

В начале 2022 года бизнес начал восстанавливаться после ковидного кризиса. В январе и феврале многие предприниматели оценивали свое финансовое положение как неплохое, но с марта ситуация изменилась. Предприниматели стали снова переводить сотрудников на удаленку, отказываться от аренды офиса, сокращать штат и отменять премии.
Чтобы оценить перемены, Аналитический центр НАФИ провел исследование микро-, малого и среднего бизнеса. Аналитики НАФИ беседовали с собственниками компаний, предпринимателями и топ-менеджерами, пытаясь разобраться, как работает бизнес в новых условиях. Мы выбрали для вас самое интересное из этого исследования.
Предпринимателям нужны налоговые послабления
Прежде всего, в марте 2022 года стало больше предпринимателей, которые оценивают свое финансовое положение как плохое.
Давайте сравним:
Процент тех, кто думает, что с деньгами у бизнеса всё неплохо, уменьшился — с 36% в начале года до 25% в марте 2022-го.
Настроения предпринимателей во многом связаны с масштабами компаний: средний бизнес настроен более позитивно, тогда как микробизнес и малый — в основном негативно.
В этот момент многие предприниматели стали говорить о необходимости государственной поддержки.
Вот что конкретно нужно предпринимателям:
- снижение страховых взносов и налоговые послабления в виде отсрочки или отмены платежей — 70% опрошенных;
- льготное кредитование — 43% опрошенных, в основном средний бизнес;
- субсидии на аренду помещений и выдачу зарплат сотрудникам — 38% опрошенных, в основном микробизнес.
Кроме этого, предприниматели говорили о бесплатном обучении, микрозаймах, возможных консультациях в центрах «Мой бизнес».
У десятилетних компаний дела идут лучше
Лучше всего в первой половине 2022 года дела шли у московских компаний: так, предприниматели из столицы меньше говорили о необходимости господдержки.
В целом же компании из Центрального федерального округа были настроены более оптимистично: 38% из них считали, что в течение трех месяцев все наладится. А вот почти 70% компаний из других округов заявляли о необходимости государственной поддержки.
На самом деле, настрой предпринимателей связан не только с регионами, но и с возрастом компаний. 45% представителей компаний, которые работают на рынке больше 10 лет, оценили финансовое положение бизнеса как хорошее. И наоборот, 44% руководителей с трехлетними компаниями — как плохое.
Компании снижают расходы на рекламу и зарплаты
Теперь о деньгах. К середине марта большинство российских предпринимателей заметили, что продажи снизились.
К сожалению, только 16% предпринимателей не заметили никаких перемен. Это очень мало, сравните сами:
Меньше всего перемены коснулись среднего бизнеса и компаний, которые работают на рынке больше 10 лет. А вот микробизнесу и малому не повезло.
На фоне снижения продаж компаниям пришлось урезать расходы. Это сделали почти все.
Это средняя по больнице цифра, но микробизнесу и малому пришлось урезать издержки куда больше: это коснулось 86−87% компаний.
Вот основные статьи расходов, за которые взялись предприниматели:
Большинство компаний предпочли сократить расходы на рекламу и маркетинг и штат — в сумме это почти 60% опрошенных.
16% компаний сократили зарплаты и отказались от офиса, а еще 15% — перевели сотрудников на удаленку.
Компании сокращают дизайнеров и нанимают рабочих
Выше мы упомянули, что компании были вынуждены сокращать сотрудников. По данным исследования НАФИ, есть профессии, которые подвержены наибольшему риску:
- менеджеры по продажам — 17% компаний говорят, что планируют сокращать их;
- секретари и курьеры — попали под раздачу в 15% компаний;
- дизайнеры и HR-специалисты — у 13%.
И наоборот, есть специальности, по которым планируется активнее нанимать на работу, это:
- рабочие, инженеры, технологи — нужны 18% опрошенных компаний;
- маркетологи и аналитики — 16%;
- айтишники — 14%;
- специалисты по логистике — 12%.
Предприниматели думают, что через год всё наладится
И наконец — что предприниматели думают насчет будущего.
Но в марте большинство предпринимателей сказали, что их отрасли вернутся в нормальное состояние не позже, чем через один-два года. 26% предпринимателей, наоборот, ожидают повышение продаж по итогам 2022 года.
Женщины-предприниматели оценивают будущее оптимистичнее мужчин, при этом оптимизм еще связан с молодостью: чем старше предприниматели, тем более длительный срок восстановления они прогнозируют.
