Оборотный капитал — это ресурсы, которые компания использует, чтобы заработать прибыль. Главное, что нужно знать про оборотный капитал, — если его не хватает, бизнес ждут кассовые разрывы, кредиты и долги. Хорошая новость в том, что оборотный капитал можно увеличить.
Содержание
Из чего состоит оборотный капитал и как его рассчитать
Как анализировать оборотный капитал
Как эффективно использовать оборотные средства
Что еще помогает оптимизировать оборотный капитал
Как оптимизировать оборотный капитал: в двух словах
Поможем оптимизировать оборотный капитал и не только
Из чего состоит оборотный капитал и как его рассчитать
Оборотный капитал — это собственные средства компании, которые вложили в оборот. К ним относятся:
-
деньги — те самые деньжатки, деньжищи, бабосики, которые всегда должны быть на счету, чтобы компания могла выполнять свои обязательства;
-
запасы — товары, заготовки и сырье, которые хранятся на складах компании и используются для продажи и производства;
-
дебиторка — деньги, которые контрагенты должны компании и скоро перечислят;
-
кредиторка — деньги, которые компания должна своим контрагентам. Не всегда это прямой долг за что-то, авансы от клиентов тоже считаются кредиторкой.
Чтобы узнать свой оборотный капитал, нужно воспользоваться формулой:
Разберем, что есть что в этой формуле:
-
оборотные активы — это деньги, запасы и дебиторская задолженность;
-
краткосрочные обязательства — кредиторская задолженность и краткосрочные займы.
Например, у компании «Луна» есть 1 млн ₽ на счету, 2 млн ₽ в запасах и 500 000 ₽ в дебиторке. Также у нее есть один кредит на сумму в 1,5 млн ₽. Считаем по формуле: (1 млн ₽ + 2 млн ₽ + 500 000 ₽) − 1,5 млн ₽ = 2 млн ₽. Это и есть оборотный капитал нашей компании.
Как анализировать оборотный капитал
Оборотный капитал может быть положительным и отрицательным.
В предыдущей главе мы рассчитали оборотный капитал компании «Луна» и получили результат в 2 млн ₽. Представим, что у компании не один, а три кредита на сумму 4 млн ₽. После расчета по формуле окажется, что оборотный капитал «Луны» в этом случае отрицательный.
Разберемся, что это значит.
→ Положительный оборотный капитал означает, что в обороте больше денег собственника.
→ Отрицательный говорит о том, что бизнес использует больше чужих денег, чем своих.
Оптимизация оборотного капитала как раз и заключается в том, чтобы уменьшить сумму запасов и дебиторской задолженности и увеличить сумму кредиторской. Об этом дальше ↓
Как эффективно использовать оборотные средства
Итак, чтобы оптимизировать оборотный капитал, нужно разморозить деньги из запасов, подтянуть их из дебиторки и временно высвободить больше оборотных средств, отсрочив возврат кредиторки. Разберемся с каждым пунктом отдельно.
→ Оптимизация запасов. Часто сотрудники отдела закупок подстраховываются, покупают больше, чем нужно, и в итоге замораживают деньги в товарах и сырье. Чтобы этого не происходило, нужно регулярно проводить анализ запасов. Здесь помогут:
-
ABC- и XYZ-анализы;
-
расчеты коэффициента и периода оборачиваемости запасов.
На практике это выглядит так:
Шаг 1. Провести ABC-анализ. Он поможет определить, какие товары приносят больше всего прибыли, а какие просто дают оборот и иллюзию бурной деятельности. С его помощью можно определить товарные группы и конкретные позиции, на которые нужно делать упор в продвижении и продажах.
Шаг 2. Провести XYZ-анализ. С его помощью можно узнать, какие товары пользуются большим спросом, а какие просто занимают место и покрываются пылью.
Шаг 3. Объединить результаты ABC- и XYZ-анализов. Так можно определить, какие товары активно покупаются и приносят больше дохода. Это ваши флагманы. По опыту, нередко оказывается, что из 10 000 позиций компания зарабатывает только на 100.
Шаг 4. Рассчитать и проанализировать коэффициент и период оборачиваемости запасов. Для этого используют формулу:
Так можно узнать, сколько раз за период, например, за месяц запасы пополняются и продаются. Если количество дней в этом периоде разделить на коэффициент, получится количество дней, которое запасы хранятся на складе.
Нельзя однозначно сказать, какой коэффициент и какое количество дней должны быть, всё зависит от скорости пополнения склада и объемов продаж и производства. Тут важно другое:
-
оценивать оборачиваемость групп товаров и корректировать ассортимент — закупать товары, которые хорошо продаются, и минимизировать товары, на которые нет спроса;
-
соотносить оборачиваемость и срок годности продукции;
-
следить за страховым запасом, чтобы не остаться без товара, пока его везут поставщики.
