Онлайн-практикум по финуcheту
29.08.2025
Показатели
Все статьи

XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе

Евгений Пономарев
Управляющий партнёр Нескучных финансов
Наталья Бехтерова
Наталья Бехтерова
Редактор
Наталья Бехтерова
Руслан Царев
Редактор
XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе
  • 8317
Собственники бизнесов обычно примерно знают, какие группы товаров в их ассортименте более востребованы, а какие — менее. Но только этого знания недостаточно для принятия решения, когда и в каком объеме закупать товар, чтобы оптимально использовать склад. Купите слишком много неходового товара — зароете прибыльность в запасы и затоварите склад. Слишком мало востребованного — бизнес будет проседать по выручке.

Вероятность ошибки минимальна, когда собственник решает, сколько закупать товара, на основе цифр, а не по наитию. Сегодня расскажем как провести XYZ-анализ, смысл которого — дать собственнику те самые цифры, которых ему не хватает.

Обновили статью в августе 2025. Добавили пример расчета в Excel с наглядными таблицами и углубили сравнение методов: XYZ и ABC-анализа. Теперь вы сможете еще точнее оптимизировать ассортимент и повысить прибыльность.

Содержание

Вся суть XYZ-анализа в одном примере

Как пользоваться информацией, которую дал XYZ-анализ

Подводный камень: минусы метода

Плюсы метода и сочетание с ABC-анализом

Пример расчета в Excel

Метод XYZ: в двух словах

Поможем провести XYZ-анализ и оптимизировать товарные запасы

Недавно мы рассказали об АВС-анализе. Так называется метод, с помощью которого собственник бизнеса узнаёт, на каких товарах, клиентах, поставщиках зарабатывает больше всего.

Что такое АВС-анализ и зачем нужен.

XYZ-анализ — более глубокий инструмент. Его можно применять отдельно от ABC, но самый сок — это совместный ABC- и XYZ-анализ.

В этой статье мы сначала разберем XYZ-анализ сам по себе, а потом покажем, зачем и как скрещивать его с ABC-анализом.

Вся суть XYZ-анализа в одном примере

Для XYZ-анализа нам понадобится статистика по продажам за несколько месяцев. Смысл метода — понять, насколько стабилен спрос на товар в разные периоды. 

Для примера возьмем тот же условный магазин канцтоваров, по ассортименту которого ранее делали АВС-анализ

Таблица с первичными данными у нас примет такой вид ↓


 Исходные данные для XYZ-анализа

Теперь задача — рассчитать коэффициент вариации. Он показывает, как меняется объем продаж по каждому товару от месяца к месяцу. В голове этого делать не надо — умная электронная табличка сама всё знает. От нас требуется только задать формулу:

Коэффициент вариации = СТАНДАРТОТКЛОНП ()/СРЗНАЧ().

В скобках указываем диапазон ячеек с данными о продажах по каждому товару. Например, (B3:H3).

А теперь самое главное — сортируем товарный ассортимент по группам согласно коэффициенту вариации:

  • 0-10% — группа X, товары с самой высокой стабильностью спроса
  • 10-25% — группа Y, середнячки. 
  • 25+% — группа Z, товары со случайным спросом. 

И вот, что у нас получилось ↓

image

Результаты XYZ-анализа. Товары распределились по группам по мере увеличения колебаний спроса по месяцам 

Самый устойчивый спрос на тетради в линейку, маркеры, авторучки, тетради в клетку и общие тетради. Коэффициент вариации по ним — в пределах 10%. И все они — наши лидеры, группа X.

Нотные тетради попали с коэффициентом вариации 20,66% в группу Y — середнячки.

Всё остальное — аутсайдеры из группы Z с коэффициентом вариации больше 25%.

Хотите управлять компанией на основе цифр и предотвратить кассовые разрывы?

Проведите «Волшебный час» с нашим финансовым директором. Это бесплатная экспресс-консультация, на которой вы получите:

✔ Конкретные шаги для роста прибыли и снижения расходов.

✔ Анализ вашего бизнеса и скрытые резервы, которые можно использовать.

✔ Персонализированный план действий, который можно внедрить сразу.

Запишитесь на «Волшебный час» и взгляните на свой бизнес глазами профессионала.

Как пользоваться информацией, которую дал XYZ-анализ

По завершении XYZ-анализа мы видим товары с самым стабильным спросом, середнячков по этому параметру и аутсайдеров. Информация, к какой группе относится товар, — основа для принятия решений, чтобы рассчитывать будущие закупки и оптимизировать товарный запас. Для проведения расчетов часто используют Excel, что позволяет быстро рассчитывать ключевые метрики.

image

Основной поток покупателей к вам идет за товарами группы Х

Товары из группы X — те самые, ради которых к вам идет основной поток покупателей. Поэтому они обязательно всегда должны быть на прилавке или складе.

В группе Y собрались середнячки. Их присутствие на складе и прилавке остается на усмотрение руководителя. Закупать в таком количестве, как лидеров по спросу, нет смысла. На них спрос тоже есть, но погоды не делает.

А вот от группы Z можно и отказаться или поставлять попавшие в нее товары по предзаказу. Спрос на этот товар случайный.

И все бы замечательно, только у XYZ-анализа есть  свои плюсы и минусы. Если о нех забыть, то грош цена этому анализу.

[BANNER PRESET="T" LINK="https://t.me/+Xqqcl5cKvoM3Yzhi" TITLE="Подпишитесь на медиа №1 о финансах бизнеса в Telegram" BUTTON_TEXT="Подписаться" /]

Подводный камень: минусы метода

Главный минус вот в чем: коэффициент вариации сильно зависим от сезонности спроса. И это снижает точность прогнозирования.

Мы не случайно выбрали для примера канцелярку. Спрос на этот товар зависит от сезона — продажи активизируются в августе в преддверии учебного года. А с началом летних каникул в июне — спад.

Поэтому, если мы исключим из анализа статистику продаж по июню, получим совсем другие результаты и значения коэффициента вариации.

image

Результат XYZ-анализа без учета сезонного падения спроса в июне — распределение товаров между группами отличается от варианта с учетом июньской статистики продаж. Разнятся и коэффициенты вариации одних и тех же товаров

Чтобы прогноз был максимально точным, надо разбить период XYZ-анализа на сезоны. И каждый сезон анализировать отдельно. А свои высокие и низкие сезоны бизнесмены знают.

Плюсы метода и сочетание с АВС-анализом

С другой стороны, неоспоримый плюс — это возможность оптимизировать запасы и повысить прибыльность. Полезно будет сравнить результаты XYZ-анализа и АВС-анализа по одним и тем же товарам.

Напомним, в ABC-анализе группа A — это товары, которые приносят бизнесу в сумме 80% прибыли. Группа B — это товары, суммарный взнос которых в прибыль равен еще 15%. Оставшиеся 5% — группа С.

Группа X и группа А могут не совпасть. Востребованный товар не всегда самый прибыльный, а прибыльный не всегда самый ходовой. Бывает так, что товар прибыльный, например, за счет высокой маржинальности. Но спрос на него невелик. Обычно такие товары присутствуют на складе и прилавке на усмотрение собственника бизнеса.

Разница между XYZ- и АВС-анализом — периоды, к которым они применимы. Оба относятся к инструментам стратегического планирования. Но АВС-анализ более оперативен, чем XYZ. Его можно сделать по итогам первого месяца работы и сделать планы на ближайший. А вот XYZ-анализ, который нужен, чтобы выявить колебания спроса от месяца к месяцу, проводить так часто смысла нет. Оптимально — по итогам минимум четырех месяцев с поправкой на сезонность. Если торгуете пляжными принадлежностями или кремом для загара, нет смысла сравнивать июньские продажи с январскими.

Пример расчета в Excel

Для максимальной наглядности сделаем АВС-анализ по прибыли для товаров из нашего примера. Помесячно анализировать не нужно — достаточно общей суммы за тот же период, что мы делали XYZ-анализ.

image

Теперь мы видим группы для каждого товара по обоим видам анализа

А окончательным результатом XYZ-анализа и ABC-анализа должна стать вот такая таблица:


Товары из категорий АХ, ВХ и BХ (зеленые ячейки) должны быть на складе всегда. AZ, BY и CX (синие ячейки) — на усмотрение собственника. BZ, CY и CZ — держать не нужно или по минимуму

Остался финальный штрих — свести в эту итоговую таблицу канцтовары из нашего примера.


Теперь мы знаем — тетради в клетку, в линейку, авторучки и нотные тетради должны быть на складе всегда. Общие тетради, пеналы и маркеры — по усмотрению руководителя. А дневников, альбомов и блокнотов если и делать запасы, то минимальные.

На первый взгляд, мы только добавили себе головняков. По итогам XYZ-анализа было три группы. Провели АВС-анализ — их стало шесть. А теперь — и вовсе девять. Давайте разберемся:

  • Группа АХ — самые интересные товары. Тяжеловесы по всем параметрам — самые востребованные и приносящие львиную долю прибыли. Если их не будет достаточно на прилавке и на складе, просадка по выручке нам обеспечена.
  • Группы ВХ — на этих товарах меньше зарабатываем, но они также востребованы. Их дефицит на складе и прилавке ударит по выручке. Не так болезненно, как тяжеловесов из группы АХ. Но тоже ощутимо.
  • Группа АY — устойчивого спроса нет. Но по деньгам, что приносят бизнесу, держатся в лидерах. Значит, есть смысл позаботиться и об их достаточном количестве. 
  • Группа АZ хоть и вошла в число лидеров по приносимым деньгам, мало влияет на прибыль или выручку в силу малой востребованности. Поэтому сочтет нужным руководитель от нее отказаться или сделать некоторый запас — не критично. 
  • Остальные — чем ближе к правому нижнему углу итоговой таблицы, тем меньше востребованность, доля в прибыли или выручке бизнеса. А значит — тем меньше надобность в их запасах и тем безболезненнее можно отказаться от этих товаров совсем или перейти к поставкам только под заказ.

Чтобы определить, сколько товара из групп AX, AY и BX должно быть на складе, нужно учесть срок поставки с момента заказа и максимально возможные продажи за период поставки. Для товаров с низкой стабильностью даже небольшой рекламный бюджет может изменить ситуацию, поэтому иногда стоит запустить рекламный эксперимент, прежде чем исключать позицию.

Вот такой инструмент помогает собственнику максимально точно прогнозировать и планировать закупки. Пользуйтесь на здоровье.

Метод XYZ: в двух словах

  • Это метод классификации ассортимента товаров на основе их значимости и спроса. В этом анализе товары или клиенты делятся на три категории Х, Y, Z.
  • Анализ показывает товары с самым стабильным спросом, средний уровень по этому параметру и аутсайдеров.
  • Необходимо понимать, что коэффициент вариации зависим от сезонности спроса, что может снижать точность прогнозирования.
  • Для бизнеса важно сравнивать результаты с ABC-анализом.
  • Метод помогает планировать будущие закупки и управлять прибыльностью.

Поможем провести XYZ-анализ и оптимизировать товарные запасы

Самостоятельно рассчитать коэффициент вариации и корректно разделить группы товаров может быть непросто. Финансовые директора Нескучных готовы прийти на помощь в решении этих задач. Вот как они делали это раньше:

Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с компаниями из любых городов России, СНГ и Европы.

Начать сотрудничество с нашим финансовым директором можно прямо сейчас. Самый простой способ — записаться на бесплатную онлайн-встречу, чтобы обсудить ваши задачи ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
Шаблон отчета Баланс
бесплатно
Шаблон отчета Баланс
Шаблон платежного календаря
бесплатно
Шаблон платежного календаря