10 мая 2023
Кейсы

Разобрались с долгами,
долгостроями и вывели
компанию в плюс

Компания «Зеленые просторы» занимается малоэтажным строительством в Москве и области. Компания пришла в Нескучные финансы с просьбой наладить управленческий учет и систему планирования. Ни того, ни другого у них не было.

Но таким был официальный запрос, а вот на деле оказалось, что компания — в предбанкротном состоянии: на счете всего 5 000 рублей, зато долги по зарплатам перевалили за миллион.

Рассказываем, как разобрались с этим.

Название компании выдуманное — бережем конфиденциальность клиента, а вся история — настоящая.

Компания пришла в НФ в состоянии предбанкротства

Компания «Зеленые просторы» постоянно находилась в кассовом разрыве — это когда бизнесу не хватает денег, чтобы оплачивать самые обычные расходы: аренду, работу сотрудников, закупку бумаги в офис. И хотя денег не хватало, собственники все равно хотели жить на широкую ногу: выплачивать себе дивиденды, да еще и фонды создать — на черный день.

Но черный день уже наступил: компания приостановила работу. «Зеленые просторы» не могли достроить начатые дома — не было на это денег и взять их тоже было негде, потому что новых заказов не приходило, а банки не выдавали кредиты. В целом бизнес находился в предбанкротном состоянии.

Как потом выяснилось, так произошло, потому что собственники не контролировали расходы, позволяли тратить авансы одних клиентов на проекты других или вообще на иные задачи. При этом арендовали дорогой офис и выводили деньги на личные нужды. Классическая финансовая история — мы уже рассказывали о таком не раз, например в материале «Бизнес живет за счет авансов. Как выйти из этого порочного круга?».

Ситуация может показаться патовой, но мы в НФ знаем: и такие компании можно спасти. Поэтому взялись за дело. И дальше рассказываем, что из этого вышло.

Урезали расходы на 1,8 млн ₽ в месяц

Работа с «Зелеными просторами» началась с разбора полетов: нужно было актуализировать финансовую модель компании, чтобы понять, от каких расходов отказаться. Под раздачу попали все: от работников до зернового кофе в офис. Только на кофе и переезде в офис поменьше смогли сэкономить 400 000 рублей в месяц, но больше всего получилось сэкономить на увольнении некоторых сотрудников.

Чтобы сократить расходы на команду, проанализировали должностные обязанности каждого сотрудника и попрощались с теми, кто был меньше всего нужен в текущий момент. Например, со всем отделом продаж, потому что компания в это время ничего не строила и продавать было нечего.

Обязанности уволенных сотрудников перераспределили между собой. Так, продажами стал заниматься один из собственников, снабжением — другой. В качестве финансового менеджера начал работать бухгалтер.

На этом смогли сэкономить 1,4 млн рублей в месяц.

Но работа с сотрудниками не закончилась: у компании был долг по зарплатам в размере 2 млн рублей. На тот момент выплатить она его не могла — на счете было 5 000 рублей. Поэтому сделали так: с каждым сотрудником собственник компании встречалась и обговаривала график погашения задолженности. Весь долг планировали отдать за пять месяцев.

Некоторые сотрудники возмущались и требовали деньги сразу, но денег просто не было. В итоге собственники решили вопрос миром — и со временем все долги были выплачены.

Сократили сроки строительства с 6 до 4 месяцев

Финмодель компании, которую всегда используют финдиры Нескучных, помогла понять и другие важные вещи: например, что в «Зеленых просторах» неправильно определяли ключевые параметры своей работы. Так называются показатели, на которые нужно ориентироваться.

Мы стали вводить новые параметры — и главным стал срок строительства. Просмотрев на финмодели разные сценарии, мы выяснили, что, если сократить срок строительства всего на один месяц — с привычных 6 месяцев до 5, — можно получить заметный рост выручки и чистой прибыли.

Сам по себе срок строительства не сдвинется — для этого нужно менять бизнес-процессы. Мы взяли смету и посчитали, сколько времени занимает каждый этап работы, буквально расписали, что на фундамент нужна неделя, а на каркас — два дня. Это кажется очевидным, но, по опыту, мало кто понимает, сколько на самом деле времени уходит на ту или иную работу.

В результате мы смогли понять, где во время строительства теряли время просто так, и сократить срок сначала до 5 месяцев, а затем и до 4 месяцев.

В итоге разработали паспорт объекта, в котором стали контролировать план и факт проекта по поступлениям и выбытиям и график производства работ.

Кроме этого, мы сделали инструкцию для прорабов — каждый прораб должен ее изучить, сдать по ней экзамен и точно следовать обозначенным срокам. Если приходит новый прораб, он также всё изучает, но дополнительно прикрепляется к постоянному прорабу — как к наставнику. Довольно быстро сформировался постоянный костяк прорабов, которые сразу приступали к работе, потому что хорошо знали процессы.

Компания «Зеленые просторы» закрыла старое юрлицо и открыла новое. Это было нужно, потому что репутация уже была испорчена из-за незавершенных проектов и срывов сроков. Теперь, когда с этим разобрались, компания смогла возобновить работу: снова рекламировать свои услуги и строить дома, но уже в срок.

Закрыли долги и вышли в плюс 2,5 млн ₽ в месяц

Четыре месяца компания «Зеленые просторы» не работала, а силами финдира Нескучных сокращала расходы, перестраивала процессы строительства и разбиралась с сотрудниками и старыми долгостроями. На этом этапе компания была должна сотрудникам, клиентам и контрагентам 10 млн рублей.

Через четыре месяца работы над расходами и процессами компания стала снова брать заказы, но в меньшем количестве — не больше шести домов в месяц. Но, чтобы не разориться, выбирала более дорогие проекты. Это было нужно, чтобы снова не допустить срыва сроков и проблем с клиентами и репутацией. Так «Зеленые просторы» стали зарабатывать около 2,5 млн рублей в месяц — это чистая прибыль.

Еще через четыре месяца компания смогла выйти из долгов на точку безубыточности — на это в сумме ушло восемь месяцев. Чтобы покрыть долги, кроме заработанных денег собственникам пришлось продать квартиру и внести деньги в бизнес. Это было нужно, чтобы закрыть долг по зарплатам и перезапустить операционную деятельность — ждать, пока компания заработает столько денег, сотрудники не могли.

Подытожим: 8 месяцев работы, 1 проданная собственником квартира, 10 млн ₽ долгов → 2,5 млн ₽ ежемесячной прибыли.

Поможем выйти из долгов в прибыль

Любая компания может оказаться без клиентов и на грани банкротства, но даже с этим можно работать — наладить управленческий учет, перестроить бизнес-процессы, разобраться с долгами и выйти в прибыль. С этим и помогают наши финдиры:

Самый простой способ понять, как и чем финдир НФ может помочь вашему бизнесу, — онлайн-экскурсия по финучету. Это бесплатно и ни к чему не обязывает ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#кассовый разрыв #прибыль
Опубликовано: 10.05.23 Просмотров: 187
Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс