30 ноября 2022
Система

Российский бизнес в 2022 году: исследование

В начале 2022 года бизнес начал восстанавливаться после ковидного кризиса. В январе и феврале многие предприниматели оценивали свое финансовое положение как неплохое, но с марта ситуация изменилась. Предприниматели стали снова переводить сотрудников на удаленку, отказываться от аренды офиса, сокращать штат и отменять премии.

Чтобы оценить перемены, Аналитический центр НАФИ провел исследование микро-, малого и среднего бизнеса. Аналитики НАФИ беседовали с собственниками компаний, предпринимателями и топ-менеджерами, пытаясь разобраться, как работает бизнес в новых условиях. Мы выбрали для вас самое интересное из этого исследования.

Предпринимателям нужны налоговые послабления

Прежде всего, в марте 2022 года стало больше предпринимателей, которые оценивают свое финансовое положение как плохое.

Давайте сравним:

Процент тех, кто думает, что с деньгами у бизнеса всё неплохо, уменьшился — с 36% в начале года до 25% в марте 2022-го.

Настроения предпринимателей во многом связаны с масштабами компаний: средний бизнес настроен более позитивно, тогда как микробизнес и малый — в основном негативно.

В этот момент многие предприниматели стали говорить о необходимости государственной поддержки.

Вот что конкретно нужно предпринимателям:

  • снижение страховых взносов и налоговые послабления в виде отсрочки или отмены платежей — 70% опрошенных;
  • льготное кредитование — 43% опрошенных, в основном средний бизнес;
  • субсидии на аренду помещений и выдачу зарплат сотрудникам — 38% опрошенных, в основном микробизнес.

Кроме этого, предприниматели говорили о бесплатном обучении, микрозаймах, возможных консультациях в центрах «Мой бизнес».

У десятилетних компаний дела идут лучше

Лучше всего в первой половине 2022 года дела шли у московских компаний: так, предприниматели из столицы меньше говорили о необходимости господдержки.

В целом же компании из Центрального федерального округа были настроены более оптимистично: 38% из них считали, что в течение трех месяцев все наладится. А вот почти 70% компаний из других округов заявляли о необходимости государственной поддержки.

На самом деле, настрой предпринимателей связан не только с регионами, но и с возрастом компаний. 45% представителей компаний, которые работают на рынке больше 10 лет, оценили финансовое положение бизнеса как хорошее. И наоборот, 44% руководителей с трехлетними компаниями — как плохое.

Компании снижают расходы на рекламу и зарплаты

Теперь о деньгах. К середине марта большинство российских предпринимателей заметили, что продажи снизились.

К сожалению, только 16% предпринимателей не заметили никаких перемен. Это очень мало, сравните сами:

Меньше всего перемены коснулись среднего бизнеса и компаний, которые работают на рынке больше 10 лет. А вот микробизнесу и малому не повезло.

На фоне снижения продаж компаниям пришлось урезать расходы. Это сделали почти все.

Это средняя по больнице цифра, но микробизнесу и малому пришлось урезать издержки куда больше: это коснулось 86−87% компаний.

Вот основные статьи расходов, за которые взялись предприниматели:

Большинство компаний предпочли сократить расходы на рекламу и маркетинг и штат — в сумме это почти 60% опрошенных.

16% компаний сократили зарплаты и отказались от офиса, а еще 15% — перевели сотрудников на удаленку.

Компании сокращают дизайнеров и нанимают рабочих

Выше мы упомянули, что компании были вынуждены сокращать сотрудников. По данным исследования НАФИ, есть профессии, которые подвержены наибольшему риску:

  • менеджеры по продажам — 17% компаний говорят, что планируют сокращать их;
  • секретари и курьеры — попали под раздачу в 15% компаний;
  • дизайнеры и HR-специалисты — у 13%.

И наоборот, есть специальности, по которым планируется активнее нанимать на работу, это:

  • рабочие, инженеры, технологи — нужны 18% опрошенных компаний;
  • маркетологи и аналитики — 16%;
  • айтишники — 14%;
  • специалисты по логистике — 12%.

Предприниматели думают, что через год всё наладится

И наконец — что предприниматели думают насчет будущего.

Но в марте большинство предпринимателей сказали, что их отрасли вернутся в нормальное состояние не позже, чем через один-два года. 26% предпринимателей, наоборот, ожидают повышение продаж по итогам 2022 года.

Женщины-предприниматели оценивают будущее оптимистичнее мужчин, при этом оптимизм еще связан с молодостью: чем старше предприниматели, тем более длительный срок восстановления они прогнозируют.

#антикризис #исследования #кризис #статистика
Опубликовано: 30.11.22 Просмотров: 1 056

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс