Онлайн-школа «Аура» обучает репетиторов — проводит переподготовки, курсы и вебинары. Собственник пришел в Нескучные, чтобы собрать управленческий учет и выйти из операционки, — в остальном все было окей. Но так казалось только на первый взгляд.
Рассказываем, как финдир привела финансы в порядок, помогла запустить новые курсы и вывести школу из пике по выручке.
«Аура» — выдуманное название, мы его используем, чтобы сохранить конфиденциальность клиента. Сама история — чистая правда.
Содержание
Что хотел собственник: настроить учет, масштабироваться и выйти из операционки
Но сначала нужно было разобраться с проблемами
Шаг 1. Разобрались с платежами от онлайн-платформы
Шаг 2. Переработали годовой курс, чтобы правильно признавать выручку
Шаг 3. Подняли продажи курсов с помощью кредитов и рассрочек
Шаг 4. Разработали систему фондов, чтобы получать стабильные дивиденды
Шаг 5. Внедрили план доходов и расходов, чтобы побороть падение выручки
Шаг 6. Запустили новые курсы и вебинары
В итоге: наладили процессы, повысили прибыль и вывели собственника из операционки
Поможем внедрить учет и выйти из операционки
Что хотел собственник: настроить учет, масштабироваться и выйти из операционки
Собственник онлайн-школы пришел в НФ, потому что хотел трех вещей: настроить учет, вырасти и выйти из операционки.
Настроить учет. Собственник «Ауры» пришел в Нескучные после тренинга Системный миллиард в кайф. Он решил выстроить финансовый учет с нуля, чтобы управлять бизнесом на основе цифр ↓
Было |
Хотелось |
Бизнес вел учет кассовым методом, который напоминал банковскую выписку — поступления, выбытия и остаток. Но что на самом деле происходит с деньгами — непонятно |
Выстроить финучет по уму. Собрать три управленческих отчета: ДДС, ОПиУ и баланс. Добиться прозрачности и достоверности, чтобы в итоге контролировать финансы |
Масштабироваться. Собственник хотел масштабировать одно из направлений школы. Например, запустить франшизу по офлайн-обучению. Но не знал, как просчитать бизнес-идею, чтобы запуск окупился.
Выйти из операционки. Еще собственник хотел больше времени проводить с семьей, но не мог никому доверить управление онлайн-школой. Поэтому продолжал контролировать все, что происходит в бизнесе: от сбора и анализа показателей до мельчайших трат.
Вместо развития бизнеса собственник решал повседневные вопросы и копил усталость. Так и сказал финдиру: «Я устал, но как все передать — не знаю». |
Но сначала нужно было разобраться с проблемами
Как говорится: «Чтобы выйти из операционки, ее сначала нужно построить». И построение начинается со сбора трех базовых управленческих отчетов — ДДС, ОПиУ и баланса.
Когда финдир собрала эти три отчета, она обнаружила три проблемы: если их не решить, о масштабировании и выходе из операционки можно забыть ↓
Проблема 1. Не понимали, сколько зарабатывают. В целом дела у «Ауры» шли неплохо — школа работала без долгов и в плюс. Но из-за учета, который вели кассовым методом, собственник не понимал:
-
сколько именно зарабатывает бизнес;
-
сколько можно выводить на дивиденды без ущерба школе;
-
сколько откладывать на развитие компании и на черный день.
Из этого вытекала вторая проблема ↓
Проблема 2. Признавали выручку по годовому курсу в начале обучения. У одного из направлений школы был долгий цикл сделки — клиент платил при заключении договора, а потом учился 12 месяцев. Вроде классно — получили всю сумму за раз! Но если признавать выручку по кассовому методу в начале обучения, бизнес рискует все потратить, а потом:
-
не сможет вернуть деньги за остаток обучения, если клиент оформит возврат;
-
не сможет платить зарплату преподавателям — ее-то нужно выдавать весь год, а не только после оплаты;
-
и в итоге попадет в кассовый разрыв.
Проблема 3. Не знали, за что приходят деньги. «Аура» обучает репетиторов через платформу для дистанционного обучения. Платформа устроена как маркетплейс — ученик выбирает на сайте нужный курс или тренинг, оплачивает и начинает учиться.
Но, как и маркетплейсы, платформа рассчитывается с продавцом услуг раз в неделю и одной суммой, без детализации. В итоге школа не понимает:
-
какой курс или вебинар купили;
-
кто купил;
-
кто отказался от обучения;
-
какую комиссию взяла себе платформа.
↑ Без ответов на эти вопросы бизнес не знает, какие курсы лучше продаются. А значит, не может сфокусироваться на выгодных для себя продажах и вести достоверный учет.
С такими вводными о выходе из операционки говорить очень рано. Сначала нужно навести порядок и избавиться от проблемы. Этим и занялись.
Шаг 1. Разобрались с платежами от онлайн-платформы
Чтобы выстроить достоверный финансовый учет и понимать, на чем школа больше всего зарабатывает, финдир предложила детализировать платежи от онлайн-платформы. Для этого:
-
разделили продажи на платформе на три направления: переподготовку репетиторов, курсы и вебинары;
-
наладили коммуникацию с платформой — настроили выгрузку данных, по которой можно соотносить клиентов школы и их покупки на платформе;
-
разделили покупки клиентов школы на первичные и вторичные — так начали понимать, какие курсы и тренинги приводят клиентов и что им можно продать повторно.
После этого все стало выглядеть примерно так ↓
↑ Теперь школа видит первичные и вторичные покупки по каждому образовательному продукту, а также кто и когда их купил, — это помогло правильно считать выручку и планировать продажи
Шаг 2. Переработали годовой курс, чтобы правильно признавать выручку
Дальше финдир стала разбираться с выручкой по годовому курсу — выручку начали признавать методом начисления, чтобы не попадать в кассовые разрывы и планировать расходы.
Для этого поменяли не только бизнес-процессы, но и учебный план: разбили годовое обучение на контрольные точки, чтобы закрывать сделки поэтапно, а не сразу после оплаты.
↑ Теперь, если клиент прослушал июньский курс и сдал по нему тест, то бизнес закрывает этап за июнь и признает выручку
Шаг 3. Подняли продажи курсов с помощью кредитов и рассрочек
Клиенты платили за образовательные продукты «Ауры» одним платежом. Но не всем это было по карману. Например, годовой курс стоил 200 000 ₽, и из-за такой цены многие клиенты не доходили по покупки:
-
забивали, потому что слишком дорого;
-
уходили копить деньги на учебу;
-
откладывали обучение до лучших времен.
Чтобы убрать преграды и увеличить продажи, финдир предложила ввести новый тип оплаты — продавать годовой курс в рассрочку. Но вводить рассрочки просто так — не наш путь. Вместо этого финдиректор:
-
Собрала финмодель онлайн-школы на основе трех управленческих отчетов — ДДС, ОПиУ и баланса.
-
Просчитала на этой финмодели, как на бизнесе отразится внедрение рассрочки.
-
Пересчитала себестоимость курса и заложила в него комиссию банка, чтобы сохранить маржинальность с продажи курса.
Теперь клиенты могут выбрать тот вариант оплаты, который им выгодней:
-
Сразу заплатить за весь курс — 180 000 ₽.
-
Оплатить курс в рассрочку — 220 000 ₽.
-
Оплатить курс за раз и получить скидку в 20 000 ₽.
Вы тоже можете собрать финмодель для своей онлайн-школы или другого бизнеса, чтобы просчитывать идеи и нововведения. В этом поможет наш бесплатный шаблон ↓
[FORM PRESET="I"-"Шаблон финмодели"/]
Шаг 4. Разработали систему фондов, чтобы получать стабильные дивиденды
Система фондов — это, если упрощать, копилки на разные цели компании, в которые откладывают прибыль. Чтобы не проедать ее и всегда иметь деньги на нужное. В том числе — дивиденды.
Чтобы собственник получал регулярные и предсказуемые дивиденды, а бизнес копил на развитие, финдир внедрила такое распределение прибыли по фондам:
-
Фонд дивидендов — 60% от прибыли.
-
Резервный фонд — 20% от прибыли на подушку безопасности и форс-мажоры.
-
Фонд развития команды — 10% от прибыли, чтобы копить на обучение преподавателей.
-
Фонд развития компании — 10% от прибыли на новые проекты.
Шаг 5. Внедрили план доходов и расходов, чтобы побороть падение выручки
Через полгода после старта работы в компании начала падать выручка. Финдир взялась разбираться в причинах и обнаружила, что:
-
Школа не занималась маркетингом. Все продажи шли через продающие конференции, а другие каналы не использовали.
-
Бизнес не обновлял продукт. Курсы и вебинары продавали по кругу, а новые не выпускали.
-
Большинство клиентов школы прошли все курсы и вебинары. А значит, не могли купить что-то еще.
Чтобы остановить падение по выручке, финдир внедрила БДР — это бюджет доходов и расходов. Инструмент помог отказаться от ненужных трат, поставить план по доходам и расходам, а также отслеживать его выполнение — через БДР менеджеры по продажам начали понимать, к каким целям хочет прийти собственник.
Шаг 6. Запустили новые курсы и вебинары
Одна из причин падения выручки — отсутствие новых курсов. Кто хотел покупать и учиться, уже купил всё, что было у «Ауры». А нового не выходило.
Часто любая проблема — это в то же время точка роста. Так было и тут. Чтобы увеличить продажи и остановить падение выручки, финдир предложила наладить производство новых продуктов. А для этого — организовать отдел маркетинга. Так и сделали.
Создали отдел маркетинга, наняли в него продюсера, продакт-менеджера и маркетологов. Эти ребята разработали и просчитали воронку продаж, а еще — разработали и запустили новые курсы и вебинары.
В итоге школа стала лучше понимать, какой путь клиент проходит до покупки, и начала продавать новые продукты. Это повлияло на выручку и прибыль бизнеса:
↑ Выручка и чистая прибыль начали падать с августа. А после запуска отдела маркетинга и новых продуктов в декабре показатели снова пошли вверх. На ноябрь смотреть не стоит, там школа проводила ежегодную распродажу «11.11», — за месяц выручка и прибыль выросли, но это не повлияло на общий тренд падения.
В итоге: наладили процессы, повысили прибыль и вывели собственника из операционки
Итак, собственник пришел в НФ, чтобы наладить учет, масштабироваться и выйти из операционки. Работа шла девять месяцев. За это время финдир навела порядок:
-
внедрила базовые отчеты — ДДС, ОПиУ и баланс;
-
наладила синхронизацию платежей, чтобы соотносить оплаты с конкретными клиентами и понимать, кто какой курс купил;
-
научила бизнес поэтапно признавать выручку по годовым курсам, чтобы избегать кассовых разрывов;
-
помогла внедрить рассрочки, систему фондов и запустить отдел маркетинга — всё это позволило выйти из пике по выручке и зарабатывать больше.
Но это всё как будто про «делать». А если говорить именно о результатах, то здесь всё очень красиво ↓
-
Школа выстроила бизнес-процессы. После захода «Ауры» в планирование сотрудники стали понимать, чего от них хочет собственник. Сам же собственник теперь знает, как прийти к нужной выручке и прибыли.
-
Бизнес стабильно генерирует выручку и прибыль. Новые вебинары и курсы позволили увеличить количество заказов на 33%: только за февраль школа получила 200+ новых клиентов. Прибыль тоже выросла: почти на 700 000 ₽. А еще финдир задала планку, ниже которой опускаться уже не хочется: число заказов и прибыль продолжают расти.
-
И главное — собственник вышел из операционки и проводит время с семьей. Для этого финдир обучила операционного директора — после внедрения прозрачной отчетности и понятных KPI тот уверенно перенял рычаги управления от собственника. А собственник бизнеса оставил себе только стратегию — теперь в его расписании на неделю стоит не больше одной встречи.
Поможем внедрить учет и выйти из операционки
Финдиры Нескучных знают, как привести финансы бизнеса в порядок, увеличить выручку, сократить расходы и добиться роста прибыли. Ну а потом — выйти из операционки. Вот как они уже это делали:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓
Комментарии