

Вопрос читателя: компании необходимо купить детали — насадки на оборудование, которые стоят 500 000 ₽. Мы собираемся брать эти деньги из личных средств. Проблема в том, что насадки подходят только под один конкретный вид оборудования. Так как детали нельзя использовать с другим оборудованием, соответственно, продать их сами по себе будет очень сложно. Как отразить расход на эти насадки в учете — и, в частности, в ОПиУ?
Ответ финдиректора: я бы посоветовала рассмотреть покупку деталей как модернизацию оборудования. То есть, купленные насадки нужно амортизировать: списывать стоимость оборудования по частям за счет чистой прибыли.
Почему детали нужно амортизировать
Покупка дорогостоящая. Поэтому выгоднее будет списывать расходы на нее по частям, а не сразу вычесть всю сумму из чистой прибыли.
Купленные детали могут быть проданы впоследствии. Да, отдельно насадки никто не купит — зато их наличие скорее всего повысит стоимость уже имеющегося оборудования.
Ситуация такая же, как если бы вы продавали квартиру со встроенным шкафом. Встроенный шкаф тоже отдельно вряд ли кто купит. А вот квартира со встроенным шкафом в цене подороже будет.
Детали должны себя окупить: улучшить качество работы и, следовательно, способствовать росту выручки. Сразу оговорюсь, что я не рассматриваю вариант, при котором детали себя не окупают — иначе зачем вкладывать в них 500 000 ₽?
Как провести детали в учете
Перед тем, как амортизировать купленные детали, нужно позаботиться о том, чтобы в учете все сошлось. Для этого надо правильно провести покупку:
Этап 1: собственник вкладывает собственные деньги в бизнес. В ДДС это будет выглядеть как +500 000 ₽ по статье «Вклады от собственников» (финансовая деятельность). В балансе следует увеличить собственный капитал на 500 000 ₽.
Этап 2: покупка насадок. В ДДС это отражается -500 000 ₽ по статье «Модернизация оборудования» (инвестиционная деятельность), а в балансе на 500 000 ₽ увеличивается стоимость оборудования. Здесь и далее мы предполагаем, что сама оплата и поступление насадок на склад произошли в одном месяце.
Теперь можно приступать к амортизации.
Важно учесть, что амортизация начинает начисляться с месяца, следующим за месяцем прихода насадок на склад. То есть, если покупка насадок была в августе, то амортизация начнет начисляться в сентябре.
Предположим, что у оборудования срок полезного использования — 30 месяцев. Так как мы делаем его более дорогим за счет насадок, у них этот срок будет аналогичным. Поэтому, в течение 30 месяцев, начиная с сентября, в учете необходимо будет учесть амортизацию купленных деталей.
В ОПиУ. Ежемесячно списывается дополнительная амортизация оборудования в размере 500 000 ₽ / 30 = 16 666,66 ₽
Август | Сентябрь | |
Амортизация оборудования | -100 000 руб. | -116 666,66 руб. |
Баланс. Стоимость оборудования на эту же дополнительную сумму будет уменьшаться.
Август | Сентябрь | |
(Внеоборотные активы) Оборудование | 4 500 000 руб. | 4 383 333,34 руб. |