Управленка. Урок 6

Частая ситуация попадания в кассовый разрыв — собственник выводит себе в карман больше, чем можно. В итоге у компании не хватает денег, чтобы нормально расплачиваться с поставщиками, сотрудниками и так далее.

Сегодня мы поговорим о том, как и сколько выводить денег из бизнеса, чтобы неожиданно не закрыться. Для этого нам понадобятся все три отчета, которые мы проходили: ДДСОПиУ и баланс (держите под рукой).

Начинаем.

Выбрать стратегию

Напишите краской на стене: «Прибыль компании ≠ прибыль собственника». То есть если по отчету ОПиУ у вас нарисовалась прибыль, это не значит, что все деньги можно вынимать. Но давайте рассмотрим, какие стратегии бывают:

Всё моё. То есть сколько прибыли есть, столько и выводим себе. Так тоже можно, когда вы работаете, например, один. Выводите себе все деньги, а потом вкладываете в бизнес по мере надобности. Но если у вас работают люди, есть поставщики, затраты на производство, на такой стратегии далеко не уедешь. Не будете вкладывать в развитие, бизнес ляжет на дно.

Развитие. Всю прибыль вкладываете в прокачку бизнеса, чтобы стать самой крутой компанией. Себе оставляете на еду, но через 3 года планируете завоевать рынок. Чтож, если у вас достаточно терпения и жена (или муж) не распилит вас пополам, пробуйте. Это вариант для стойких.

Компромисс. Часть прибыли оставляете в компании на развитие, часть — берете себе. В идеале оставлять половину компании, половину — себе. 

Какую стратегию выбрать — ваше дело. Зависит от того, на сколько вы себя любите, сколько денег хотите и когда. Главное чтобы вы были довольны, а прибыль бизнеса росла.

Узнать сколько денег своих, а сколько чужих

Чтобы не потратить чужих денег, надо понять сколько их лежит в нашем бизнесе. Это могут быть деньги поставщиков, которым вы еще не заплатили за поставку. Или деньги клиентов, которые дали аванс за работу. 

Чтобы понять, сколько денег ваших, а сколько чужих — смотрим в балансовый отчет → раздел «Оборотный капитал». Его мы разбирали в целых двух уроках:

Оборотный капитал — это ресурсы для бесперебойной работы бизнеса. Чтобы клиент не ждал товар несколько дней, нужно постоянно пополнять склад. Или чтобы давать клиентам отсрочку платежа, на счетах всегда должны быть оборотка, чтобы нанять подрядчиков и закупить материалы. Если оборотного капитала достаточно, бизнес быстрее реагирует на заказы.

Оборотный капитал считается по формуле:

ОК = Деньги + Запасы + Дебиторка − Кредиторка

Подробнее мы проходили это в предыдущих уроках: что такое оборотный капитал и как им управлять.

Какие выводы можно сделать по оборотному капиталу:

Отрицательный ОК. Вы залезли в чужие деньги. Выводить что-то в такой ситуации — дело рискованное. Если новых денег не придет на счет, компания может закрыться.

Нулевой ОК. Если у вас нет запасов, то можно подумать о выводе. Если запасы есть — будьте осторожны. Перед тем, как выводить деньги, составьте платежный календарь.

Положительный ОК. Все ок — идем к следующему пункту.

Посчитать прибыль за месяц

Составляем отчет о прибылях и убытках, и смотрим, сколько заработала компания. Еще раз кратко объясним, как считается прибыль. А вот полно.

Считаем выручку, то есть сумму, на которую вы отгрузили товара и оказали услуг (и подписали акты) → вычитаем все расходы: на зарплату, производство, аренду и так далее (считаем начисленным методом).

Допустим, вы взяли 5 проектов на 1 миллион рублей, а сдали только 2 на 400 тысяч. Выручка будет — 400 тысяч. Отнимем расходы 300 тысяч: на выполнение проекта, налоги и амортизацию (которые вы могли еще не заплатить). Останется 100 тысяч прибыли.

Золотое правило этого шага — выводите себе не больше прибыли, которая получилась. Деньги-то на счету есть, целых 700 тысяч, но вывести можно максимум 100. Погодите, есть еще пара шагов.

Оставить на будущее

Мы посчитали чистую прибыль, где учли постоянные и переменные расходы за этот месяц, но будет же еще следующий. Там нужно платить подрядчикам в текущих проектах, выдавать штатным сотрудникам зарплаты, платить поставщику, с которым договаривались на отсрочку и так далее: аренда, налоги, амортизация.

Чтобы в конце месяца не докидывать деньги в бизнес из своего кармана, учтите сразу все будущие расходы. Оставшиеся деньги — точно можно выводить. А если вам ничего не осталось — смотрите в платежный календарь. Там увидите, сколько денег придет в компанию, чтобы погасить будущие расходы. 

Самый простой способ понять не попадет ли компания в кассовый разрыв, подставить в платежный календарь сумму, которую вы хотите вывести. Сделайте так, чтобы каждый день у вас были деньги на счету. 

Вот вы хотите вывести 100 тысяч, но уже 5 августа у вас не будет денег на счетах. Два дня вас будут долбать либо поставщик топлива, либо вы просрочите платеж по кредиту в банке. Банк молча начислит штрафные, поэтому ему платим в первую очередь. Придется кормить обещаниями поставщика. Оно вам нужно?

Разглядеть картинку поближе — http://joxi.ru/D2PqBRpukwkXxA

Чтобы проблем с поставщиком не было, берем не 100 тысяч, а, например, 95.

Разглядеть картинку поближе — http://joxi.ru/82Q08p3t14PJWm

Скачайте платежный календарь и попробуйте сами не попасть в кассовый разрыв. Сделайте копию файла: меню «Файл» → создать копию.

Оставить на развитие

Тут все понятно: «Оставьте. Деньги. На развитие». А все остальное тратьте на новые порш-каены, соболя, спинеры, эпл-вочи, гироскутеры, айфоны 7 плюс, нью-бэлансы, чайхану, вейпинг, вэйкбординг, шугаринг и концерт Депеш мода.

***

Как мы вынимать не будем

Классика: доходы минус расходы, что осталось — мое. Так работают компании, у которых есть возможность брать кредиты. При этом они постоянно переплачивают проценты и не знают чьи деньги тратят.

«Я не запариваюсь — сколько надо, столько и беру». Как говорит мой друг Саша: «Маржа все прощает». Когда высокая рентабельность, то можно, конечно, не запариваться. Но мы любим запариваться :–)

«Вынимал сотку, и буду вынимать». Так бывает, когда компания уже сто лет работает по одной и той же схеме с одними и теми же клиентами. Например, вы делаете особый вид микросхем для каких-нибудь забугорных микроконтроллеров. Кроме вас их никто не делает, а нужны они всегда. Получаете каждый месяц стабильные заказы, делаете себе и в ус не дуете.

«У меня хорошая интуиция и она меня не подводит». Если вы женщина — вам все можно. И никто и никогда не посмеет вам что-либо сказать.

* * *

Каждый сам выводит для себя формулу вынимания денег. Влияют же не только финансовые показатели, но и ваши планы на будущее, характер, тяга к азарту, привязанности и так далее. Главное, чтобы вы были честны перед собой, а отчетность помогала принимать правильные решения.

Если у вас есть намерение создать эффективную финансовую систему, то можем вам помочь.

У нас есть тестирование, а вслед за ним консультация. В тесте вы отвечаете, как дела с финучетом в вашей компании. Потом мы анализируем эти ответы, находим слабые места и ближайшие задачи — и зовем вас на консультацию по телефону. Там выдаем рекомендации, а вы идете внедряете и кайфуете. Все просто. Записывайтесь, это бесплатно.

Запомните

1. В вынимании денег из бизнеса — найти золотую середину.
 

2. Деньги поставщиков и клиентов — не тратить ни в коем случае.
 

3. Часть денег — оставить на будущие расходы и развитие.
 

4. Перед тем, как вытаскивать — составить платежный календарь.

Дальше

«Управленка» подходит к финалу. Мы узнали, что такое управленческий учет, прошлись по базовым отчетам и посмотрели веселые картинки. Дальше будет тема планирования будущего, бонусы и подарки.

Спасибо, что читаете. 

Статьи о финансах и управлении бизнесом

В «Нескучных финансах» трудится целая редакция, которая делает газету. В газете мы публикуем полезные статьи о финансах, управлении бизнесом и работе с финансовым директором. Как планировать выручку, какими навыками должен обладать руководитель, почему бухгалтер не должен заниматься управленческим учетом — это лишь три из множества тем нашей газеты.

Читать статьи →
Оцените статью:
Опубликовано: 26.09.20 Просмотров: 348
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

30 декабря 2021
682

Как быстрый рост убивает бизнес: пять неочевидных опасностей

Мы не ожидаем, что ребенок будет расти так быстро, что к трем месяцам пойдет на работу. Также с бизнесом: для роста нужны время и подготовка. И вообще, рост должен быть не быстрым, а оптимальным. Потому что быстрый рост без подготовки всегда вызывает проблемы: от кассовых разрывов до потери контроля над компанией. В этой статье рассказываем, какие опасности ждут бизнес […]

8 мин.
Читать статью
30 октября 2019
1 609

Продажи по себестоимости — не такая уж глупая затея

Иногда это спасает от кассовых разрывов

2 мин.
Читать статью
18 марта 2021
702

Как мы сохраняем конфиденциальность при работе с финучетом

Финдиректор — это безопасно

3 мин.
Читать статью
10 апреля 2021
2 663

Как вовремя вынимать (деньги из бизнеса)

А вы о чем подумали?

2 мин.
Читать статью
14 мая 2021
4 412

Тыжфиндир! 9 вещей, которыми не занимается финансовый директор — и кто ими занимается на самом деле

Крик души

5 мин.
Читать статью
07 августа 2019
3 039

6 принципов нормальной системы мотивации

Которая действительно мотивирует, а не просто так

3 мин.
Читать статью