

В финансах есть одна истина, которую понять непросто: количество денег ничего не говорит о прибыли компании. Денег может быть много без прибыли, а может быть мало с прибылью. Почему?
отгрузили клиенту товар с отсрочкой платежа → вроде работу сделали, а денег нет
запустили предпродажу неготового продукта → вроде денег много, но мы ж ничего не сделали
заполнили склад сырьем для производства → вроде полезное дело сделали, но теперь приходится сидеть без денег
закупили дорогое оборудование → без него у компании нет будущего, но из-за крупной траты месяц на смарку, денег нет
В этой статье будем считать прибыль правильно — по выполненным обязательствам, а не деньгам. Звучит сложно? Не пугайтесь, сейчас разберемся — а еще дадим формулу подсчета прибыли и шаблон отчета, в котором ее удобно считать регулярно.
Два главных принципа в расчёте чистой прибыли
Все загвоздки по поводу подсчета прибыли растворяются, если понять всего два принципа: 1) выручку признаем, когда выполнено обязательство, 2) расходы признаем по факту реального использования. Обсудим каждый подробнее.
1. Выручка = выполненное обязательство. Деньги становятся вашими ровно в тот момент, когда вы выполнили свое обязательство перед покупателем: отгрузили кирпичи на его склад, полностью сделали сайт, отдали человеку колбасу. В этот момент можно записывать деньги в табличку — в тот месяц, когда обязательства были выполнены.


2. Расходы признаются по факту реального использования. Представьте, что вы едете на машине из Москвы в Питер. Залили 100 литров бензина, а потратили только 70. Значит, когда будете подбивать расходы на поездку, запишете в них стоимость только 70 литров бензина. Остальные 30 вы потратите уже потом — хотя заплатили за них во время поездки. В бизнесе точно так же:
5 июня платим зарплату за май. Деньги тратим в июне, но расход майский — мы же платим за ту работу, которую сотрудники делали месяц назад.
10 декабря платим аренду за январь. Деньги тратим в декабре, а расход январский, потому что платим за использование офиса в январе.
Расходы, которые напрямую связаны с выручкой, признаем только тогда, когда получили выручку. Просто так расходов не бывает.
Закупили складских товаров на 1 млн рублей, а реализовали из них только 80%. Значит, в расход идет только 800 тысяч рублей. Оставшиеся 200 тысяч рублей лежат на складе и никуда от нас не делись. Это ваши деньги, просто в агрегатном состоянии запасов. В расход они пойдут потом, когда продадим остальной товар.
Приобрели 70 кубов древесины за 100 тысяч рублей. Произвели из этой древесины 50 стульев. Продали за месяц только 25 стульев — значит, расходов на закупку древесины понесли на 50 тысяч рублей.
Кипит голова? Это нормально. Тут как с плаванием: на словах черте что, а падаешь в воду и как-то постепенно учишься.
Формула чистой прибыли
Когда вы разобрались с принципами выше, подсчет прибыли — дело техники. Просто воспользуйтесь формулой расчета чистой прибыли:
Чистая прибыль = Выручка — Переменные расходы — Общепроизводственные расходы — Косвенные расходы — Налоги — Проценты по кредитам — Амортизация
По сути, мы просто вычитаем из выручки расходы. Но расходов у нас аж шесть типов — это нужно для большей детализации, чтобы быстро можно было понять, на каком этапе образовалась проблема или прорыв. Давайте разберемся с этими расходами.
Переменные расходы — это те, которые напрямую зависят от выручки. Выручка растет — и они растут, падает — и они падают. Вообще не будет выручки — и этих расходов не будет. Если вы делаете стулья, то для вас переменным расходом будет стоимость древесины для их производства.

Косвенные расходы — это те, которые относятся к работе компании в целом, их нельзя отнести к определенному направлению. Как правило, это аренда офиса, зарплата административного персонала.

Амортизация в двух словах — это когда мы «размазываем» стоимость основных средств на период использования. Купили машину и не записываем сразу ее стоимость расход — а на протяжении пяти лет списываем понемножку. И получается, что машина стоит не миллион, а 16 670 рублей в месяц. Статья про амортизацию → Почему считать амортизацию — это обязательно
Проценты по кредитам. У каждого кредита есть тело и процент. Тело — это та сумма денег, которую вы взяли и постепенно возвращаете банку. Взяли кредит на миллион — этот миллион и есть тело. А еще вы платите проценты банку — при подсчете прибыли учитываются только они.
Налоги при подсчете прибыли — это только налог на прибыль. Остальные налоги (на зарплату, земельный, транспортный и так далее) входят в соответствующие расходы. То есть, когда начисляете зарплату, учитывайте ее со всеми отчислениями государству.

Расчет чистой прибыли бизнеса: в двух словах
- Важно понять два принципа расчета чистой прибыли: 1) выручка признается, когда выполнено обязательство, 2) расходы признаются по факту реального использования
- Формула чистой прибыли выглядит следующим образом: Выручка — Переменные расходы — Общепроизводственные расходы — Косвенные расходы — Налоги — Проценты по кредитам — Амортизация
- Удобным инструментом для ведения отчета о прибылях и убытках является ОПиУ
Скачайте шаблон ОПиУ с инструкцией
Подсчет прибыли ведут в отчете о прибылях и убытках (ОПиУ). Считайте месяц за месяцем, отслеживайте динамику выручки, следите за расходами, не упускайте рентабельности.
Попробуйте считать прибыль в нашем шаблоне. Там уже настроены формулы, а на последнем листе в таблице есть инструкция по настройке.