17 октября 2022
Финпросвет

Юнит-экономика для селлеров маркетплейсов

Юнит-экономика показывает, сколько можно заработать с одного товара или клиента, то есть юнита. Если торговать на маркетплейсе, юнитом будет одно изделие со своим артикулом, например карандаши для черчения. 

Считать юнит-экономику товара важно, чтобы понимать, какие позиции приносят больше прибыли, а какие — уводят в минус. И главное — выгодно ли для бизнеса вообще работать на маркетплейсе. 

Экономику товаров на маркетплейсах считают регулярно 

Предположим, предприниматель недавно начал продавать на маркетплейсе канцелярские принадлежности. Он знает, что часть денег уходит на комиссию площадке и доставку, но не понимает, какие именно товары приносят больше прибыли и сколько нужно продать, чтобы покрыть расходы и выйти в плюс. 

Чтобы посчитать юнит-экономику, ему нужно правильно учесть все расходы и вычесть их из доходов. Кажется, все просто, но есть нюансы.

Прежде всего, нельзя посчитать экономику один раз и забыть: закупочные цены, расходы на маркетплейсе и отпускная цена все время меняются, а значит, юнит-экономику каждый раз придется пересчитывать. Вручную это никто не делает, зато можно собрать эксель-таблицу, например вот такую:

В таблице обычно указывают список товаров, артикулы, закупочную цену и себестоимость товара до маркетплейса. 

Например, ручки нужно купить в Китае, привезти в Россию, растаможить и разместить на своем складе. Но всё это не относится к маркетплейсу, а входит в себестоимость товара. Поэтому в расчетах берут себестоимость до маркетплейса, а дальше раписывают все доходы и расходы, которые связаны с площадкой, и считают итоговую прибыль. Об этом дальше. 

Расходы продавца на маркетплейсе

Сначала разберем, за что платит предприниматель на маркетплейсе, то есть расходы:

  • комиссия площадки — обычно это процент от суммы, например 10%;
  • размер скидки — часто предприниматели делают скидки на товары по требованию площадки, например 30%;
  • доставка до склада маркетплейса;
  • приемка, маркировка, отгрузка и хранение товара на складе — приемка и маркировка могут быть бесплатными, но хранение чаще всего оплачивает предприниматель;
  • упаковка и доставка товара до покупателя;
  • возврат товара от покупателя — частично это оплачивает сам предприниматель.

У разных площадок размер комиссии и стоимость логистики и хранения будут разными: например, «Вайлдберриз» берет комиссию от 5 до 15%, а «Яндекс Маркет» — от 4 до 14%, хотя есть подгруппа и с 1% — всё зависит от вида товара. 

Скидки и акции могут влиять на прибыль, поэтому в расчетах лучше вести несколько колонок «Цена с акцией» и «Цена без акции». Это позволит понять, на какие товары можно ставить скидку, а какие из-за этого продаются в убыток. 

Как посчитать юнит-экономику одного товара на маркетплейсе

Для примера посчитаем юнит-экономику пастели на 75 цветов. Ее закупили у поставщика за 309 рублей, а полная себестоимость — 320 рублей. 

Предположим, что похожие товары на маркетплейсах продают за 1 000 рублей с разными скидками. Поставим стоимость в 907 рублей и скидку по акции площадки в 27%. Цена пастели со скидкой — 662 рубля.

Дальше считаем:

  • комиссия маркетплейса — 5%, или 33 ₽;
  • хранение за сутки — 0,08 ₽, а за месяц это 2,4 ₽;
  • доставка до покупателя — 75 ₽;
  • доставка до сортировочного центра — 8 ₽;
  • маркировка — 3 ₽.

Получается, себестоимость со всеми расходами при участии в акции — 431 рубль. Если бы предприниматель в акции не участвовал, комиссия маркетплейса была бы больше — 10%, или 64 рубля.

Итак, считаем маржу: из цены продажи вычитаем расходы.

662 − 431 = 232 ₽

В процентах маржа составляет 35%, а после вычета налога на УСН 6% получается прибыль в 192 рубля, или 29%. Если бы предприниматель в акции не участвовал, его прибыль была бы 136 рублей, или 21%.

В табличке расчет будет выглядеть так

Но это только с пастелью. Например, тот же самый расчет для недорогих ручек показал, что прибыль с акцией ушла в минус, а без акции составила 12%.

Зачем считать юнит-экономику на маркетплейсе

Такие расчеты можно сделать для всех товаров, а затем время от времени корректировать таблицу и смотреть, как меняется экономика. В целом расчет юнит-экономики для каждого товара, который продают на маркетплейсе, помогает:

  • скорректировать цену продажи;
  • узнать, выгодно ли участвовать в акциях и ставить скидки на определенные товары;
  • посчитать, какие товары приносят прибыль, а какие — продаются в минус;
  • изменить ассортимент. 

И наконец, видя прибыль с каждой единицы, можно понять, сколько всего товаров требуется продать, чтобы покрыть расходы и заработать.

Посчитаем юнит-экономику для маркетплейса за вас

В конце мы всегда напоминаем: всё это необязательно считать самим, а можно доверить нашим финдирам. Они умеют считать показатели, находить дыры и выводить бизнес в плюс. Посмотрите, как это работает на практике.

Мы работаем с любым бизнесом, в том числе и с поставщиками маркетплейсов. Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Всё делаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о работе финансового директора — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#продажи на Вайлдберриз #продажи на маркетплейсах #продажи на Озон #юнит-экономика
Опубликовано: 17.10.22 Просмотров: 4 917

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс