31 октября 2022
Система

Что будет, если запретить
бизнесу поднимать цены

Рассмотрим чисто гипотетическую ситуацию: правительство некой выдуманной страны решает запретить бизнесу поднимать цены. И дополняет запрет еще одним: закрываться тоже нельзя. Попробуем смоделировать будущее и прикинуть, что в такой ситуации случится с бизнесом.

Запрет повышения цен — из ряда вон выходящая мера

Сразу оговоримся: в условиях рыночной экономики государственный запрет на повышение цен — это из ряда вон выходящая ситуация.

И на всякий случай напомним, что такое рыночная экономика — это система, основанная на принципах свободы предпринимательства, многообразия форм собственности, конкурентного ценообразования и договорных отношений при минимальном экономическом вмешательстве государства. Почти все процессы регулируются рынком.

Минимальное вмешательство не равно нулевому. В идеале государство вмешивается, чтобы нивелировать изначальное неравенство возможностей. Например, если у какой-то компании есть преимущество и оно не дает другим зайти на рынок, то государство вмешивается — через антимонопольные законы, регулирование олигополии, повышенные налоговые ставки и так далее.

Но при этом государство (даже выдуманное) не может диктовать бизнесу, когда открываться, когда закрываться, какие цены ставить, с кем работать, а с кем нет. Иначе предпринимательство перестанет быть свободным, а экономика — рыночной.

Теперь вернемся к запрету повышения цен. Здесь есть несколько нюансов:

  • Запрет повышения цен в одной стране не отменяет повышения цен в другой. А так как всё переплетено, бизнес в любой стране зависит и от мировых факторов.
  • В любой стране есть производства, которые работают на импортном оборудовании и/или сырье. И им нужны зарубежные комплектующие/сырье, которые рано или поздно подорожают. И если эти производства не смогут компенсировать подорожание, подняв свои цены, то сначала они потеряют часть прибыли, затем получат убытки и придут к банкротству.
  • Можно запретить повышать цены внутри одной страны, если делать это на всех уровнях — от производителей и продавцов до поставщиков коммунальных услуг и налоговой. Но всё равно этот сценарий — фантастика, потому что в мире не так много компаний, которые вообще не взаимодействуют с бизнесом из других стран.

Это если говорить в целом. Но еще, прежде чем говорить о последствиях запрета, нам нужно разобраться с законами экономики.

Закон спроса и предложения — основной закон экономики, регулирует цены на товары и услуги. Цена растет до тех пор, пока есть желающие по такой цене купить (спрос). Когда перестают покупать, цена снижается.

Закон дефицита — дефицитные товары всегда пользуются повышенным спросом и обладают для потребителей более высокой ценностью. Потребитель считает, что раз товар редкий, то он — ценный.

Закон о конкуренции — говорит о том, что в мире постоянно происходит повышение качества продукции и услуг и снижение их цены. Цена снижается, а полезный эффект растет. Это возможно при рыночной конкуренции и наличии антимонопольного законодательства — тогда некачественные товары вымываются с рынка вместе с неэффективными компаниями.

Закон замены — всегда есть товары, которые можно заменить. И не всегда они идентичны, например курицу можно заменить свининой, а при росте цен на бензин пересесть на трамвай.

Закон эффекта масштаба — чем больше продукции предприятие выпускает, тем дешевле ему обходится выпуск. Так происходит, потому что косвенные расходы распределяются на большее количество продуктов. И компании становится не так дорого проводить мероприятия по контролю качества, вкладываться в разработки, тестирование, и в итоге получается более качественная продукция.

С теорией всё. Дальше поговорим о том, к чему же может привести запрет бизнесу повышать цены.

Краткосрочно: запрет может дать положительный эффект

Краткосрочно — это в течение 3−6 месяцев. За это время цены на сырье, комплектующие и прочее, что бизнес покупает в других странах, не успеют вырасти слишком сильно. Плюс у части бизнеса есть подушка безопасности — запас денег как раз на 3−6 месяцев работы без прибыли.

Если запрет будет введен на короткий срок, он может дать положительный эффект.

👍 Компаниям нужно будет оптимизировать издержки — избавляться от лишних трат и более разумно распоряжаться прибылью. Некоторым это пойдет на пользу.

