10 января 2023
Система

Итоги Нескучных финансов
за 2022 год (и поздравления)

31 декабря 2021-го в 23:59 мы подняли бокалы, чокнулись и с облегчением осознали, что год ковидных ограничений и санитарных проверок закончился. Конечно, тогда никто не знал, что 2022-й будет жестче предыдущего в миллион раз. Но это не повод не вспомнить, что мы загадали под бой курантов и что из этого сбылось.

На связи Александр Афанасьев, сегодня рассказываю, как «Нескучные финансы» пережили год. Где сработали четко, где провалились, а где вместо одного кризиса попали в три. Запасайтесь мандаринками и погнали.

Деньги: выполнили план наполовину

В январе 2021 года я и мой бизнес-партнер Сергей Краснов были в Доминикане с командой топ-менеджеров: планировали грядущий год и оценивали силы. Мы хотели «порвать реальность»: заработать 619 млн рублей выручки, 234 млн рублей прибыли и взять на сопровождение нашу тысячную компанию.

С точки зрения бюджетов «Нескучные финансы» росли линейно — казалось, так и будет продолжаться. Но к апрелю 2022 года мы поняли, что были не совсем адекватны, когда ставили оптимистичные планы по росту в четыре раза по сравнению с 2021 годом.

Когда я говорю «неадекватны» — это не оценочное суждение из категории «хорошо — плохо». Наша картина мира не соответствовала действительности, была неадекватной. Поэтому мы корректировали планы каждый квартал — это нормально. Следующий год мы будем планировать уже с учетом новых опыта и знаний, постараемся быть более «адекватными».

А пока вот что в получилось по деньгам в «Нескучных» за 2022 год.

ПоказательПлан Факт Выполнение
Выручка 619 млн ₽396 млн ₽63%
Прибыль 234 млн ₽103 млн ₽44%

Грубо говоря, план выполнен на 50% — это меньше, чем в прошлом году. Тогда мы выполнили план на 100%. Но даже несмотря на то, что мы сделали только половину от желаемого, мы все равно показали хороший прирост по выручке.

Показатель2021 год, факт 2022 год, факт Прирост
Выручка 223,6 млн ₽396 млн ₽+77%
Прибыль 66 млн ₽103 млн ₽+56%

Я считаю, что так вырасти за год — это огонь. И очень горжусь командой, которая организовала этот результат.

Команда: большая любовь

На сегодня у нас 220 партнеров-финдиров — это на 65 человек больше, чем в начале года. Планировалось привлечь 400 финдиректоров, но мы стольких не наняли. В целом мы увеличили команду с 236 человек до 347 сейчас.

Исходя из продаж и маркетинга планируем и объем, и производственные мощности. Поэтому каждый квартал мы всегда корректируем, но если от года к году посмотреть, то, наверное, мы в два раза меньше подключили партнеров, чем хотели и планировали в январе.

Зато слет команды провели мощный: собралось 165 человек. Это укрепляет боевой дух, сплачивает команду. Всю ночь пели и танцевали, старались дать ребятам все самое лучшее.

Клиенты: планировали 1000, получили 468

Мы планировали подключить 1000 компаний на сопровождение — получилось подключить 468. Тоже почти половина от плана. Но интересно не это, а одно мое наблюдение о наших клиентах.

В 2022 году о «Нескучных» начали узнавать в бизнес-среде, и к нам стали обращаться более крупные компании. Если раньше 70% бизнесов, с которыми мы сотрудничали, работали с выручкой до 200 млн в год, то теперь к нам приходят клиенты с выручкой от 500 млн. И оказалось, что «Нескучным» практически нечего им предложить.

Представьте ситуацию: человек приходит в автосалон. У него есть деньги и желание купить классную тачку вроде Mercedes-Benz E-класса. А в салоне только Volkswagen Polo. Человек пожимает плечами и уходит. Так получилось и у нас: мы не были готовы к тому, что к нам начнут обращаться большие организации, поэтому какое-то время по накатанной предлагали им Volkswagen Polo вместо Mercedes-Benz.

Поработать над сегментами аудитории «Нескучных» — это один из пунктов моего плана на 2023 год. Частично мы уже решили эту проблему запуском двух новых продуктов — «Финспецназа» и «Директора по развитию».

Продукты: два новых

В 2021 году мы запланировали вывести на рынок «Финспецназ» и «Директора по развитию». И вывели. И даже сделали это лучше, чем ожидали.

«Директор по развитию«

Услуга по выстраиванию менеджмента внутри компании. Мы предоставляем специалиста, который анализирует бизнес, находит узкие горлышки и помогает с ними разобраться. А еще сплачивает команду и дает руководителям прикладные инструменты управления — таблицы, регламенты, карты развития.
«Финспецназ»

Это решение сложной проектной задачи нашими высококлассными финдирами. Допустим, у компании нет проблем с финотчетностью, но работает бестолковая система мотивации, и менеджер по продажам получает больше собственника. Или, например, не настроена система фондов, нет дивидендной политики — и собственник постоянно сидит без денег. Вот такие задачи и решает финспецназ: одна проблема — набор инструментов для решения и оплата за результат.

Перед запуском мы думали, что яркого спроса на эти два продукта не будет. Но ошиблись. Спрос на них был — причем такой, что нам пришлось сознательно отказываться от клиентов, чтобы сохранить качество услуги и успеть подготовить достаточно специалистов под эти задачи.

Сейчас видно, что «Директор по развитию» и «Финспецназ» принесли «Нескучным» примерно 10% выручки — это 36,7 млн рублей. Думаю, это очень достойно для продуктов, новых не только для нашей компании, но и для рынка в целом.

Кризисы: неплохо потрясло

В 2022 году всех неплохо потрясло. Нас тоже. Мы зашли сразу в три кризиса и сейчас еще не из всех вышли.

Кризис № 1 — реклама. В марте отрубили «Фейсбук» и «Инсту"* — а большая часть трафика «Нескучных» была оттуда. Мы привыкли получать из этих соцсетей от 70 до 80% лидов в месяц и были не готовы к их отключению. В итоге в феврале — апреле у нас было полным-полно денег на рекламный бюджет, а вливать его было некуда. Пошла просадка по подключению новых клиентов.

Сейчас мы закладываем в маркетинговую стратегию диверсификацию. Хотим, чтобы у нас было четыре рекламных канала и каждый приносил по 25% лидов. Это наша задача на 2023 год.

Кризис № 2 — бюрократия. Летом у нас наступил внутренний кризис бюрократии. За пять лет работы «Нескучные» обросли регламентами, инструкциями и внутренними отчетами. Если на этапе роста они систематизировали процессы, то в этом году начали вредить и замедлять работу людей.

Из-за кризиса бюрократии «Нескучные» начали терять финдиректоров-партнеров. Они откликались на сообщения про удаленку и движ, а попадали в бумажное болото, где приходилось вручную заполнять кучу табличек.

Мы предчувствовали, что такая проблема рано или поздно возникнет, — и она возникла. Поэтому летом уже велась разработка «Платформы», которая должна упростить жизнь финдиректорам и предоставить клиентам более комфортный сервис. Выкатим «Платформу» в 2023 году и сразу вам покажем. А пока только один скрин.

Кризис № 3 — частичная мобилизация. В сентябре градус тревожности вырос у всех, у нашей команды тоже. Работать на стрессе было тяжело, поэтому мы решили проводить командные занятия не раз в квартал, а ежемесячно. На них делились актуальной информацией о законах и новостях, старались снизить неопределенность.

Я предчувствую еще один кризис, который настигнет нас в следующем году. Это будет кризис руководителей — он неминуем при темпах роста «Нескучных». Уже сейчас мы замечаем, что грань между тем, чтобы «быть руководителем» и «быть начальником» у людей на управляющих должностях очень тонкая, а механизма влияния на нее у нас пока нет. Организовать грамотное развитие руководителей в 2023 году — для меня задача со звездочкой.

Кризисы нас усилили

Я всегда отношусь к кризисам позитивно. Если смотреть на меня как на человека, то я переживал. Рисовал одну картинку будущего, а в реальности всё оказывалось по-другому. Я злился, переживал, волновался. Но всегда помнил, что кризис — это сигнал, что что-то изменилось и нужно действовать.

Пиар: фильм и музыкальный альбом

Из классного: в 2022 году было много творчества и публичных выступлений, которые мне запомнились. Вот некоторые из них.

Провели живые разборы в Москве. В июне впервые собрали с Красновым 120 человек офлайн. Слушали их запросы, выясняли проблемы и помогали разобраться с головняками.

Разбор бизнеса на маркетплейсах. Выпуск № 1 #ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Сняли фильм про маркетплейсы. Нашли героев, экспертов и разобрались, как заработать на площадках вроде Wildberries и Ozon.

Маркетплейсы — ЭТО НЕ БИЗНЕС! Wildberries OZON | Теин, Ковпак, Шевченко, Литвак @ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Записали музыкальный альбом. Называется «Финансовая либерти», сейчас в нем 12 треков. Впервые исполнили их для наших партнеров, друзей и сотрудников в Москве, в клубе «Урбан».

Если бы пять лет назад мне бы сказали: «Саша, ты будешь в рок-поп-группе играть на барабанах и петь песни и у тебя будет в Москве на концерте 150 человек», я бы сказал: «Что происходит? В какой реальности я оказался? Не верю!» Оказалось, и так может быть. Здорово же!

Инсайты

Здесь хочу поделиться мыслью, которую я слышал раньше, но не чувствовал. А в этом году почувствовал. Мысль такая:

Путь предпринимателя — это дорога в один конец.

Если ты решил стать предпринимателем, то всегда будешь сталкиваться с проблемами и кризисами. Решив одну задачу, будешь тут же приступать к другой.

Верить, что задачи когда-нибудь закончатся, значит верить в иллюзию. Если хочешь, чтобы задачи закончились, нужно перестать быть предпринимателем.

В 2022 году мне стало очевидно, что если компания растет, то ты всегда будешь сталкиваться с вызовами и кризисами. Чтобы, как модно говорить, «не поехать кукухой», нужно научиться относиться к ним как к чему-то обыденному, как к рутине. Если вы предприниматель, то кризис у вас не начинается и не заканчивается. Вы в нем живете.

Мой инсайт в том, что, когда вы принимаете кризис как норму и меняете к нему отношение, наступает определенная профессиональная зрелость. Я уже не реагирую на вызовы так, как в начале своего пути, и не жду, что они вот-вот закончатся. Я научился относиться к ним как к работе. Это мой личный инсайт, прожитый в этом году.

🎉 Поздравления

Редактор этой статьи попросил меня поздравить читателей Газеты или дать какое-то напутствие на 2023 год. Даю.

«Что бы ни происходило, всё когда-нибудь закончится. У меня подход такой: жизнь слишком коротка, чтобы ее бездарно или несчастливо проживать. Неважно, есть ли в жизни какой-то смысл — ее в любом случае нужно прожить интересно, счастливо, созидательно, с кайфом.

Я желаю каждому жить именно так. Потому что жаль тратить даже день на то, чтобы страдать, мучиться, переживать, теряться в информационном шуме. Обстоятельства будут атаковать тебя со всех сторон, но нужно сохранять себя и свое намерение прожить яркую и наполненную жизнь. И каждый день делать шаг к тому состоянию, которое ты выбираешь".

Опубликовано: 10.01.23 Просмотров: 484

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс