деньги мы уже заплатим, а товар получим потом. Поэтому в разделе «Оборотные активы» количество «Денег» уменьшится на сумму предоплаты и появится новая строка ― «Товары в пути».

При экспорте, наверняка, вы тоже попросите авансовый платеж у покупателя, поэтому у вас в «Краткосрочных обязательствах» пассива появится строка «Авансы экспорт». А в «Оборотных активах», соответственно, увеличится количество «Денег».

Шпаргалка по отчетам

Вот супер-таблички, в которых коротко описано, как отражать в управленческой отчетности работу с экспортом и импортом товаров.

Так в основных отчетах отражается деятельность по экспорту на разных этапах ― подготовке товара к продаже за рубежом, прохождение таможни и продажи товара в другой стране.
А вот так отражается в ДДС, ОПиУ и балансе импорт на разных этапах: покупка товара в другой стране, «растаможка» и продажа в нашем государстве.

Потратиться на оформление импортного товара придется серьезно. И лучше всего рассчитать, во сколько обойдется внешнеэкономическая деятельность, и выгодна ли она компании. Можно самостоятельно составить бюджет, а можно нанять нашего финансового директора, чтобы он взял ответственность за это и многое другое.

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#импорт #расходы #экспорт
2
2
Опубликовано: 30.09.20 Просмотров: 18 367

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс