Если хочешь быть лучшим, развивай soft skills. Представьте гонщика на трассе — что ведёт его к победе? Крутой автомобиль? Да, но прокачанные авто — обязательная «база» для участников. Лучшим станет тот, кто умеет вовремя ускоряться, обходить препятствия и контролировать ситуацию. Это и есть «мягкие навыки». Какие soft skills нужны в управлении финансами и как обрести эти компетенции, расскажем в статье.
Содержание
Что такое soft skills и в чём их ценность
Как определить сильные soft skills соискателя
Как улучшить показатели soft skills
Soft skills: частые вопросы собственников
Поможем прокачать ваши навыки в управлении финансами
Что такое soft skills и в чём их ценность
Soft skills дословно в переводе с английского — «мягкие навыки». Это поведенческие компетенции. Они определяют, не ЧТО умеет делать сотрудник, а КАК он умеет это делать.
Термин возник в Соединенных Штатах в 1959 году. Исследования среди военных выявили, что для успеха нужны не только «hard skills» (образование и профессиональные навыки), но и универсальные компетенции, связанные с взаимодействием людей — «мягкие навыки». Из военной терминологии понятия hard skills и soft skills перешли в бизнес-среду.
Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, тогда как «жёсткие» — всего 15%.
Основные виды soft skills
Все soft skills можно разделить на четыре основные группы:
Для разных профессий в приоритете разные soft skills. В Нескучных финансах, например, для финансовых директоров важны:
-
адаптивность: когда внешние обстоятельства меняются, необходимо умение быстро предложить план Б;
-
коммуникабельность — умение легко вступать в разговор, убеждать, слушать;
-
лидерство — умение вести за собой группу, даже не имея формальной власти;
-
эмоциональный интеллект — умение осознавать чужие эмоции. Это важно для переговоров с клиентами и при взаимодействии с коллегами;
-
критическое системное мышление;
-
управление стрессом: психологическая устойчивость даже под давлением помогает найти выход из сложных ситуаций;
-
решение конфликтов. Здесь пригождаются навыки медиатора.
В последние годы в копилку к hard и soft skills добавляются ещё и метанавыки. Это гибридные навыки, сочетающие знания и человеческие качества. Они — основа для развития «жёстких» и «мягких» компетенций. За метанавыками будущее, потому что их нельзя автоматизировать. А значит, в эпоху искусственного интеллекта именно за эти качества будут ценить реальных сотрудников.
5 метанавыков будущего:
1. Эмоции. Это и интуиция, и эмпатия. Машинам эти ценные навыки пока недоступны.
2. Умение складывать общую картину. Масштабное видение процессов помогает вырабатывать стратегию и избегать предубеждений.
3. Умение фантазировать. Это творческий навык, который помогает представлять то будущее, которое затем уже можно будет воплощать, опираясь на расчет.
4. Возможность креативного созидания. Это умение создавать ответы там, где их ещё нет, умение быть первопроходцем.
5. Способность учиться. Умение постоянно осваивать новый материал, не застревать в позиции всезнайки — это способ прокачать навыки, в том числе и предыдущие четыре метанавыка. А значит, развиваться и получать от этого удовольствие.
Как определить сильные soft skills соискателя
Гипотетически людей без soft skills не существует. Но:
-
навыки могут быть плохо оцифрованы;
-
они могут быть не востребованы в той должности, в которой человек находится;
-
навыки могут быть неправильно раскрыты: у специалиста не хватает компетенций, чтобы проявить навыки.
«HR-команда Нескучных финансов использует тест DISC. Мы даем его до финальных переговоров. Результаты теста помогают нам понять, как лучше общаться с кандидатом и какие условия создать, чтобы он смог полностью раскрыть свои навыки».
DISC — это признанная методология классификации психотипов и поведенческих моделей, основанная на четырех ключевых факторах:
dominance —доминирование,
influence — влияние,
stability — постоянство,
compliance — согласие.
У каждого типа личности есть свои преимущества и недостатки, которые надо учитывать. Уже в ходе беседы видно, как человек задаёт вопросы, как формулирует предложения, как взаимодействует с другими людьми.
Результаты теста DISC — ценная информация о предпочтительных поведенческих стратегиях кандидата. Эти данные становятся основой для наблюдений HR-команды Нескучных уже в ходе личного взаимодействия, например, на собеседовании. В беседе виден стиль постановки вопросов, манера формулирования предложений и общая динамика взаимодействия человека с собеседником.
Например, кандидат, который демонстрирует тщательную подготовку к встрече, предпочитает задавать структурированные вопросы и выглядит вдумчивым, но не слишком разговорчивым, может обладать чертами, характерными для типов S (Постоянство) или C (Согласие). В то же время, соискатель, активно ведущий беседу, способный быстро переключаться между темами и легко берущий инициативу на себя, вероятно, относится к категориям D (Доминирование) или I (Влияние).
Понимание этих поведенческих особенностей позволяет оценить, насколько склад психики кандидата соответствует требованиям конкретной роли и культуры компании.
Проверка и анализ соискателя продолжается и на этапе ввода в должность. Специалист может круто продать себя на периоде собеседования. Например, назвать в числе навыков тайм-менеджмент. Однако при первых рабочих шагах в его работе видны маркеры, отражающие хаотичность, несоответствие заданным требованиям. Сложные моменты нужно корректировать.
Часто профессию финансового директора выбирают соискатели с профилем CS: стабильный и системный. Таким партнерам хорошо дается «хардовая» часть: они дают качественный анализ информации, находят закономерности. Но им сложно бывает перейти на сторону бизнеса — общаться, раскрываться, презентовать себя. Мы помогаем нарастить «мягкие навыки».
Что делать здесь и сейчас, чтобы систематически увеличивать прибыль весь 2025?
Каждому собственнику финдиры Нескучных сэкономили > 200 часов свободного времени! Которые можно потратить на себя и близких людей.
Что финдиры Нескучных сделают для вас:
✔ Соберут бюджет проекта — без кассовых разрывов и неожиданных трат.
✔ Покажут, когда бизнес выйдет в ноль и начнёт приносить прибыль.
✔ Объяснят, как затягивание сроков съедает прибыль.
✔ Настроят управленческий учёт — чтобы вы видели, куда уходят деньги.
Мы в Нескучных финансах ведём масштабную работу над «мягкими навыками» партнеров с самого начала сотрудничества.
Мы скрупулезно подходим к выбору финансовых директоров. Кандидатам с потенциалом к росту мы открываем двери в нашу команду через программу «Три шага в НФ», призванную помочь им быстро адаптироваться и раскрыть свои способности.
Значительное внимание уделяется развитию гибких навыков (soft skills). В процессе обучения будущие финдиректора осваивают принципы построения партнерских отношений и учатся:
-
выстраивать конструктивную коммуникацию с клиентами на равных;
-
практиковать активное слушание и глубже понимать собеседника;
-
развивать свой эмоциональный интеллект
Партнеры, прошедшие период адаптации, в дальнейшем продолжают взаимодействовать с нашими профессиональными коучами и психологами. За каждым из этих специалистов закреплен пул подопечных — финансовых директоров, с которыми они выстраивают программы по развитию soft skills, включающие семинары, тренинги, консультации. Финдиры на протяжении всей карьеры в НФ работают с убеждениями, мешающими выстраивать контакт, учатся говорить понятным языком о сложных вещах и в конечном счете, достигать результата.
Корпоративное обучение — это безопасное пространство для отработки проблем. Реальные трудности в работе с клиентами можно моделировать в формате ролевых игр: пробовать разные варианты, ошибаться, выбирать оптимальные решения. Можно даже намеренно создавать стрессовые ситуации, чтобы участники заранее отработали их до того, как столкнутся на практике.
Лейсян Резванова: «На первом практикуме, посвящённом подготовке ко встрече финдиректора с клиентом, мы разбираем с учениками самые популярные кейсы. Один из них — сопротивление внедрению наших продуктов.
Финдиректор-участник практикума после прохождения рассказал мне, что в первый же день общения с клиентом столкнулся с отработанной проблемой на практике: клиент буквально закидал финдира таблицами, не желая участвовать в анализе показателей. Но качественная работа над финансами компании возможна только вместе с собственником.
Помня скрипты, финдиректор объяснил спокойно и убедительно необходимость сотрудничества. После разговора клиент ответил: “А вы правы! Мне и правда нужно разобраться во всём самому”. И даже сказал “Спасибо” нашему эксперту, что тот подсветил важность для собственника быть в контексте финансовой ситуации его бизнеса».
Работать над soft skills можно и самостоятельно. В Нескучных работа над собой — важная часть обучения.
Самое простое, что можно сделать — это регулярно получать обратную связь от коллег, руководителей, клиентов по рабочим вопросам: как прошла встреча, интересна ли была презентация продукта и так далее.
Ещё один эффективный инструмент для самостоятельной работы спикера — вжиться в роль «эталонного лидера». Нужно найти такую персону и наблюдать за её выступлениями: как человек себя держит, в каком темпе говорит, как аргументирует, как защищается. И что-то брать себе.
Soft skills: частые вопросы собственников

Эксперт Лейсян Резванова
Финансовый директор, коуч НФ
Может ли человек не обладать нужными «мягкими навыками», но при этом быть хорошим сотрудником?
Большинство финансовых директоров, которые приходят ко мне на обучение, «выросли» из профессии бухгалтера. Технически новоиспеченный финдиректор без развитых soft skills может работать год или два. Но в конце концов наступает момент, когда специалист должен идти в коммуникацию — с коллегами, c клиентами: например, объяснить выбор системы бюджетирования или убедить совет директоров в выбранной стратегии.
Многие моменты нельзя уложить в цифры, и тогда в ход идет сила убеждения. Я встречала прекрасных технических специалистов, сильных финансовых менеджеров. Но на роль финдиректора они не подходили из-за отсутствия навыка общения, убеждения. Если ты хочешь быть услышанным и понятым, без soft skills никак.
Какую литературу можно прочитать для работы над «мягкими навыками»?
Записывайте:
-
«Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» — Дейл Карнеги;
-
«Эмоциональный интеллект» — Дэниел Гоулман;
-
«Семь навыков высокоэффективных людей» — Стивен Кови;
-
«Секреты общения. Как наладить контакт и достичь результата» — Патрик Диксон;
-
«Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Адель Фабер, Элейн Мазлиш;
-
«Психология влияния» — Роберт Чалдини;
-
«Не принесите мне кучу проблем. Как избавиться от токсичных отношений» — Ириен Вюрст;
-
«Думай медленно… решай быстро» — Даниэль Канеман;
-
«Коучинг. Искусство управления и личности» — Игорь Шевченко.
Сейчас во всех сферах бизнеса кризис. Как soft skills помогают пережить этот период?
Если говорить о финансистах, то с soft skills намного проще находить новые варианты развития бизнеса и доносить свои решения до руководителя, ведь ключевое решение о смене курса всегда за ним.
Приведу пример из собственной практики. На старте работы в Нескучных я работала с клиентом, который как огня боялся слова «планирование» и наотрез отказывался внедрять этот инструмент. И я решила пойти другим путём.
Выяснила, какую выручку собственник хочет увидеть в отчёте о прибылях и убытках в следующем месяце — оказалось 5,5 млн. Тогда я предложила проверить собственнику, насколько точным он окажется в прогнозах спустя месяц. А заодно уточнила, почему же достижим именно этот показатель, не больше и не меньше.
Собственник разложил всё по полочкам, ещё и сообщил, что в следующем месяце доход будет другой, ведь на носу предновогодний период — особое время, от которого напрямую зависят объёмы продаж.
Спустя месяц я сверила результаты и сообщила о том, что по выручке собственник практически попал в результат. Но поинтересовалась, почему же попадание оказалось не стопроцентным? Владелец бизнеса задумался и назвал ряд факторов.
Такие вопросы я задавала ещё два месяца. Это был тест на «красавчика» (прочитать про него можно вот здесь). Когда квартал закончился, я призналась, что всё это и было планированием. «Вы меня обманули!», — сначала воскликнул собственник. Но тут же поинтересовался: «И как, у нас всё получилось?» Да, у нас всё получилось! Главное — обойти триггеры.
Soft skills: в двух словах
-
«Мягкие навыки» — это поведенческие компетенции. Они определяют, как работает человек. Но в отличие от hard skills — диплома об образовании и профессиональных навыков, могут быть применены в разных сферах.
-
Всего известно около двух десятков soft skills: это, в частности, эмоциональный интеллект, коммуникабельность, лидерство, адаптивность, решение конфликтов.
-
Людей вообще без soft skills нет. Но «мягкие навыки» у партнера могут быть не раскрыты, либо развиты совсем не те навыки, которые нужны в работе.
-
Хорошая новость в том, что soft skills можно развивать. Для этого работодатели (например, Нескучные финансы) внедряют обучающие программы с участием профильных специалистов — коучей, психологов. Можно развивать soft skills и самостоятельно — запрашивать обратную связь у коллег или наблюдать за лидерами отрасли.
Поможем прокачать ваши навыки в управлении финансами
Вы тоже работаете с финансами и хотите прокачать свои навыки в управлении деньгами? Тогда приходите на наш курс по оптимизации расходов. Мы дадим рабочие инструменты и научим, как убрать ненужные траты и вывести бизнес в прибыль даже в шторм. Курс рассчитан на самостоятельное изучение в удобном для вас темпе.
Комментарии 1