

Во дела! Не успели начать, как уже закончили. Это прощальный урок «Управленки». В конце урока — подарок.
Разобрались, зачем нужен учет
Самое главное, что вам, надеюсь, удалось понять — это зачем, вообще, нужен управленческий учет. Если кратко, то нужен он, чтобы бизнес был понятным и предсказуемым, а отчеты помогали бы собственнику управлять компанией.
Если провести аналогию с авиацией, то учет — это приборная панель в самолете, которая показывает, в каком положении находится компания. Если приборы врут, то пилот не может адекватно оценить обстановку и принимает неверное решение. Самолет разбивается, компания банкротится. Ничего хорошего.
А вот когда панель работает как надо, летчик четко видит все показатели. Это дает возможность планировать полет, корректировать курс, ну вы поняли…
Поняли главную цель учета
Управленческий учет служит одной цели — помогать собственнику принимать управленческие решения, ведь каждое из них — стоит денег.
Учет показывает цену каждого решения. Хотим увеличить продажи → делаем финмодель → видим, что затрат будет больше прибыли → корректируем план, чтобы не остаться в минусе и заработать. И так с каждым действием. Не правда ли круто знать заранее (с большой вероятностью) заработаешь ты или нет? А иначе — принял неправильное решение — гони бабки.
Три критерия хорошей отчетности:
- Цифры показывают правду.
- Отчеты предоставляются в срок.
- Таблицы помогают принимать решения.
Познакомились с отчетами и узнали фундаментальные вещи
После понимание главной цели учета, мы перешли к самому интересному — базовым управленческим табличкам и их составляющим. Вот, с чем мы успели вас познакомить за время курса.

ОПиУ
Отчет о прибылях и убытках — самый главный отчет. Он показывает, сколько компания заработала. Это эдакая медицинская справка раз в месяц, которая показывает здоров бизнес или нет.

ДДС
Отчет о движении денежных средств — простой отчет. С него мы рекомендуем начинать вести учет. Если в нем один раз разобраться, дальше все будет просто, как два пальца. Придумали категории для операций → разбили деньги на три денежных потока → свели кошельки в одном месте, а дальше — записываем статьи приходов и расходов денег.
В итоге, видим, сколько денег есть сейчас наличкой, на расчетнике, на карте и так далее.

Баланс
Баланс — отчет, в котором видно, куда вложены наши деньги. Мы видим активы, типа купленного офиса, оборудования, запасов на складе, дебиторки и понимаем, что деньги-то у нас есть, вот только они не в кассе, а в этих перечисленных вещах.
Когда мы видим, сколько денег спрятано в каждом активе, думаем, как их оттуда вызволить и в каком объеме. Какие-то активы, конечно, продавать нельзя — например, рабочее оборудование, которое нужно для производства. Но, например, залежавшийся товар, можно смело продавать, то есть, обменять на деньги. Или можно вытрясти деньги из дебиторов, которые затянули с оплатами.
Еще баланс показывает, на какие деньги развивается компания: на свои или на чужие. То есть берете ли вы деньги на развитие из прибыли компании или преимущественно привлекаете заемные деньги — у банков или у инвесторов.

Оборотный капитал
Мы поняли, что оборотный капитал, это деньги, которые участвуют в рабочих процессах компании. Такие деньги могут быть в 4 состояниях в виде:
1. Тех же денег, которые всегда должны быть на счетах, чтобы по надобности оплатить подрядчика на исполнение заказа или закупить товар.
2. Запасов на складе, если вы чем-то торгуете или что-то производите. Какое-то количество складских запасов всегда должно быть на выполнение заказа: продажа или производство.
3. Дебиторки. Это те деньги, которые вы ждете от контрагентов. Дебиторка, в основном, возникает не из-за того, что вам просто не платят, а от того, что вы даете отсрочку платежа. Дебиторка может быть не только в виде денег, но и в виде товаров или сырья.
4. Кредиторки. Это деньги, которые должны вы. Опять же, вам дали отсрочку, а товар уже поставили — ждут, когда срок отсрочки закончится и вы заплатите.
В уроке мы разобрались, зачем надо управлять оборотным капиталом. А за тем, что иначе деньги намертво застынут в складских запасах или ими успешно будут пользоваться ваши дебиторы.

Сколько брать денег из бизнеса
Мы постарались ответить на самый часто задаваемый вопрос. Главное — это то, что чистая прибыль компании ≠ чистая прибыль собственника. Перед тем, как вынимать, сделайте пробное вынимание с помощью платежного календаря. Оставьте деньги на развитие и про себя не забудьте.
Во всем должен быть баланс.

Зачем нужна прибыль
Это был бонусный урок, который отсек все лишнее. Мы говорили про три основные функции прибыли: оценить качество работы компании, профинансировать развитие и спасти от банкротства, если что-то пойдет не так.
Дальше разобрались, какой должна быть норма прибыльности по размеру. Ответ: прибыль должна давать рентабельность больше 20% (лучше — 40%). То есть на вложенный рубль, компания должна отдавать 1 рубль 20 копеек. Если отдает меньше, не мучайтесь — положите деньги в банк под 7% годовых.
Внимание! Главная социальная ответственность бизнеса перед обществом — быть прибыльным.
Что дальше
Дальше вам предстоит увлекательное и дико полезное путешествие под названием «Внедрение и использование финансового учета». Сделать это можно с помощью нашего финдиректора или онлайн-курсов.
Работа с финдиректором. Мы предоставляем услуги финансового директора на аутсорсе. Наш специалист будет на регулярной основе заниматься внедрением и ведением финансового учета в вашей компании. Все это в онлайне.
В результате, у вас в команде появится человек, ответственный за информацию о финансовом состоянии компании. Он будет анализировать показатели и помогать вам принимать управленческие решения, которые приведут к росту бизнеса. Подробности на сайте →

Консультация по управленческому учету. Наверняка после «Управленки» вам захотелось внедрить учет. Возможно, какие-то инструменты у вас уже работают. В любом случае, мы будем рады совершенно бесплатно провести мини-аудит ваших финансов и направить в нужную сторону.
Для этого запишитесь на консультацию. Вы свяжетесь с нашим специалистом, который поможет понять: какие инструменты внедрять в первую очередь и как это сделать правильно. Получите план ближайших действий.
Барсетка: 15 шаблонов финансовых таблиц. Все наши шаблоны мы собираем в барсетке, это такая папка на Гугл-диске. Там уже лежат ДДС, ОПиУ, Баланс, финмодель, калькулятор рентабельности, учет сделок, зарплатная ведомость, отчет отдела продаж и много других таблиц. Большинство — с видеоинструкциями. Вы можете получить доступ к этой папке и пользоваться любыми шаблонами, какими захотите.
«Планерка». Если хотите продолжить осваивать учет самостоятельно, то после «Управленки» стоит зайти в планирование бизнеса. Лучший инструмент для этого — финансовая модель, составление и работу с которой мы подробно разбираем в курсе «Планерка».
Всем, кто прошел «Управленку» до конца — скидка 30% на курс. Это — 5900 рублей вместо 8500 руб. Почитать про курс можно на этой страничке →


Где еще можно изучать финансы бизнеса
Помимо «Управленки», мы много где рассказываем про финансы бизнеса и управление компанией на основе цифр. Расскажем, как проще всего за нами следить, если еще не следите.
Социальные сети
Мы есть почти везде. Регулярно публикуем полезные посты, ссылки на новые статьи и видео, вебинары, информацию про новые продукты. Скучно точно не будет.
Чат для предпринимателей
Обязательно вступайте в Телеграм-чат, где мы обсуждаем финансы и все, что с ними связано. В чате несколько тысяч участников: предприниматели, финансисты, эксперты из «Нескучных финансов»

Ютуб-канал
Мы регулярно выкладываем новые видео — на них Саша Афанасьев и другие эксперты НФ рассказывают бизнесовые вещи. Вам остается только смотреть и применять в своей компании!
Один из наших любимых роликов
Газета со статьями
В газете финансовые директора все выпускают и выпускают полезные статьи про финансы. Они идеально подходят, чтобы углубиться в тему финансов бизнеса.

Слово авторов Управленки
Спасибо, что читали наши уроки и каждую неделю ждали наши письма. Спасибо за найденные в тексте ошибки и советы. Спасибо за слова благодарности. Они для нас — самый ценный помощник.
Желаем вам быть богаче с каждым годом. Собственнику — чистую прибыль, бизнесу — здоровый рост, кассовым разрывам — забвение в параллельных вселенных.
Радуйте близких и не попадайте в дурацкие ситуации.
С вами был финэксперт Александр Афанасьев
и редактор Андрей Бодрейший.
До новых встреч!
