06 апреля 2023
Финпросвет

Переменные и постоянные
затраты: в чём разница и как считать

Переменные затраты зависят от объемов производства и продаж, а постоянные — от того, какую маркетинговую политику ведет компания и в каком районе города находится офис.

В статье разбираемся, что такое переменные и постоянные затраты, чем они различаются и как все это считать. 

Затраты, издержки и расходы — не одно и то же

Для начала определимся с терминами, потому что затраты, издержки, расходы — это про разное. Итак ↓

Издержки — все затраты компании в широком смысле. Помимо явных стоимостных затрат это могут быть и потери из-за плохого анализа рынка поставщиков, и слишком низкая эффективность работы из-за старого оборудования. 

Затраты — стоимость использованных ресурсов во время деятельности компании. Не все затраты будут расходами. Затраты в момент их признания не оказывают влияния на прибыль, а расходы — оказывают.

Например, компания купила запасы на склад, товары, оборудование или что-то еще, что будет какое-то время принадлежать ей, — это затраты, но не расходы. Деньги она потратила, но не впустую, а на пополнение активов. То есть деньги стали активами. Таким образом, затраты делятся на две группы:

  • пополнение активов — то, чем владеет компания;
  • непосредственно расходы. 

Расходы в управленческом учете — часть затрат, которую понесла компания в связи с получением доходов. Выходит, в момент признания они уменьшают прибыль. 

Например, потратили миллион на закупку товара у поставщика — это затраты компании. Дальше этот товар отгрузили и доставили покупателям — это уже расходы, в которые входят закупочная себестоимость плюс стоимость доставки клиенту. 

Внутри компании тоже возможно такое деление: например, закупили канцелярские принадлежности для административных сотрудников и сложили их на склад. Это пока что запасы. Как только сотрудники возьмут бумагу, карандаши и ручки и начнут ими писать, канцтовары станут расходами. 

Подробнее о разнице рассказывали в другой статье. В целом, важно запомнить такое правило ↓

Когда затраты переходят в расходы, как правило, их уже не вернуть

Переменные и постоянные затраты: что это и какими бывают

Теперь о том, какими бывают расходы. Или затраты :—) Начнем с простого: переменные и постоянные.

Переменные — это те, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства, объема продаж или объема оказанных услуг. 

Например, в этом месяце кондитерский цех сделал 1 000 пончиков и потратил на муку, молоко и сладкую глазурь 100 000 рублей, а в следующем месяце клиенты заказали 2 000 пончиков, и потратить на их производство нужно уже 200 000 рублей. Выручка растет, но и расходы также пропорционально увеличиваются. 

Постоянные — это все остальные затраты, которые есть у предприятия и напрямую не завязаны на объеме производства. Например, фирма арендует офис, где работают бухгалтеры, менеджеры по продажам и куда приезжают клиенты. Месяц аренды офиса стоит 20 000 рублей — и неважно, сколько при этом пончиков получится произвести. 

Расходы признают в тот же период, когда получают выручку

В управленческом учете расходы записывают в отчете о прибылях и убытках. При этом расходы должны соответствовать доходам. Разберем подробнее, что есть что. 

Доход, или выручка, — это объем исполненных обязательств перед клиентом независимо от того, поступили деньги или нет. Например, компания выполнила работу или отгрузила товар и подписала акт или накладную — это выручка.

А дальше в дело вступают расходы. 

Переменные расходы признаются согласно выручке. Например, компания выполнила работу в течение двух месяцев, допустим, января и февраля, а в марте сдала работу клиенту и отметила это как выручку. Тогда расходы, которые связаны с выполнением этой работы, отразятся в ОПиУ за март. 

Постоянные расходы учитываются каждый месяц, в который они есть, — по факту реального использования. Например, 5 апреля компания выплатила бухгалтеру зарплату за март. Формально деньги потрачены в апреле, но это расходы за работу бухгалтера в марте. Или другой пример: 10 февраля компания оплатила аренду за март. Она потратила деньги в феврале, хотя расходы будут в марте. 

При этом если у бизнеса несколько направлений, то ему важно делить расходы на прямые и косвенные.

Прямые расходы — это те, которые относятся к конкретному направлению. Например, аренда конкретной торговой точки или зарплата продавца, который работает только на этой точке. Если непонятно, куда отнести расход, то он не прямой.

Косвенные расходы — это те, которые не относятся ни к одному из направлений. Например, зарплаты административных сотрудников, покупка лицензий, аренда центрального офиса.

Список прямых и косвенных расходов в управленческом, бухгалтерском и налоговом учетах может не совпадать — это нормально, потому что цели и задачи этих учетов разные.

На примере торговой компании мы видим, что к постоянным расходам относятся аренда, охрана, зарплаты, коммунальные услуги. У каждой компании этот список будет свой

Чтобы фиксировать постоянные и переменные расходы, используют различные источники информации: это может быть отчет о движении денежных средств, зарплатная ведомость, лист учета сделок, лист регистрации входящих документов, другие операционные отчеты или программы, например отчет из 1С. Со всем этим поможет финдиректор — настроит управленческий и финансовый учет.

Затраты регулярно анализируют

Затраты в управленческом учете делят на переменные и постоянные для того, чтобы было легче ими управлять и их анализировать. 

Анализ помогает оценить деятельность компании на каждом уровне прибыли — маржинальной, валовой, операционной, чистой — и понять, насколько компания эффективно работает.

Между переменными и постоянными расходами важен баланс — он зависит от сферы бизнеса. В целом считается, что для устойчивости бизнеса лучше, чтобы доля переменных расходов была выше, чем постоянных. 

Например, в компании по перевозкам переменная часть расходов в виде бензина, зарплаты водителю, аренды авто, расходов на проезд по платным дорогам составляет 60%. Если заказов на перевозку станет меньше, эти расходы сократятся, а вот постоянные — нет. Поэтому важно следить за долей постоянных расходов и не позволять ей бесконтрольно расти.

В общем, переменные и постоянные затраты — важная штука в бизнесе. И их нужно непрерывно считать и контролировать. В этом помогут не только наши финдиры, но и статьи (но финдиры больше):

А еще любые затраты тесно связаны с себестоимостью. Мы рассказывали о себестоимости в других статьях, поэтому здесь просто дадим ссылки:

Поможем правильно определить и оптимизировать затраты

У компаний есть два пути: или больше зарабатывать, или меньше тратить. Наши финдиры помогают и с тем, и с тем, но если говорить о расходах, то они могут их правильно учесть и уменьшить. Вот как это обычно бывает:

Мы работаем с разным бизнесом: строительными компаниями, ресторанами, стоматологиями, торговыми предприятиями и много с кем еще. 

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна — не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Увидите, где вы теряете до 40% прибыли

Бесплатная онлайн-встреча с финансовым директором для предпринимателей




    Для собственников бизнеса с выручкой от 5 млн рублей в месяц

    ✔️ Готово: ваша заявка на онлайн-встречу с финдиром принята!

    В течение рабочего дня позвоним вам, чтобы уточнить детали и подобрать удобное для встречи время. Если не дозвонимся, то напишем в мессенджеры и на почту.

    #затраты #издержки #косвенные расходы #переменные расходы #постоянные расходы #прямые расходы #расходы
    Опубликовано: 06.04.23 Просмотров: 1 578

    Читайте также

    Бесплатно
    Барсетка: 16 шаблонов для финучета
    Бесплатно
    Управленка: курс по финансам
    Бесплатно
    Деньги под контролем: курс по ДДС
    Бесплатно
    Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс