23.07.2019
Кейсы
Все статьи

Как предприниматель из Питера поладил с цифрами и вышел из кассовых разрывов

Анна Попова
Редактор
Как предприниматель  из Питера поладил с цифрами и вышел из кассовых разрывов
  • 701

Андрей Наумов — предприниматель из Санкт-Петербурга. Он один из управляющих партнеров компании с супер серьезным названием «Комплексные Экологические Решения», которая вот уже пять лет занимается экологической документацией для строительных компаний.

Андрей — не новичок в области экологии, а вот опыта работы руководителем у него в самом начале не было. Выяснилось, что собственный бизнес — коварная штука: у Андрея возникли проблемы — в частности, кассовые разрывы и путаница с прибылью и выручкой.

Однако наш герой не опустил руки и решил принять участие в двухмесячном Марафоне «Нескучных финансов» по наведению порядка в финансах. Андрей признается: Марафон дал настоящий вау-эффект для развития его компании. Теперь в ней работает отчетная система, а сам Андрей перестал думать, что цифры, поступающие из бухгалтерии, — это неведомая тарабарщина. Он разобрался в языке цифр и начал чувствовать, чем живет его бизнес.

Передаем слово самому Андрею.

«Дебиторка» и «кредиторка» казались 
мне ругательствами

Наш бизнес помогает строительным организациям с экологической документацией. Обычно им нет смысла брать под эту задачу дополнительного человека в штат, поэтому мы востребованы.

Когда мы с партнером начинали бизнес, у меня не было управленческого опыта. Я все делал по наитию. Например, держал большинство цифр в голове, но не пытался упаковать их в отчеты — не видел в этом смысла.

Обычно мы просто приходили к бухгалтеру и спрашивали: «Прибыль или убыток?» На этом весь управленческий учет у нас заканчивался.

У меня возникло ощущение вакуума: я чувствовал, что мне не хватает понимания цифр, которыми оперирует бухгалтерия. Для меня «дебиторка» и «кредиторка» были ругательными словами, а прибыль и выручка — равноценными понятиями. Было ощущение, что я иду буквально по минному полю.

Понял, что хочу во всем разобраться сам

В строительной сфере сейчас кризис. Получается эффект домино: падает маржинальность заказчиков, а вслед за ней — и наша. Плюс ко всему выросла конкуренция. Так что в течение последнего года наши показатели упали.

Начались и другие проблемы. Время от времени у нас случались кассовые разрывы. Бывало, что мы выскакивали из них буквально в последний день.

Мы стали думать, что делать. В декабре прошлого года я собрался и поехал в Москву — на Интенсив «Нескучных финансов».

После прохождения Интенсива я понял, что у нашей компании есть три варианта: нанять финансового директора, взять консультанта «Нескучных финансов», который бы нам все наладил, и пройти Марафон.

Нанять финдиректора — слишком дорого, поэтому выбирали между консультантом и Марафоном. Марафон показался мне самым эффективным. Мне понравилось, что на Марафоне предприниматели сами учатся налаживать управленческий учет.

Я понял: нужно пропустить информацию через себя. Научиться чувствовать цифры. Если я это не сделаю — то для меня управленческий учет останется на уровне красивых картинок. Поэтому мы остановились на Марафоне.

Думал, что финмодель — трата времени впустую

В начале марафона я категорически не хотел делать финмодель: мне казалось, это пустая трата времени. Дело в том, что клиенты приходят к нам главным образом за счет сарафанного радио. Конечно, мы используем рекламу в интернете, но она приводит к нам минимум новых клиентов. Поэтому для нас с самого начала модель продвижения бизнеса через Инстаграм и другие соцсети была неактуальна.

Наш менеджер Алина убедила меня попробовать сделать финмодель. Как-то утром я все-таки сел за домашнее задание. Когда я собрал финмодель, то был приятно удивлен: у меня появилась возможность, образно говоря, поиграть с цифрами и увидеть их с разных сторон. Конечно, на финмодель нельзя стопроцентно ориентироваться, но она показывает динамику развития компании.

Каждый отчет раскрывает общую картину бизнеса в цифрах

Первый документ, который мы разбирали на Марафоне — ДДС. На мой взгляд, правильно, что нам его дали в самом начале. Собрав ДДС, ты четко понимаешь, о чем этот курс и готов ли ты двигаться дальше. Например, у нас в группе была одна девушка. Когда она собрала ДДС, она осознала, что у нее в компании все плохо — и решила закончить Марафон.

Еще полезный документ — отчет о прибылях и убытках. Благодаря ему каждое направление бизнеса становится прозрачным: ты сразу видишь, сколько денег уходит, например, на офисные нужды. Появляется понимание, как минимизировать траты (особенно, бытовые), когда падает маржинальность.

Лично для меня самый полезный документ курса — учет сделок.

Скажу честно: мне было гораздо интереснее собрать и качественно заполнить этот документ, чем выполнять другие задания.

Благодаря учету сделок мы фиксируем все коммерческие предложения, скидки, которые мы даем или которые у нас просят заказчики, и тем самым ведем четкую статистику движения вверх или вниз, отмечаем даты начала и окончания проекта.

Это помогает контролировать процесс работы по проектам: например, наши заказчики не всегда готовы предоставить необходимую готовность строительного объекта, чтобы мы могли заняться документацией. Теперь мы можем оперативно это отследить и скорректировать сроки договора дополнительным соглашением. Мы стали более грамотными в юридическом плане.

Выстроили вектор развития компании

Для меня Марафон — это вау-эффект. Благодаря ему мы выстроили вектор правильного развития компании. Моя эффективность как руководителя уже возросла на 80-90 %. А ведь я только начал применять полученные знания на практике.

Мы еще работаем над системой управленческого учета в компании. Но для меня уже ясно, что наш бизнес функционирует совершенно по-другому. Шестьдесят дней Марафона — оптимальное количество времени, чтобы во всем разобраться, увидеть динамику развития и проанализировать ошибки, которые ты сделал при сборе документов.

Работы еще много — надо разобраться 
со сбором цифр

Пока перед нами стоит проблема сбора цифр. Кто-то из подрядчиков присылает нам необходимые документы чуть ли не ежедневно, кто-то — раз в месяц, кто-то — раз в неделю. Если у тебя два или три подрядчика, то довольно непросто собрать все нужные цифры к пятому числу каждого месяца. Чтобы наладить эффективную систему отчетов, нужно грамотно и гибко перенастроить своих подрядчиков. Этим мы сейчас и занимаемся.

На сегодняшний день я сам собираю ДДС и ОПиУ, а балансом занимается мой бухгалтер. Этот документ для меня пока не раскрылся на все 100%. Я понимаю его важность, но думаю, и в будущем оставлю его в зоне ответственности бухгалтера.

Набил шишки и двигаюсь дальше

Если бы я с нынешним багажом знаний пришел в бизнес пять лет назад, я бы сразу занялся отчетностью. Но мне надо было набить шишки и понять самому, зачем нужен учет.

Сейчас я хочу открыть еще одну компанию. И там я с самого начала внедряю управленческий учет. Я хочу знать, чем дышит компания, даже если не смогу участвовать в ее жизни 24/7.

У меня проснулся азарт: я жду конца месяца, чтобы создавать отчеты. Это потрясающее чувство — понимать, что ты ощущаешь цифры своей компании.

Всем друзьям я уже советую ваш курс. Я буквально заставляю их пройти Марафон: «Идите, сначала вы ничего не поймете, но через полгода оцените важность того, чему вас тут научили». Для развития бизнеса нужен отлаженный управленческий учет. Например, когда я открываю РБК, я вижу новости о том, что крупные компании ежегодно публикуют отчеты о своей работе. Вряд ли крупный бизнес тратил бы время на отчетность, если бы это было бесполезное занятие, правда?

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс