Профилактика кассовых разрывов в сезонном бизнесе

Артем Ляхович
Артем Ляхович
финансовый директор

Бывает, что компания успешная: заказов много, клиенты довольны и вроде бы все идет хорошо. Но вдруг откуда ни возьмись появился кассовый разрыв. Собственнику приходится выкручиваться: оправдываться перед поставщиками, брать кредиты, вкладывать личные сбережения. На примере одной компании разберем, почему так получается, как выйти из этой ситуации и как не допускать разрывов в будущем.

ООО «Большой брат» монтирует системы видеонаблюдения. Работают на совесть, потому что верят — если придерживаться такого подхода, деньги будут всегда.

«Большой брат» закупал материалы и оборудование с отсрочкой — это нормально для отрасли. Клиентов тоже «баловали» — оплату за работу брали только после окончания монтажа, а часто разрешали заплатить через 30 дней.

В конце мая «Большой брат» закрыл два проекта общей стоимостью миллион рублей. А в июне начался сезон отпусков, и заказов стало меньше. На расчетном счете компании осталось 500 000 рублей — оплата за проект, закрытый еще в апреле.

Расходов на июнь было вроде бы не очень много — 350 000 рублей на зарплаты сотрудникам, 50 000 рублей на аренду офиса и склада. Но 1 июля нужно было заплатить поставщику 600 000 рублей за оборудование — заканчивалась отсрочка.

В конце июня стало понятно, что «майские» клиенты заплатят обещанный миллион только 15 июля. В итоге денег не хватило. Пострадала репутация компании, пришлось срочно брать кредит не на самых выгодных условиях.

Чтобы разрыва не случилось, нужно было сделать две вещи:

1. Вспомнить о предстоящем спаде продаж и дать майским клиентам отсрочку поменьше.

2. Заранее согласовать с поставщиком перенос оплаты, например, написав гарантийное письмо.

В «Большом брате» осознали, что дальше так жить нельзя, поэтому подошли к профилактике кассовых разрывов комплексно:

  1. Перевели часть монтажников на сдельную оплату, чтобы снизить постоянные расходы на низкий сезон.
  2. В первую очередь стали работать с клиентами, которые готовы к поэтапной оплате по факту выполненных работ. В итоге теперь в кассе всегда есть деньги, а клиентов с отсрочками стало меньше.
  3. Завели платежный календарь, в который стали заносить планируемые и текущие поступления и расходы. Календарь помогает узнать о доходах и расходах в любой момент. Скачать шаблон календаря
  4. Стали составлять отчет о движении денежных средств, куда заносили только фактические поступления и списания со счета. Скачать шаблон ДДС
  5. Во время высокого сезона создали резервный фонд и за несколько месяцев накопили там сумму, аналогичную размеру кассового разрыва.
  6. Стали раз в месяц составлять бюджет, в котором учитывали планируемые поступления и выплаты. В отличие от платежного календаря, бюджет-план зафиксирован — в него не вносят изменения в течение месяца. Если поступления в плане не сходятся с реальными выплатами, это можно скорректировать, например, попросить у поставщика отсрочку. Бюджет движения денежных средств можно составлять по шаблону отчета ДДС, только вносить туда нужно не фактические, а планируемые операции.

Все эти предосторожности помогли компании избежать кассовых разрывов. Теперь даже если денег в кассе вдруг не хватит — их можно будет взять из резервного фонда.

Оцените статью:
Опубликовано: 04.02.20 Просмотров: 668
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

05 мая 2021
1 372

Прибыль есть, а денег нет. Почему так бывает, и где искать кэш?

Разыскиваются: ваши деньги

7 мин.
Читать статью
29 июля 2020
9 105

Организация финансового учета на предприятии

По шагам: от таблиц к бюджетированию

4 мин.
Читать статью
14 октября 2021
622

Почему вести бизнес на чужие деньги — это не плохо, и при чем тут госдолг США

Госдолг США составляет $26,9 трлн — это та сумма, которую Штаты должны своим кредиторам. Это на шесть триллионов больше, чем ВВП страны в 2020 году. Сумма серьезная! Представьте, что у Васи зарплата 30 тысяч в месяц, а он должен полмиллиона. На первый взгляд, ситуация неприятная. А если присмотреться, то все не так однозначно, и в […]

3 мин.
Читать статью
16 апреля 2020
2 066

5 правил сокращения расходов в бизнесе

Как не сломать компанию,
урезая все подряд

2 мин.
Читать статью
09 июля 2019
9 126

Финансовый рычаг: как посчитать, можно ли брать кредит

Почему бизнесу не надо бояться кредитов

4 мин.
Читать статью
05 июля 2019
5 823

Как финансовый директор помогает бизнесу

И почему мы называем его финансовым директором

5 мин.
Читать статью