Онлайн-практикум по финуcheту
10.01.2023
Стратегия
Все статьи

Итоги Нескучных финансов за 2022 год (и поздравления)

Александр Афанасьев
Сооснователь Нескучных финансов
Александр Афанасьев
Мария Соболева
Редактор
Итоги Нескучных финансов за 2022 год (и поздравления)
  • 2097

31 декабря 2021-го в 23:59 мы подняли бокалы, чокнулись и с облегчением осознали, что год ковидных ограничений и санитарных проверок закончился. Конечно, тогда никто не знал, что 2022-й будет жестче предыдущего в миллион раз. Но это не повод не вспомнить, что мы загадали под бой курантов и что из этого сбылось. 

На связи Александр Афанасьев, сегодня рассказываю, как «Нескучные финансы» пережили год. Где сработали четко, где провалились, а где вместо одного кризиса попали в три. Запасайтесь мандаринками и погнали. 

Деньги: выполнили план наполовину

В январе 2021 года я и мой бизнес-партнер Сергей Краснов были в Доминикане с командой топ-менеджеров: планировали грядущий год и оценивали силы. Мы хотели «порвать реальность»: заработать 619 млн рублей выручки, 234 млн рублей прибыли и взять на сопровождение нашу тысячную компанию. 

С точки зрения бюджетов «Нескучные финансы» росли линейно — казалось, так и будет продолжаться. Но к апрелю 2022 года мы поняли, что были не совсем адекватны, когда ставили оптимистичные планы по росту в четыре раза по сравнению с 2021 годом. 

Когда я говорю «неадекватны» — это не оценочное суждение из категории «хорошо — плохо». Наша картина мира не соответствовала действительности, была неадекватной. Поэтому мы корректировали планы каждый квартал — это нормально. Следующий год мы будем планировать уже с учетом новых опыта и знаний, постараемся быть более «адекватными».

А пока вот что в получилось по деньгам в «Нескучных» за 2022 год. 

ПоказательПлан Факт Выполнение
Выручка 619 млн ₽396 млн ₽63%
Прибыль 234 млн ₽103 млн ₽44%

Грубо говоря, план выполнен на 50% — это меньше, чем в прошлом году. Тогда мы выполнили план на 100%. Но даже несмотря на то, что мы сделали только половину от желаемого, мы все равно показали хороший прирост по выручке. 

Показатель2021 год, факт 2022 год, факт  Прирост
Выручка 223,6 млн ₽396 млн ₽+77%
Прибыль 66 млн ₽103 млн ₽+56%

Я считаю, что так вырасти за год — это огонь. И очень горжусь командой, которая организовала этот результат. 

Команда: большая любовь

На сегодня у нас 220 партнеров-финдиров — это на 65 человек больше, чем в начале года. Планировалось привлечь 400 финдиректоров, но мы стольких не наняли. В целом мы увеличили команду с 236 человек до 347 сейчас. 

Исходя из продаж и маркетинга планируем и объем, и производственные мощности. Поэтому каждый квартал мы всегда корректируем, но если от года к году посмотреть, то, наверное, мы в два раза меньше подключили партнеров, чем хотели и планировали в январе.

Зато слет команды провели мощный: собралось 165 человек. Это укрепляет боевой дух, сплачивает команду. Всю ночь пели и танцевали, старались дать ребятам все самое лучшее.

Клиенты: планировали 1000, получили 468 

Мы планировали подключить 1000 компаний на сопровождение — получилось подключить 468. Тоже почти половина от плана. Но интересно не это, а одно мое наблюдение о наших клиентах. 

В 2022 году о «Нескучных» начали узнавать в бизнес-среде, и к нам стали обращаться более крупные компании. Если раньше 70% бизнесов, с которыми мы сотрудничали, работали с выручкой до 200 млн в год, то теперь к нам приходят клиенты с выручкой от 500 млн. И оказалось, что «Нескучным» практически нечего им предложить. 

Представьте ситуацию: человек приходит в автосалон. У него есть деньги и желание купить классную тачку вроде Mercedes-Benz E-класса. А в салоне только Volkswagen Polo. Человек пожимает плечами и уходит. Так получилось и у нас: мы не были готовы к тому, что к нам начнут обращаться большие организации, поэтому какое-то время по накатанной предлагали им Volkswagen Polo вместо Mercedes-Benz. 

Поработать над сегментами аудитории «Нескучных» — это один из пунктов моего плана на 2023 год. Частично мы уже решили эту проблему запуском двух новых продуктов — «Финспецназа» и «Директора по развитию».

Продукты: два новых 

В 2021 году мы запланировали вывести на рынок «Финспецназ» и «Директора по развитию». И вывели. И даже сделали это лучше, чем ожидали. 

«Директор по развитию»

Услуга по выстраиванию менеджмента внутри компании. Мы предоставляем специалиста, который анализирует бизнес, находит узкие горлышки и помогает с ними разобраться. А еще сплачивает команду и дает руководителям прикладные инструменты управления — таблицы, регламенты, карты развития. 
«Финспецназ»

Это решение сложной проектной задачи нашими высококлассными финдирами. Допустим, у компании нет проблем с финотчетностью, но работает бестолковая система мотивации, и менеджер по продажам получает больше собственника. Или, например, не настроена система фондов, нет дивидендной политики — и собственник постоянно сидит без денег. Вот такие задачи и решает финспецназ: одна проблема — набор инструментов для решения и оплата за результат. 

Перед запуском мы думали, что яркого спроса на эти два продукта не будет. Но ошиблись. Спрос на них был — причем такой, что нам пришлось сознательно отказываться от клиентов, чтобы сохранить качество услуги и успеть подготовить достаточно специалистов под эти задачи. 

Сейчас видно, что «Директор по развитию» и «Финспецназ» принесли «Нескучным» примерно 10% выручки — это 36,7 млн рублей. Думаю, это очень достойно для продуктов, новых не только для нашей компании, но и для рынка в целом. 

Кризисы: неплохо потрясло 

В 2022 году всех неплохо потрясло. Нас тоже. Мы зашли сразу в три кризиса и сейчас еще не из всех вышли. 

Кризис №1 — реклама. В марте отрубили «Фейсбук» и «Инсту»* — а большая часть трафика «Нескучных» была оттуда. Мы привыкли получать из этих соцсетей от 70 до 80% лидов в месяц и были не готовы к их отключению. В итоге в феврале — апреле у нас было полным-полно денег на рекламный бюджет, а вливать его было некуда. Пошла просадка по подключению новых клиентов. 

Сейчас мы закладываем в маркетинговую стратегию диверсификацию. Хотим, чтобы у нас было четыре рекламных канала и каждый приносил по 25% лидов. Это наша задача на 2023 год. 

Кризис №2 — бюрократия. Летом у нас наступил внутренний кризис бюрократии. За пять лет работы «Нескучные» обросли регламентами, инструкциями и внутренними отчетами. Если на этапе роста они систематизировали процессы, то в этом году начали вредить и замедлять работу людей. 

Из-за кризиса бюрократии «Нескучные» начали терять финдиректоров-партнеров. Они откликались на сообщения про удаленку и движ, а попадали в бумажное болото, где приходилось вручную заполнять кучу табличек. 

Мы предчувствовали, что такая проблема рано или поздно возникнет, — и она возникла. Поэтому летом уже велась разработка «Платформы», которая должна упростить жизнь финдиректорам и предоставить клиентам более комфортный сервис. Выкатим «Платформу» в 2023 году и сразу вам покажем. А пока только один скрин. 

Кризис №3 — частичная мобилизация. В сентябре градус тревожности вырос у всех, у нашей команды тоже. Работать на стрессе было тяжело, поэтому мы решили проводить командные занятия не раз в квартал, а ежемесячно. На них делились актуальной информацией о законах и новостях, старались снизить неопределенность. 

Я предчувствую еще один кризис, который настигнет нас в следующем году. Это будет кризис руководителей — он неминуем при темпах роста «Нескучных». Уже сейчас мы замечаем, что грань между тем, чтобы «быть руководителем» и «быть начальником» у людей на управляющих должностях очень тонкая, а механизма влияния на нее у нас пока нет. Организовать грамотное развитие руководителей в 2023 году — для меня задача со звездочкой. 

Пиар: фильм и музыкальный альбом  

Из классного: в 2022 году было много творчества и публичных выступлений, которые мне запомнились. Вот некоторые из них.  

Провели живые разборы в Москве. В июне впервые собрали с Красновым 120 человек офлайн. Слушали их запросы, выясняли проблемы и помогали разобраться с головняками.

Разбор бизнеса на маркетплейсах. Выпуск №1 #ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Сняли фильм про маркетплейсы. Нашли героев, экспертов и разобрались, как заработать на площадках вроде Wildberries и Ozon.

Маркетплейсы — ЭТО НЕ БИЗНЕС! Wildberries OZON | Теин, Ковпак, Шевченко, Литвак @ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Записали музыкальный альбом. Называется «Финансовая либерти», сейчас в нем 12 треков. Впервые исполнили их для наших партнеров, друзей и сотрудников в Москве, в клубе «Урбан».

Если бы пять лет назад мне бы сказали: «Саша, ты будешь в рок-поп-группе играть на барабанах и петь песни и у тебя будет в Москве на концерте 150 человек», я бы сказал: «Что происходит? В какой реальности я оказался? Не верю!» Оказалось, и так может быть. Здорово же! 

Инсайты 

Здесь хочу поделиться мыслью, которую я слышал раньше, но не чувствовал. А в этом году почувствовал. Мысль такая: 

Если ты решил стать предпринимателем, то всегда будешь сталкиваться с проблемами и кризисами. Решив одну задачу, будешь тут же приступать к другой. 

Верить, что задачи когда-нибудь закончатся, значит верить в иллюзию. Если хочешь, чтобы задачи закончились, нужно перестать быть предпринимателем. 

В 2022 году мне стало очевидно, что если компания растет, то ты всегда будешь сталкиваться с вызовами и кризисами. Чтобы, как модно говорить, «не поехать кукухой», нужно научиться относиться к ним как к чему-то обыденному, как к рутине. Если вы предприниматель, то кризис у вас не начинается и не заканчивается. Вы в нем живете. 

Мой инсайт в том, что, когда вы принимаете кризис как норму и меняете к нему отношение, наступает определенная профессиональная зрелость. Я уже не реагирую на вызовы так, как в начале своего пути, и не жду, что они вот-вот закончатся. Я научился относиться к ним как к работе. Это мой личный инсайт, прожитый в этом году. 

? Поздравления 

Редактор этой статьи попросил меня поздравить читателей Газеты или дать какое-то напутствие на 2023 год. Даю. 

«Что бы ни происходило, всё когда-нибудь закончится. У меня подход такой: жизнь слишком коротка, чтобы ее бездарно или несчастливо проживать. Неважно, есть ли в жизни какой-то смысл — ее в любом случае нужно прожить интересно, счастливо, созидательно, с кайфом. 

Я желаю каждому жить именно так. Потому что жаль тратить даже день на то, чтобы страдать, мучиться, переживать, теряться в информационном шуме. Обстоятельства будут атаковать тебя со всех сторон, но нужно сохранять себя и свое намерение прожить яркую и наполненную жизнь. И каждый день делать шаг к тому состоянию, которое ты выбираешь».

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс
бесплатно
Шаблон платежного календаря