👍 Снизится инфляция. На любое потрясение, кризис бизнесу проще всего реагировать повышением цен. Но так бизнес разгоняет инфляцию.

С запретом же придется искать другие варианты: не повышать цены, а резать расходы, снижать размер дивидендов, продавать ненужное оборудование и так далее.

Запрет как бы срезает лишний жирок. Это не очень приятно бизнесу, но делает жизнь потребителей немного комфортнее. Опять же оговоримся: речь пока только о краткосрочной перспективе.

👍 Будет меньше спекулянтов. Спекуляция — это попытка навариться на временной проблеме. Пользуясь случаем, спекулянты взвинчивают цены до нереальных высот. А вот если цены поднимать нельзя, то и спекулировать не получится.

В целом, с точки зрения экономики, спекуляция — это норм. Она как раз соответствует закону спроса и предложения: если спрос растет и люди готовы платить много, почему бы и нет. Но только законы экономики не всегда идентичны законам государства. И если в каком-то акте прописано, что спекуляция на определенных товарах недопустима, за это могут и наказать.

Среднесрочно: убытки, снижение качества, черный рынок

Среднесрочный период — это чуть больше полугода. За это время успеют и вырасти цены на зарубежные товары, сырье, комплектующие, и закончиться деньги в подушке безопасности.

Скорее всего, бизнес уже начнет работать в убыток. И чтобы как-то оставаться на плаву, станет экономить на качестве, например:

  • использовать более дешевое сырье;
  • отказываться от контроля качества и допускать больше брака;
  • хитрить: продавать вместо 1 литра — 0,9 литра, вместо 1 кг — 800 г, вместо качественного, жирненького молока — разбавленное водой;
  • сокращать штат.

Рынок получит вместо качественных товаров и услуг абы какие. Качество будет в дефиците. А значит, появится черный рынок — на нем будут продавать дефицитные товары по высоким ценам.

А еще цены может устанавливать покупатель

Есть такое явление, как монопсония — это когда на рынке один покупатель и множество продавцов. Например, пять компаний по выпуску питания для космонавтов (продавцы) и Роскосмос (единственный покупатель).

Тогда покупатель может диктовать свои условия, в том числе цены, по которым готов работать. Но продавец может отказаться и вообще закрыть компанию. Или перепрофилироваться и продавать борщ в тюбикам туристам, а не космонавтам. Обычно они находят компромисс: определяют цену в той точке, где покупатель готов покупать, а продавцы — держать бизнес и продавать товар.

В долгосрочной перспективе: банкротство бизнеса и дефицит бюджета

Наше выдуманное государство не только запретило повышать цены, но еще и закрываться. Но запрет закрываться — это не запрет банкротиться. Одно дело — закрыть бизнес, сохранив весь свой капитал, и переждать. Другое — перепробовать все способы, накопить долги и обанкротиться.

👎 Банкротство. В наших гипотетических условиях примерно через год бизнес начнет массово банкротиться. А если и этого будет делать нельзя, то уронит качество продукции до такой степени, что она станет никому не нужна и даром.

👎 Дефицит товаров и услуг. В дефиците будут уже не только качественные, а вообще любые товары и услуги. Черный рынок станет процветать: люди найдут способ добывать товары и перепродавать их с наценкой в 1 000% с рук.

👎 Расслоение общества. Усилится расслоение между богатыми и бедными: богатые будут находить способ продавать товары на черном рынке и богатеть, бедные — беднеть. В целом так происходит всегда, но в нашей ситуации процесс пойдет быстрее.

Прослойка среднего класса сожмется или исчезнет совсем. Это негативно повлияет на экономику потребления. Именно средний класс пользуется большей частью услуг, например парикмахерскими, кинотеатрами, доставкой еды. Бедные не смогут себе этого позволить, а богатые предпочтут более роскошные варианты.

👎 Дефицит бюджета. В итоге компании будут закрываться, ВВП страны падать, отчисления в бюджет снижаться. Государству придется оказывать гражданам всё больше и больше поддержки, а денег на это не будет.

#экономика
Опубликовано: 31.10.22 Просмотров: 482

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс