Система директ-костинга помогает рассчитать чистую себестоимость товара, а на основе этого знания — управлять ассортиментом. Рассказываем, в чём суть системы и какие преимущества и недостатки у нее есть.
Обновлено в апреле 2025 года: разобрали плюсы метода для управленческого учета + добавили наглядный пример расчета.
Содержание
В чём суть системы директ-костинга
Преимущества и недостатки системы директ-костинг
Директ-костинг в управленческом учете: пример расчета
Директ-костинг: частые вопросы собственников
Система директ-костинга: в двух словах
Поможем рассчитать себестоимость и не только
В чём суть системы директ-костинга
Широкое применение система калькулирования «директ-костинг» нашла в середине XX века, когда традиционные методы учета затрат перестали удовлетворять потребностям быстроразвивающегося бизнеса.
Директ-костинг, он же direct costs, — это метод учета затрат при расчете себестоимости. Звучит сложно, но сейчас объясним.
Любая компания считает себестоимость товара или услуги. Например, себестоимость пельменей будет состоять из расходов на тесто и мясо, упаковку, зарплату тестомеса, доставку до магазина, рекламу, аренду цеха.
Себестоимость бывает двух видов:
- сокращенная — это себестоимость производства товара. В нее входят только те затраты, которые компания понесла, чтобы сделать товар. Такие затраты называют прямыми переменными. Прямыми — потому что относятся непосредственно к производству, а переменными — потому что их объем меняется в зависимости от объема производства;
- полная — это сокращенная себестоимость плюс постоянные расходы компании. Постоянные — те, которые не зависят от объемов производства, например, аренда цеха.
Мы не просто так вспомнили виды себестоимости, потому что система директ-костинга — это то же самое, что и сокращенная себестоимость. В директ-костинге себестоимость рассчитывается только из прямых переменных затрат.
Рассчитывать себестоимость важно, потому что с ее помощью можно:
- правильно назначить цену на товар — иначе есть риск ничего не заработать или уйти в минус;
- управлять расходами — если расходы постоянно растут, цена товара также увеличивается. В какой-то момент такой товар может стать неконкурентоспособным, поэтому за расходами важно следить;
- соотносить свой товар с рынком — чтобы понять, выгодно ли его вообще продавать.
Статьи, которые помогут разобраться в себестоимости:
→ Как посчитать себестоимость на производстве. Пошаговая инструкция
→ Как считать себестоимость проданной продукции на маркетплейсах
→ Методы учета себестоимости: полное руководство
Учет затрат в директ-костинге
В современном управленческом учете директ-костинг представлен двумя основными формами.
Простой директ-костинг учитывает только прямые переменные затраты (сырье, материалы, сдельная зарплата, упаковка), полностью исключая постоянные расходы из калькуляции. Этот подход идеален для быстрого расчёта маржинальности продукции — например, в малом бизнесе или при запуске новых товаров.
Развитой директ-костинг (или многоуровневый), более сложный и дополнительно включает частично переменные затраты, которые меняются ступенчато при росте производства. Такой вариант используют крупные компании, такие как автомобильные производители, где важно учитывать не только стоимость комплектующих, но и условно-переменные расходы (энергию цехов, логистику).
Ключевое преимущество обоих методов — прозрачность: руководитель видит, какие продукты приносят реальную прибыль, а какие «проедают» бюджет.
На схеме видно, что к затратам на производство относятся только переменные расходы, а постоянные вынесены отдельно.
Преимущества и недостатки системы директ-костинга
Система директ-костинга нужна, чтобы знать чистую себестоимость товара или услуги. Это знание пригодится во многих ситуациях ↓
- Вовремя реагировать на рост цен сырья — если учитывать все расходы, включая постоянные, может быть непонятно, из-за чего именно растет себестоимость. А с директ-костингом всё сразу видно: просто заметить и среагировать на рост цен составляющих товара.
- Сопоставлять себестоимость товаров в разные периоды — если сравнивать по системе директ-костинга, можно исключить влияние объема продажи и сравнивать только чистую себестоимость.
- Оценивать маржинальность каждого продукта — чтобы видеть, сколько копеек маржинальной прибыли получится с каждого рубля выручки, управлять ассортиментом и рассчитывать точку безубыточности.
- Выбирать, какой товар продавать, а какой — выводить из ассортимента — если сравнить чистую себестоимость разных позиций и объемы продаж, то станет понятно, какие из них обходятся компании дешевле, но приносят больше выручки.
У директ-костинга есть недостатки. Основной — сложность с определением цены товара. По системе директ-костинга учитываются прямые переменные расходы, но не косвенные. Это может привести к недооцененной себестоимости. У крупных компаний косвенные расходы обычно высокие, и если их не учитывать, итоговые цифры будут искаженными.
Учет затрат в директ-костинге ↓
В системе директ-костинга затраты делятся на переменные и постоянные. При этом в переменных и постоянных могут быть как производственные, так и коммерческие, и административные затраты.
Хотите управлять компанией на основе цифр и предотвратить кассовые разрывы?
Проведите «Волшебный час» с нашим финансовым директором. Это бесплатная экспресс-консультация, на которой вы получите:
✔ Конкретные шаги для роста прибыли и снижения расходов.
✔ Анализ вашего бизнеса и скрытые резервы, которые можно использовать.
✔ Персонализированный план действий, который можно внедрить сразу.
Запишитесь на «Волшебный час» и взгляните на свой бизнес глазами профессионала.
Директ-костинг в управленческом учете: пример расчета
Директ-костинг чаще всего используется в управленческом учете, потому что эта система помогает выделить чистую себестоимость и проанализировать ассортимент компании.
Для примера покажем, как считается чистая прибыль, если компания использует директ-костинг:
- Шаг 1. Выделить переменные и постоянные затраты. Переменные — те, что относятся непосредственно к товару или услуге, например, сырье. Постоянные — не относятся к производству и будут всегда, даже если компания не сделает ни одной единицы продукции.
- Шаг 2. Разбить переменные расходы по всем продуктам или услугам.
- Шаг 3. Проанализировать ассортимент.
Для примера возьмем небольшую компанию, производящую металлоконструкции. У нас будет следующая информация:
- выручка от продаж — 1 млн ₽;
- переменные затраты: на сырье, упаковку, зарплаты рабочих — 450 000 ₽;
- постоянные затраты: на аренду, зарплаты административного персонала, запчасти для оборудования — 400 000 ₽;
Считаем прибыль с использованием системы директ-костинга. Сначала вычтем из выручки переменные затраты. Что к ним относится, определили выше:
- Выручка − Переменные затраты = Маржинальный доход
- 1 000 000 − 450 000 = 550 000 ₽
Здесь мы получили маржинальный доход. Дальше из маржинального дохода вычитаем постоянные затраты, чтобы узнать чистую прибыль:
- Маржинальный доход − Постоянные затраты = Прибыль
- 550 000 − 400 000 = 150 000 ₽
Итого — 150 000 ₽ чистой прибыли, если считать методом директ-костинга. А вот в бухгалтерском учете расчет был бы другим: сначала из выручки вычли бы производственные затраты и получили валовую прибыль. А потом из валовой прибыли вычли бы коммерческие и административные расходы и так узнали чистую прибыль.
Подборка статей по теме:
Как производственная компания разобралась с себестоимостью после 4 лет неудач
Вопрос: учитывать ли расходы на продажу в себестоимости товара?
Директ-костинг: частые вопросы собственников

Эксперт Марина Токарева
Финдир НФ
Что такое absorption costing?
Absorption costing (полная себестоимость) включает все затраты (переменные и постоянные) на каждую единицу продукции. В кондитерском производстве, например, себестоимость торта по этому методу учитывает не только ингредиенты и зарплату пекарей, но и долю арендной платы, зарплаты бухгалтерии, расходов на рекламу и другие постоянные издержки. Этот метод дает более полное представление о реальных затратах и подходит для официальной отчетности и оценки эффективности бизнеса.
Какие затраты по методу директ-костинг списываются за счет себестоимости продукции?
Только те, которые меняются с объемом производства:
-
прямые: материалы, сдельная зарплата, упаковка;
-
косвенные переменные: электричество станков, топливо для доставки.
Что не включаем: оклады менеджеров, аренда офиса, реклама — это постоянные расходы, они «съедают» прибыль в конце периода.
Система директ-костинга: в двух словах
- Директ-костинг, он же direct costs, — это метод учета затрат при расчете себестоимости.
- В директ-костинге себестоимость рассчитывается только из прямых переменных затрат.
- Система директ-костинга — это то же самое, что и сокращенная себестоимость. Всё, что к товару или услуге напрямую не относится, в системе директ-костинга не учитывается. Например, зарплата бухгалтера и аренда офиса.
- Система директ-костинга нужна, чтобы знать чистую себестоимость товара или услуги.
- С помощью директ-костинга можно вовремя реагировать на рост цен на сырье, сопоставлять себестоимость товаров в разные периоды, оценивать маржинальность каждого продукта, выбирать, какой товар продавать, а какой — выводить из ассортимента.
Поможем рассчитать себестоимость и не только
Мы рассказали, что такое система директ-костинга, но в управленческом учете бывают и другие способы расчета себестоимости. Разбираться в этом важно, чтобы правильно устанавливать розничные цены, управлять ассортиментом и зарабатывать.
Со всем этим могут разобраться наши финдиры: правильно посчитать себестоимость, снизить расходы и вывести компанию в прибыль. Вот лишь несколько примеров, как мы это делаем:
- Стали тратить на рекламу на миллион меньше, а зарабатывать на миллион больше. И это за месяц работы!
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии