Онлайн-практикум по финуcheту
21.01.2025
Стратегия
Все статьи

Как управлять финансами бизнеса во время кризиса. На примере Нескучных финансов

Александр Афанасьев
Сооснователь Нескучных финансов
Оксана Крупина
Оксана Крупина
Редактор
Оксана Крупина
Светлана Дучак
Редактор
Как управлять финансами бизнеса во время кризиса. На примере Нескучных финансов
  • 8647

Конспект антикризисного эфира с Александром Афанасьевым, сооснователем компании «Нескучные финансы». В эфире обсуждали, за какими показателями бизнеса нужно особенно пристально следить во время кризиса. Все примеры — из отчетов «НФ».

Показатели, о которых будем говорить, покажут, насколько компания готова к кризису, насколько собрана, позволят взглянуть на бизнес немного сверху и подскажут, как прийти к идеальной ситуации. 

Обновили статью в январе 2025 года. Актуализировали информацию и добавили полезных ссылок.

Содержание

Ежемесячные метрики: выручка и прибыль на сотрудника

Еженедельно: метрики подразделений

Финансы бизнеса во время кризиса: в двух словах

Поможем увеличить прибыль не только в кризис

Ежемесячные метрики: выручка и прибыль на сотрудника

С точки зрения финансовой устойчивости каждый месяц нужно смотреть на метрики, которые говорят о том, насколько компания финансово здорова. Мы в Нескучных делаем это с помощью панели приборов. 

Панель приборов Нескучных финансов. Как сделать такую же, мы рассказывали в статье «Как собрать финансовую панель приборов в Google Data Studio»

Ключевые показатели. В верхней части панели выведены ключевые показатели: остаток денег на счетах, выручка, чистая прибыль, точность планирования и собственный капитал:

Показатели довольно понятны, но всё же кратко скажу о каждом:

  • Остаток денег на конец месяца — показывает, достаточно ли топлива у нашего бизнеса.
  • Выручка — доходы компании за месяц, смотрим, растут или падают.
  • Чистая прибыль — сколько осталось после вычета из выручки всех-всех расходов. Нужно добиваться, чтобы прибыль у компании была не околонулевой и выражена была не только в запасах и основных средствах, но и в деньгах. 
  • Точность планирования прибыли — чем выше точность планирования, тем профессиональнее работает команда.
  • Собственный капитал — капитал компании, смотрим, что с ним происходит: растет или падает. 

Главная обязанность менеджмента — делать так, чтобы компания была прибыльной. Если от месяца к месяцу компания генерирует убыток, то она больна. И в перспективе может умереть, то есть обанкротиться. 

Цели по выручке и прибыли. В правой части панели — цель компании по выручке и прибыли:

По этому кусочку панели мы смотрим: куда компания идет? К какой цели? С какой скоростью? Например, видим, что январь и февраль «Нескучные» прошли в рамках плана. Понятно, что в марте будут изменения, но это не значит, что мы откажемся от цели. Будем думать, как ее достигнуть в новых условиях.

Цель помогает ответить на вопросы, что надо делать и что не надо делать. 

Контрольные лампочки. Слева на панели находятся контрольные лампочки, они связаны с денежным потоком и рентабельностями:

Здесь важно следить за тем, достаточно ли у компании поступлений, — это денежные потоки и расходы. В кризис особенно важно заботиться о том, чтобы поступлений было больше, чем выбытий, иначе есть риск попасть в кассовый разрыв.

Если поступлений меньше, чем выбытий, — это повод разобраться, почему так. Например, у нас в феврале больше выбытий, потому что рухнули рекламные каналы, доходы упали, а расходы остались на прежнем уровне. Значит, мы направляем сюда внимание: ищем способы увеличить доходы и оптимизируем расходы. 

Про расходы и рентабельности еще поговорим дальше. 

Выручка и чистая прибыль. Ниже на панели смотрим динамику выручки и чистой прибыли:

Оцениваем, как выручка и прибыль ведут себя по отношению друг к другу в динамике за период. Прибыль должна расти быстрее выручки — это золотое правило экономики. Если не так, значит, компания работает неэффективно: у нее слишком много расходов, а доходы растут не так быстро. 


Точность планирования. У нас этот показатель называется «тестом на красавчика». Он показывает, насколько владелец или руководитель управляет результатом. Нормальный показатель в коридоре 80%–120%:

Точность планирования в 80%–120% говорит о том, что результат управляемый, компания может на него влиять. Другие показатели, даже с большим позитивным отклонением, показывают, что управляемость низкая: то густо, то пусто.

Рентабельности. Дальше смотрим рентабельности по валовой, операционной и чистой прибыли:

Рентабельности показывают, какой процент выручки уходит на расходы или какая часть выручки становится прибылью:

  • рентабельность по валовой прибыли — какой процент прибыли остается от выручки после вычета производственных расходов;
  • рентабельность по операционной прибыли — какой процент остается от валовой прибыли после вычета расходов на коммерческий и административный блоки;
  • рентабельность по чистой прибыли — какой процент остается от операционной прибыли после вычета расходов на налоги, кредиты и амортизацию.

Есть мнение, что компанию можно считать управляемой и финансово здоровой, если ее рентабельность по чистой прибыли больше 10%. Тогда ей будет хватать прибыли на дивиденды, фонды развития и резервов. А фонды, в свою очередь, позволят с меньшими потерями переживать кризисы. 

Нормы по валовой прибыли нет, тут всё зависит от сферы деятельности. Например, мы стараемся держаться в диапазоне 70%–75%, но есть компании, для которых норма может быть в районе 50%. Тут лучше сравнивать с конкурентами. 

Расходы. Дальше идет блок расходов по долям в выручке: какую долю занимают производственные, административные и коммерческие расходы. 

Расходы нужно оптимизировать, независимо от того, упал доход или нет. Но оптимизацию нужно проводить с умом, чтобы не наоптимизировать лишнего. 

При этом важно понимать, какой процент выручки уходит на расходы и сколько компания тратит по секторам: производственному, административному и коммерческому. Мы делим расходы именно так, а не на постоянные, переменные, прямые и косвенные, потому что так информативнее:

  • производственные расходы — усилия, которые мы прикладываем, чтобы финдиректора производили выручку;
  • административные — усилия для роста и развития компании;
  • коммерческие — усилия для роста дохода. 

Здесь есть правило: с ростом выручки доля расходов должна падать. Именно доля — процентное выражение, а не абсолютные значения. 

Да, есть расходы, которые напрямую завязаны на выручку, — переменные. Тогда правило не будет работать, но в остальных случаях доля должна снижаться с ростом выручки. Ведь чтобы сделать х10 по выручке, вам не нужно платить зарплату 10 директорам. 

Плохо, когда наоборот, вместе с ростом выручки растет и процент расходов. Если такое отклонение есть, на него нужно оперативно реагировать.

Выручка и прибыль на сотрудника. Показывает, сколько выручки и прибыли приходится на сотрудника в среднем. 

В идеале с ростом команды выручка и прибыль на сотрудника должны расти. Ведь когда мы нанимаем людей, то рассчитываем, что они помогут компании зарабатывать больше. Но по моему опыту, в реальности часто людей набирают просто так, чтобы были, и этот показатель падает. В итоге компания превращается в кружок по интересам.

Падающий показатель выручки и прибыли на сотрудника — это пощечина для руководителя. Так же неприятно и отрезвляюще. Но тут не стоит впадать в крайности, бывают ситуации, когда падение этого показателя нормально, например, когда только наняли новых людей, — они 2–3 месяца входят в должность и пока работают не так продуктивно. 

Доля ФОТ. Также важно анализировать долю расходов на ФОТ от выручки компании:

Особенно важно проводить анализ доли ФОТ тем компаниям, которые предоставляют услуги. Например, у нас на ФОТ приходится 50% выручки, и изменение его доли даже на 1% влияет на прибыль. 

Здесь правило, как с расходами: с ростом выручки процент расходов на ФОТ должен падать. Если происходит наоборот, значит, неграмотно выстроена система мотивации в компании, и ее нужно пересматривать. 

И опять же речь идет о доле, а не об абсолютных значениях. В деньгах зарплаты вполне могут расти вместе с выручкой компании, но доля ФОТ в процентах при этом должна снижаться.

Соотношение денег и кредиторки, своего и заемного капитала показатели, связанные с финансовой устойчивостью и независимостью компании: 

Соотношение денег и кредиторки еще называют ликвидностью компании. Это соотношение показывает, достаточно ли у компании денег, чтобы расплатиться с долгами. В нашей идеальной картинке денег и кредиторки должно быть поровну, но мы к ней еще пока не пришли. 

Еще тут важно подумать, достаточно ли компании именно денег, а не запасов, товаров, основных средств, которые не всегда легко продать. 

Соотношение собственного и заемного капитала — это про независимость компании от кредиторов. Чем больше собственного капитала, тем независимее компания. 

Панель приборов — это верхний уровень. Если же нужно подробнее проанализировать источники выручки или расходы, то идем в ОПиУ  — отчет о прибылях и убытках. 

Еженедельно: метрики подразделений

Раз в неделю команда топ-менеджеров отслеживает ключевые метрики по подразделениям. Эти метрики показывают тенденции и динамики: что растет, что падает. 

Список метрик мы разрабатывали с командой вместе и ведем их в системе «Платрум»:

Покажу несколько примеров подразделений Нескучных финансов, но у вашего бизнеса метрики будут свои:

  • Количество денег, переведенное фонду офиса владельцев, — показывает, сколько денег от поступлений пошло на формирование фондов. Чем больше, тем спокойнее и безопаснее для компании.

  • Количество баллов по проверочным спискам офиса безопасности — показывает, всё ли в порядке с юридической точки зрения.
  • Поступления от клиентов в перерасчете на одного члена команды. Чем больше, тем лучше.
  • Количество аттестованных классов, план по найму и количество постов с растущими трендами в HR-департаменте. Показывают, насколько продуктивна команда, а это и есть цель работы HR-департамента: обучение и развитие сотрудников.
  • Количество лидов, квалифицированных лидов и встреч в отделе продаж. По ключевым этапам воронки оцениваем ситуацию в отделе продаж. 
  • Сумма продаж и сумма поступлений.
  • Сумма активов Нескучных финансов.
  • Просроченная кредиторка. 
  • Запланированное количество клиентов и их распределение на текущую неделю.
  • Количество новых клиентов, которых взяли в работу.
  • Количество клиентов на обслуживании. 
  • Количество неурегулированных отклонений в отделе качества.

С этими показателями работает команда, она видит взаимосвязи, может оперативно реагировать и принимать решения. 

Отчет отдела продаж. Отдельно смотрим отчет отдела продаж:

Здесь мы следим за:

  • процентом выполнения плана по поступлениям;

  • стоимостью заявки и клиента;

  • LTV — сроком жизни клиента, — важным показателем для компаний, которые работают с постоянными клиентами;

  • приростом клиентов;

  • процентом потери клиентов.

Например, по нашему отчету видно, что план должен быть выполнен на 52%, а выполнен только на 28%. И мы знаем, с чем это связано, — рухнули рекламные каналы, а за ними и поток клиентов. Знаем и можем что-то предпринять, например, мы проводим выступления в бизнес-клубах и собираем заявки в ручном режиме.

Может показаться, что все эти показатели и отчеты — для крупного, богатого бизнеса. Но стоит понимать, что система собирается постепенно, последовательно. Это как с игрой на барабанах: сначала кажется невозможным сыграть хоть что-нибудь мелодичное, но если тренироваться дважды в неделю несколько месяцев, то получится. 

Система показателей не появляется мгновенно. К примеру, мы свою выстраивали почти год и продолжаем ее обновлять и улучшать. При этом я не советую владельцам самим пытаться собрать и настроить всё. Чтобы это сделать профессионально, придется стать финдиректором.

Финансы бизнеса во время кризиса: в двух словах

  • Прибыль должна расти быстрее выручки — это золотое правило экономики. Если не так, значит, компания работает неэффективно: у нее слишком много расходов, а доходы растут не так быстро. 

  • Точность планирования показывает, насколько владелец или руководитель управляет результатом. Нормальный показатель в коридоре 80%–120% говорит о том, что результат управляемый, компания может на него влиять.

  • Компанию можно считать управляемой и финансово здоровой, если ее рентабельность по чистой прибыли больше 10%. Тогда ей будет хватать прибыли на дивиденды, фонды развития и резервов. А фонды, в свою очередь, позволят с меньшими потерями переживать кризисы.

  • С ростом выручки доля расходов должна падать. Именно доля — процентное выражение, а не абсолютные значения. 

  • С ростом выручки процент расходов на ФОТ должен падать. Если происходит наоборот, значит, неграмотно выстроена система мотивации в компании, и ее нужно пересматривать. 

  •  Чем больше собственного капитала, тем независимее компания. 

Поможем увеличить прибыль не только в кризис

Наши финдиры знают, как улучшишь любые показатели бизнеса с помощью уникальной системы учёта. 

Вот так мы помогли нашим клиентам ↓

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-встреча. ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс