

Вопрос читателя: занимаюсь SEO-продвижением. В работе над проектами использую сервисы, за которые ежемесячно плачу примерно 5 000 ₽. Еще оплачиваю как ИП страховые и пенсионные взносы поквартально. Скажите, как распределять эти расходы по проектам?
Ответ финдиректора: в теории, эти расходы можно «размазывать» по проектам. Например, вы тратите 5 000 ₽ на сервисы и ведете пять проектов. Значит, на каждый проект заносите в расходы по 1 000 ₽ на сервисы. Либо распределяете пропорционально выручке каждого проекта. Но у таких методов есть минусы.
Действительно, с подсчетом прибыльности конкретных проектов возникают трудности. Всё из-за расходов, которые относятся ко всем проектам сразу — плата за сервисы, налоги, аренда помещений и так далее. Такие расходы прямого отношения к проектам не имеют, поэтому называются косвенными. Хочется их как-то равномерно распределить, чтобы увидеть прибыльность каждого проекта по отдельности.
Во-первых, результат будет неточный. Количество проектов будет меняться от месяца к месяцу, косвенные расходы каждый раз будут распределяться по-разному. Например, в первый месяц — по 1 000 ₽, во второй — по 1 250 ₽, а в третий — по 500 ₽. В этом случае рентабельность проектов каждый месяц будет разной. Причем она не будет отражать прибыльность проектов, потому что повлияли косвенные расходы, которые к проектам прямого отношения не имеют.
Во-вторых, он долгий. Зачем тратить время на разбрасывание косвенных расходов, если эффективность проекта можно посмотреть, посчитав только прямые расходы?
На вашем месте, я бы не заморачивалась с распределением косвенных расходов по проектам. Сначала считайте прямые расходы — те, которые относятся к конкретному проекту. А уже потом считайте косвенные расходы в целом по бизнесу.
Если делать так, то по прямым расходам вы сможете сравнивать проекты по рентабельности, а косвенные расходы дадут понимание ситуации во всем бизнесе. Выглядеть это будет примерно так ↓