→ Управление дебиторской задолженностью. Дебиторская задолженность — это сумма, которую нам должны покупатели или которую мы заплатили в качестве аванса. Дебиторка растет, когда компания направо и налево раздает отсрочки оплаты и не контролирует возврат денег. Также дебиторка увеличивается, если компания всё время платит внушительные авансы поставщикам.
Вот что можно сделать, чтобы оптимизировать дебиторскую задолженность:
Шаг 1. Проанализировать сроки оплаты. Здесь важно составить список клиентов со сроками их отсрочек. Иногда кажется, что отсрочки дают изредка, а когда перед глазами лежит список, оказывается, что половина клиентов платит через месяц и более.
Шаг 2. Уменьшить количество дней отсрочки и зафиксировать это регламентом. Коммерческий директор может давать клиентам отсрочки, чтобы выполнить план продаж. Он не видит весь денежный поток компании и, не осознавая этого, загоняет бизнес в кассовые разрывы.
Шаг 3. Настроить контроль платежей. На этом этапе нужно ввести систему напоминаний или автоматизировать процесс выставления счетов на оплату задолженности. Хорошо, если мотивация менеджеров отдела продаж зависит, в том числе, от поступления денег от покупателей. Иначе, как и в случае с коммерческим директором, они могут давать отсрочки, чтобы выполнить план продаж, а затем, получив бонусы, не работать над возвратом долга.
Шаг 4. Следить за коэффициентом оборачиваемости дебиторской задолженности. Коэффициент показывает, с какой скоростью погашается дебиторская задолженность. Рассчитывается по формуле:
Если количество дней в период, у нас это месяц, разделить на полученный коэффициент, можно узнать, сколько дней в среднем составляет отсрочка платежа.
Нормативных значений тут нет, но общее правило такое: чем меньше срок, тем лучше. За показателем можно следить в динамике и, если он растет, принимать меры, о которых мы говорили выше.
→ Управление кредиторской задолженностью. И, наконец, чтобы оптимизировать оборотный капитал, нужно разобраться с кредиторкой. Вот что можно для этого сделать:
-
увеличить срок оплаты поставщиками, то есть договориться о более длительных сроках оплаты, но без потери скидок;
-
сравнить условия поставщиков и выбирать тех, кто согласен на более длительный срок оплаты;
-
автоматизировать процесс оплаты и исключить досрочные платежи, если они не дают никакой дополнительной выгоды.
Если в компании не хватает оборотных средств, то даже небольшое увеличение срока оплаты, например, с 30 до 45 дней, поможет сократить количество кассовых разрывов и снизить потребность в привлечении краткосрочных кредитов.
Читать в Газете Нескучных
Как делать закупки, чтобы не забивать склад и не морозить деньги
Как провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Что еще помогает оптимизировать оборотный капитал
Кроме работы с запасами, дебиторкой и кредиторкой, оптимизации оборотного капитала может помочь:
-
грамотное управление деньгами — держать минимальный резерв, размещать свободные деньги на депозитах или в краткосрочных вложениях, планировать движение денег с помощью финансовой модели;
-
ускорение операционного цикла — уменьшить время превращения сырья в готовую продукцию, ускорить процесс выставления счетов, автоматизировать процессы от закупки до реализации;
-
контроль и анализ ключевых метрик — следить за операционным циклом, коэффициентами текущей ликвидности и оборачиваемости запасов;
-
привлечение финансирования для оптимизации — использовать факторинг для ускорения поступлений по дебиторке, привлекать краткосрочные кредиты или кредитные линии для покрытия разрывов, переводить часть расходов в рассрочку или лизинг.
Представим компанию с оборотным капиталом в 10 млн ₽, которая решила последовать нашим советам. Благодаря работе с запасами она снижает затоваренность на 10%, а это 1 млн ₽. Также она уменьшает дебиторку на 20%, а кредиторку на 15%. В итоге у нее высвобождаются 4,5 млн ₽, которые можно использовать с разными целями: например, вложить в развитие бизнеса или закрыть кредиты.
Как оптимизировать оборотный капитал: в двух словах
-
Оборотный капитал — это собственные средства компании, которые вложили в оборот.
-
В оборотный капитал входят деньги, запасы, дебиторская и кредиторская задолженности.
-
Оборотный капитал может быть положительным и отрицательным.
-
Положительный оборотный капитал означает, что в обороте больше денег собственника. Отрицательный говорит о том, что бизнес использует больше чужих денег, чем своих.
-
Чтобы оптимизировать оборотный капитал, нужно разморозить деньги из запасов, подтянуть их из дебиторки и временно высвободить больше оборотных средств, отсрочив возврат кредиторки.
Поможем оптимизировать оборотный капитал и не только
Финдиры Нескучных помогают компаниям разбираться с возникшими вопросами: как оптимизировать оборотный капитал, снизить расходы, увеличить выручку и прибыль, наладить стабильные продажи и масштабироваться.
Вот как обычно работают наши финдиры:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии