03.07.2019
Развитие бизнеса
Все статьи

8 финансовых ошибок в бизнесе и как в них не вляпаться

Александр Афанасьев
Сооснователь Нескучных финансов
Александр Афанасьев
Оксана Крупина
Редактор
8 финансовых ошибок в бизнесе и как в них не вляпаться
  • 19111

Обновили статью в ноябре 2024 года. Добавили полезные ссылки, которые помогут в бизнесе.

В 60-е годы было модно хотеть стать космонавтом, сейчас — предпринимателем. Людей зажигает идея работать «не на дядю», самостоятельно принимать решения и зарабатывать. Но чем больше свободы, тем больше ответственность.

За свои ошибки предприниматель платит рублем. Заключил сделку на поставку товара, а поставщик поставил просрочку — плати. Искал сотрудника, нашел, начали работать, платил ему 2 месяца, а он ушел — потеря. Особенно это больно, когда платить нечем.

В статье мы описали 8 ошибок по финансам и как в них не вляпаться.

Содержание

Ошибка 1. Неграмотное планирование выручки и расходов

Ошибка 2. Стратегия развития бизнеса

Ошибка 3. Нет понимания, за какими показателями бизнеса следить

Ошибка 4. Бесконтрольно выводить дивиденды собственника

Ошибка 5. Переложить обязанности по ведению финучета на бухгалтерию

Ошибка 6. Собственник не понимает, куда уходит прибыль

Ошибка 7. Нет понимания, как бороться с кассовыми разрывами

Ошибка 8. Собственник не хочет разбираться в управлении бизнес-процессами

Как избежать финансовых ошибок: советы финдира

Ошибка 1. Неграмотное планирование выручки и расходов

Говорят, чем больше оборот компании, тем больше ее прибыль. Это не так. Сейф, набитый деньгами, еще не значит, что бизнес зарабатывает. Растет выручка — растут и расходы. А если бизнес убыточный, то с ростом выручки долг только увеличится.

Представим торговый бизнес на стадии роста, но с убыточной моделью. Пока бизнес растет, выручка тоже растет, но каждый новый месяц компания закрывает долги за прошлый. Как только рост прекращается, компания попадает в кассовый разрыв. Денег, чтобы платить за прошлый месяц, нет, за этот — тоже. Компания — банкрот.

Чтобы зря не развивать убыточный бизнес или случайно не попасть в кассовый разрыв, следите за расходами. Посчитайте выручку и чистую прибыль. Если выручка растет, а прибыль падает — стоит задуматься.

«Как-то неожиданно всё так произошло…»

Ошибка 2. Стратегия развития бизнеса

Предприниматели хотят масштабировать бизнес, но не понимают, зачем. Начинают нанимать персонал, открывать филиалы, упаковывать франшизу. «Так ведь все делают», — думает собственник, ему кажется, что успех не за горами. Но если в бизнесе бардак, то бардак вы и будете масштабировать.

Бизнес отмасштабировали, а зарабатывать стали меньше. Работал один — зарабатывал 100 тысяч, нанял людей — зарабатываешь 20. Людей стало больше, а денег — меньше. Лучший выход из этой ситуации — вернуть все как было.

С увеличением количества людей прибыль должна расти. Перед тем как нанимать, считайте, как новый человек увеличит деньги компании.

«Несите мне мои деньги!»

Ошибка 3. Нет понимания, за какими показателями бизнеса следить

Есть поверье, что предпринимателю обязательно надо вести учет. Это так. Но зачем эти 1С-ки и эксельки, если информация в них не помогает управлять бизнесом? Еще и заставляешь бухгалтера с менеджерами собирать все эти цифры. Учет ради учета никому не нужен.

Цель учета — давать информацию, которая помогает собственнику развивать компанию. Смо́трите в отчет, видите показатели и понимаете, что в этом месяце отсрочки поставщикам давать нельзя, иначе нечем будет платить зарплату.

Если ведете учет, научи́тесь превращать цифры в действия по развитию бизнеса.

Мистер «У меня есть крутые штуки, но я не знаю, что с ними делать»

Ошибка 4. Бесконтрольно выводить дивиденды собственника

Вы заработали денег, ура, едете в автосалон за новым «мерседесом». Катаетесь, фоткаетесь, всё как положено.

Но через полгода бизнес просит деньги обратно. Нужно заплатить поставщикам и выдать зарплату. Срочно продаете машину со скидкой, едете домой на маршрутке.

Когда клиент заплатил — это еще не ваши деньги. Пока вы не выполнили работу или не отгрузили товар — это деньги клиента, которые у вас только хранятся. Не трогайте эти деньги, умоляем.

Сдали работу, подписали акты — тратьте на здоровье. Только на развитие оставить не забудьте. Хотя это уже другая история.

Чтобы знать, сколько выводить из бизнеса, нужны три базовых отчета: движения денег, прибыли и убытки и баланс. Вместе они покажут, сколько денег ваших, а сколько принадлежит бизнесу или клиентам компании. Не тратьте деньги, пока не сдали работу.

«Тихо, молча я куплю всё, что захочу, на ваши денежки»

Ошибка 5. Переложить обязанности по ведению финучета на бухгалтерию

Бухгалтер — не эксперт в управлении и финансах. Бухгалтер нужен, чтобы у собственника не было проблем с налоговой. Управленческая отчетность — не по его части.

В малом и среднем бизнесе финансами должен заниматься собственник. Ему могут помогать финдиректор или консультант, но базу он обязан знать. Иначе управлять компанией он не сможет.

Оставьте бухгалтера в покое!

Ну ты ж — бухгалтер»

Ошибка 6. Собственник не понимает, куда уходит прибыль

Наш клиент, Настя, владеет прибыльным бизнесом, но денег постоянно нет. Одна часть денег заморожена на складе, который нужно пополнять, другая — лежит у покупателя в дебиторке из-за отсрочки в 30 дней. Получается, что бизнес прибыльный только в теории.

Чтобы денег на счету всегда было достаточно, смотрите, куда уходит ваша прибыль. Возможно, деньги зарыты на складе или в дебиторской задолженности. Следить за тем, где лежат деньги, поможет балансовый отчет.

«Фиг тебе, а не прибыль!»

Ошибка 7. Нет понимания, как бороться с кассовыми разрывами

Кассовый разрыв — это когда у компании временно нет денег, чтобы выдать зарплаты, заплатить за аренду или за товар поставщикам. Деньги как бы есть, но не у компании, а, например, у клиента, который оплачивает ваши услуги в рассрочку, или у того же поставщика, который взял вперед деньги за товар, но еще не поставил его.

Кассовый разрыв — это всегда больно. Все звонят, спрашивают: «Где мои бабки?», а вы ничего не можете поделать, краснеете, хлопаете глазами.

https://noboring-finance.ru/gazeta/maz-ot-kassovyh-razryvov

Чаще всего разрывы бывают по двум причинам:

1. Неправильно считают прибыль. Обычно прибыль считают как-то так: сколько денег пришло на счет минус расходы за месяц, а все, что осталось, — прибыль компании. С таким подходом недолго попасть в кассовый разрыв.

Чтобы правильно посчитать прибыль, нужен отчет о прибылях и убытках. В нем учитываются возникшие обязательства с контрагентами, налоги, кредиты и амортизация. По-простому — сколько должны вашей компании и сколько должны вы. При этом неважно, заплатили вам уже или нет. Сделали работу — вам должны, не сделали — вы должны.

2. Не планируют будущее. Звонит партнер, говорит, что поставщик предлагает большую скидку, если закупить товар сегодня. Недолго думая, вы соглашаетесь. Через 5 дней вам платить за аренду и выдавать зарплаты, а денег нет. Необдуманная трата привела в кассовый разрыв.

Мазь от кассовых разрывов — платежный календарь. По нему видно, кто, когда и кому заплатит и сколько будет денег на счете в любой конкретный день. В календаре видно заранее, будет ли кассовый разрыв. Это дает время его предотвратить.

Кассовый разрыв — это еще не конец света. Если компания прибыльная, то деньги скоро появятся. Но чтобы в них не попадать, посчитайте правильно прибыль по отчету ОПиУ и составляйте каждый месяц платежный календарь.

«Кажется, пора достать мазь от кассовых разрывов»

Ошибка 8. Собственник не хочет разбираться в управлении бизнес-процессами

Часто собственники думают: «Мой бизнес, что хочу — то и делаю». Такой предприниматель считает, что все деньги, которые заходят в компанию, — его. Он вытаскивает больше денег, чем можно, а потом жизнь бьет его по голове. Не надо так.

Бизнес — отдельный организм. Он, как и человек, растет, развивается, у него появляются свои потребности. Так же, как в одном теле не могут жить два человека, собственник не может быть одновременно и своей компанией, и собой.

У предпринимателя часто две роли в компании: генеральный директор и собственник. По законам финансов эти люди получают деньги по-разному:

  • Генеральный директор — тот, кто развивает компанию. Если вы собственник-гендир, первым делом назначьте себе зарплату за выполнение своих обязанностей.
  • Собственник бизнеса — тот, кто владеет компанией. Ему положено получать дивиденды от чистой прибыли компании. Чтобы бизнес не загнулся, перед тем как платить собственнику, компания должна заплатить налоги, кредиты, зарплаты и всё остальное.

Вы ≠ бизнес.

«Зажравшийся собственник — горе в компании»

Как избежать финансовых ошибок: советы финдира

Вся финансовая грамотность предпринимателей зачастую упирается в то, что финансы сложные и непонятные. Везде какие-то термины, формулы, куча цифр. Как в этом разобраться, что с этим делать — непонятно.

Поэтому мы написали курс «Управленка», где разложили финансовый учет по полочкам — и сделали это максимально понятно. Пройдите курс, и тогда легко разберетесь в отчетах, понятиях и принципах финучета. Еще и кайфанете. Это бесплатно. 

[FORM PRESET="B"-"Управленка"/]


Как и с помощью каких инструментов наладить бизнес-процессы и стабильно выводить дивиденды, рассказали в следующих статьях:

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс