Урезание бюджетов на важные производственные процессы и фонд оплаты труда может обернуться для бизнеса проблемами вплоть до банкротства. Чтобы этого не случилось, нужен план оптимизации расходов и соблюдение пяти простых правил сокращения расходов.
Обновили статью в сентябре 2025 года. Добавили сводную таблицу для анализа расходов и прямую ссылку на платежный календарь.
Содержание
Правило 1: расходы сокращаем не в ущерб качеству
Правило 2: используем метод экспресс-сокращения расходов
Правило 3: не просто снижаем расходы, а используем ресурсы эффективнее
Правило 4: не экономим на сотрудниках
Поможем выстроить эффективное финансовое управление
Правило 1: расходы сокращаем не в ущерб качеству
Есть расходы, которые напрямую связаны с производством продукта или услуги. От них зависит качество продукции и его ценность для потребителя. Например, если вы шьете одежду, нельзя менять ткань на более дешевую и низкого качества в попытке снизить себестоимость. Это приведет к тому, что у вас просто перестанут покупать, что в итоге ударит по выручке бизнеса.
Хотите увеличить прибыль х2, х5, х7 раз?
Внедряйте систему управленческого учета. Мы организуем. Показатели — это реальные кейсы наших клиентов.
Управленческий учет покажет:
✓ где возникают скрытые убытки или перерасход бюджета
✓ как можно сократить затраты без ущерба для качества
✓ какие подразделения или проекты приносят наибольшую прибыль
✓ насколько эффективно используются товары и запасы
✓ как оптимизировать ценообразование на продукцию или услуги
Приятная новость: вы можете получить консультацию с финдиректором бесплатно!
Правило 2: используем метод экспресс-сокращения расходов
Некоторые затраты можно сократить здесь и сейчас, безболезненно для бизнеса. Для этого нужно поделить все расходы на четыре типа. Это основа эффективного анализа расходов.
Тип расходов | Подробнее | Пример в кофейне |
Высокоприоритетные | Необходимы для деятельности компании | Кофе, обслуживание кофемашины, аренда помещения |
Приоритетные | Без этих расходов в работе компании возникнут сбои | Булочки с маком, раздача листовок для привлечения клиентов |
Допустимые | Эти расходы лучше оставить как есть, но при отсутствии денег их можно сократить | Wi-Fi для посетителей, бесплатное печенье к каждой чашке кофе |
Ненужные | Если отменить эти расходы, ничего плохого не случится | Сахар и салфетки с каждым заказом. Вместо этого — зона самообслуживания, где каждый возьмет, сколько надо. |
Сразу сокращаем только ненужные и допустимые. Если хотим сократить приоритетные и высокоприоритетные — делаем это поэтапно, маленькими долями из месяца в месяц. К примеру, если вы нашли поставщиков кофе на более выгодных условиях, сначала протестируйте небольшую партию. Проанализируйте отзывы посетителей и объем продаж. Если все в норме — можно полностью заменить сырье и сэкономить на закупке.
Правило 3: не просто снижаем расходы, а используем ресурсы эффективнее
Важно управлять издержками, а не просто урезать их. Например, урезать сотруднику зарплату в 2 раза — неэффективно. Это может привести к снижению эффективности или увольнению.
А вот перевести на сдельную оплату труда и платить за подписанный договор или произведенную единицу продукции — эффективно. Так у сотрудника появится мотивация работать еще лучше. Этот метод направлен на сокращение издержек за счет повышения производительности, а не ухудшения условий труда.
Правило 4: не экономим на сотрудниках
Сокращение сотрудников — тоже не лучший выход, так как скорее всего их придется нанимать заново после кризиса и восстановления компании. Зачастую затраты на поиск и обучение персонала превышают сэкономленные на зарплатах уволенных сотрудников деньги. А помимо потраченных денег потребуются время и силы, значимость которых сложно переоценить.
Правило 5: планируем бюджеты
Верный способ взять траты компании под контроль — планировать их. В этом вам поможет платежный календарь. Так вы сможете держать переменные и постоянные затраты в заданных рамках и избежать ненужных трат. Регулярный анализ поможет понять, от каких трат можно отказаться безболезненно. Системный подход — фундамент для долгосрочного сокращения расходов компании.

Поможем выстроить эффективное финансовое управление
Финансовые директора из команды Нескучных — практики с огромной насмотренностью. Создаем и внедряем работающие системы учета в бизнесах любой сложности и специфики: от маркетплейсов и строительства до сферы услуг. Мы не предлагаем шаблонные решения, а адаптируем каждый процесс под ваши задачи и отраслевые особенности.
Несколько полезных материалов по теме:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
Хотите увидеть, как мы помогаем бизнесу наводить порядок в финансах? Приглашаем на онлайн-экскурсию по бизнес-решениям ↓
Комментарии