Обновили эту статью в январе 2025 года: изменили блоки расходов, целевых показателей и рассказали, как разобраться со структурой компании.
Мы всегда говорим: используйте цифры! Считайте выручку, расходы и прибыль, следите за дебиторкой, планируйте денежные потоки, опирайтесь на финмодель. Всё это звучит здорово и работает, когда речь идет об отделе продаж, например. Но не совсем понятно, какие цифры требовать с подразделений без выручки: пиар-отдела, маркетинга, офисной столовой или отдела клининга.
Можно, конечно, и премию уборщика завязать на показатели прибыли, но он, скорее всего, покрутит пальцем у виска и скачает Хедхантер, чтобы на новой работе отвечать лишь за чистоту полов.
При этом без показателей тоже нельзя. Если никто не отслеживает эффективность работы сотрудников, компания оказывается в ситуации, когда о прибыли думает лишь один человек — собственник. А у сотрудников нет мотивации выкладываться на 100%.
Ввести адекватные показатели эффективности для каждого отдела, мотивировать сотрудников, а также планировать расходы поможет центр финансовой ответственности.
Содержание
Что еще за центр финансовой ответственности
У каждого ЦФО — своя зона ответственности
Целевые показатели деятельности ЦФО
Как создать ЦФО: разобраться со структурой компании, определить показатели и не сдаваться
Центр финансовой ответственности: частые вопросы собственников
Центр финансовой ответственности: в двух словах
Поможем оценить эффективность работы сотрудников и ввести адекватные показатели для каждого отдела
Что еще за центр финансовой ответственности
ЦФО (Центр финансовой ответственности) — это отдел, подразделение или конкретный человек, который может влиять на прибыль компании или отвечать перед руководством за уровень расходов.
Если говорить по-человечески, суть вот в чём: вы берете какое-то подразделение компании и завязываете его работу на оцифрованные показатели, например, отдел маркетинга — на количество лидов, отдел кадров — на стоимость привлечения нового сотрудника. И тогда сотрудники отдела маркетинга, вместо того чтобы придумывать целыми днями никому не нужный креатив, начинают работать над количеством лидов, а отдел кадров — снижать стоимость привлечения сотрудника.
ЦФО бывают разными: одни отвечают за выручку, другие — за затраты, инвестиции, прибыль. Дальше будем разбираться на примерах, чтобы было понятнее.
Виды ЦФО
Центры финансовой ответственности бывают четырех видов:
-
центр продаж;
-
центр затрат;
-
центр прибыли;
-
центр инвестиций.
От вида ЦФО зависят задача отдела и его нормативы — показатели эффективности, которые будут влиять на премию или зарплату.
Вид ЦФО | Пример | Задача | Норматив и мотивация |
Центр продаж | Отдел продаж | Обеспечение поступления денег от клиентов | Выполнение плана по продажам |
Центр затрат | Отдел производства | Организация производства продукции | Себестоимость или валовая прибыль |
Центр инвестиций | Директор по развитию | Запуск новых проектов или продуктов | Вывод проекта на целевые показатели |
Центр прибыли | Генеральный директор | Следить за соотношением доходов и расходов | Выполнение плана по чистой прибыли |
У каждого ЦФО — своя зона ответственности
Когда в компании есть ЦФО, у каждого отдела появляется своя зона ответственности с четкими показателями эффективности. Каждый отвечает за свой кусок, но все вместе они работают на компанию.
Пример. Допустим, интернет-магазин кондиционеров ставит цель — увеличить средний чек, тогда зоны ответственности распределятся так:
-
центр инвестиций — оценивает и выбирает долгосрочные проекты. Инвестиции в IT-инфраструктуру, например, разработка или покупка новой платформы для интернет-магазина;
-
центр выручки — занимается организацией и управлением процессов продаж, включая работу с клиентами через сайт, социальные сети и телефонные каналы;
-
центр затрат — его основная задача: минимизация и контроль расходов при обеспечении операционной эффективности;
-
центр прибыли — считает, как новая услуга или скидка повлияют на прибыль компании, согласовывает скидку центру затрат или просит придумать что-то другое.
Взаимодействие центров:
-
Центр выручки стремится увеличить доходы, но при этом тесно сотрудничает с центром затрат, чтобы реклама и операции были максимально эффективными.
-
Центр инвестиций рассматривает перспективные проекты, предлагаемые другими подразделениями, включая маркетинг или логистику, и оценивает их рентабельность.
-
Совместно эти центры помогают интернет-магазину достигать баланса между затратами, выручкой и долгосрочной устойчивостью.
Таким образом центры обеспечивают:
-
организацию и управление процессом продаж, включая работу с клиентами через сайт, социальные сети и телефонные каналы;
-
разработку и проведение маркетинговых кампаний для увеличения трафика и конверсий;
-
управление ценовой политикой (включая сезонные скидки или акции);
-
анализ продаж по регионам, продуктам и клиентским сегментам;
-
мониторинг удовлетворенности клиентов, чтобы увеличить повторные продажи (например, продажу аксессуаров или сервисного обслуживания).
ЦФО помогают планировать расходы компании
Есть такой инструмент управления бизнесом, как бюджетирование, — это план по доходам и расходам компании на месяц, квартал или год. Он помогает посчитать, сколько денег нам нужно потратить для достижения желаемых показателей. Например, сколько вложить в рекламу и акции, чтобы получить выручку в 16 млн рублей.
Если ЦФО нет, план по расходам назначается сверху, например, директор говорит: «Так, ребята! Нам нужно продать тапочек на 16 млн рублей в этом месяце. На рекламу есть 1,6 млн рублей, действуйте!» При этом никто не считает, хватит ли этих денег на достижение цели.
Если же ЦФО есть, бюджет формируется по-другому:
-
генеральный директор ставит план по выручке в 16 млн рублей;
-
руководитель отдела маркетинга, он же центр расходов, считает, сколько лидов нужно получить, чтобы выполнить план, и сколько денег на это понадобится;
-
руководитель отдела продаж (центр прибыли) считает, какими будут зарплаты сотрудников при выполнении плана, и закладывает их в бюджет отдела;
-
производственный директор (центр расходов) рассчитывает, сколько материалов нужно закупить и рабочих нанять, чтобы изготовить достаточное количество тапочек;
- коммерческий директор (центр прибыли) рассчитывает, какой должна быть цена тапочек, чтобы компания получила не только выручку, но и прибыль.
Затем планы сводятся в одну табличку, она называется мастер-бюджетом ↓

Здесь же на других вкладках собраны планы ЦФО по расходам, например, отдела маркетинга ↓

А вот план по доходам будет только в центрах выручки, например, в отделе продаж ↓

У центров затрат нет возможности генерировать выручку, поэтому планы по выручке есть только у центров выручки, а у отделов вроде маркетинга или бухгалтерии — только расходы.
Нормативы и мотивация разных ЦФО тоже отличаются
Когда в компании появляются центры финансовой ответственности, она начинает оценивать эффективность отделов не по выручке и прибыли, а по более специфичным показателям — тем, на которые сотрудники могут влиять.
Отдел или сотрудник | Возможные показатели |
Отдел маркетинга | Количество лидов |
Транспортный отдел | Скорость доставки заказов |
Пиарщик | Количество позитивных упоминаний компании в СМИ |
Эйчар | Стоимость привлечения одного сотрудника |
Коммерческий директор | Маржинальность бизнеса |
Грузчик | Время разгрузки одной фуры |
Менеджер по продажам | Выручка |
Специалист поддержки | Средняя оценка качества работы поддержки пользователями |
О том, как рассчитать прибыль на сотрудника, читайте здесь.
При этом в конечном итоге все специфичные показатели косвенно влияют на прибыль компании. Давайте посмотрим на примере компании, которая продает свежие овощи и фрукты. Разберем две ситуации: без ЦФО и с ЦФО.
Без ЦФО. В месяц грузчики компании разгружают 15 фур, нормативов по разгрузке нет. И иногда случается так, что 2 из 15 фур разгрузить не успевают: овощи и фрукты портятся на жаре, и их приходится списывать.
За потерянные фуры никто не отвечает: ну вот так получилось, солнце пекло как сумасшедшее, помидоры протухли, сорян. А грузчики получают стандартную зарплату — оклад + премия, которая не зависит от количества фур и потерь.
С ЦФО. Появляется ответственный за разгрузку фур, например, руководитель отдела закупок. А грузчикам устанавливают норматив: не больше 15 минут на разгрузку одной фуры. Чтобы ввести норматив, руководитель отдела замерил, сколько времени нужно на разгрузку в спокойном темпе.
К нормативу привязывают мотивацию — грузчики получают премию, если уложились в норматив. Если разгружали дольше, премии не будет.
Давайте посмотрим, как формируется зарплата грузчиков без ЦФО и с ЦФО. Без ЦФО зарплата грузчиков не зависит от показателей, и их работа выглядит так:
-
разгрузили 15 фур;
-
нормы разгрузки нет;
-
потери — 2 фуры;
-
зарплата — оклад + премия.
При этом количество потерь никак не влияет на премию и оклад.
С ЦФО у грузчиков появляются нормы разгрузки:
-
разгрузили 15 фур;
-
норма разгрузки — 15 минут на фуру;
-
потери — 0,2 фуры;
-
зарплата — оклад + премия, если выполнили норматив.
Компания не платит премию, если грузчики не выполняют план: разгружали фуры медленнее норматива и из-за этого потеряли больше 0,2 фуры. А привязка премии к нормативам помогает компенсировать часть этих потерь и косвенно влияет на прибыль и маржу.
Еще показатели для каждого ЦФО помогают разделить ответственность. Например, если в компании все отвечают за всё, может случиться такой диалог:
— Маркетолог, а почему у нас нет выручки?
— Да это отдел продаж нифига не продает! Собрались одни лентяи, только на перекуры и ходят.
*идет в отдел продаж*
— Ребята, а где продажи?
— Да маркетолог нам лидов не нагнал в этом месяце, сидим без заявок входящих, чем он там вообще занимается?
*идет к маркетологу*
— Дорогой, а где лиды?
— Как где? Я пятьсот лидов в отдел продаж в начале месяца передал. Они горячих клиентов, что ли, не способны обработать?
*идет в отдел продаж*
….
*идет к маркетологу*
….
*уходит плакать к психотерапевту*
Если же у каждого отдела свои показатели, становится понятно, с кого и что спрашивать: с маркетолога — лиды, с отдела продаж — продажи. И если лидов нет, отдел продаж за это не отвечает.
Как внедрить ЦФО: разобраться со структурой компании, определить показатели и не сдаваться
Внедрение ЦФО — это тема отдельной статьи. Сейчас лишь кратко обозначим основные шаги:
-
Разобраться со структурой компании. Если в компании все отвечают за всё, то на самом деле никто ни за что не отвечает. Поэтому сначала нужно понять, какие есть структуры, какие у них задачи и кто кому подчиняется.
-
Определить ключевые показатели для каждого ЦФО. Выручка для отдела продаж, лиды для маркетинга, маржа для коммерческого директора. Показатели нужно собрать в план и сравнить с фактическими в конце месяца, а потом скорректировать план на следующий месяц. Первые несколько раз планы будут не очень точными, но с каждым разом будут становиться точнее.
-
Детализировать показатели. Если мы поставим отделу продаж план: «Вы должны сделать два миллиона», будет непонятно, как его выполнить. Нужно детализировать: продать столько-то штук такого-то товара по икс рублей. Чтобы люди понимали, как увеличивать выручку и что план взят не с потолка.
-
Не давать слабину. Сотрудники будут сопротивляться новой ответственности: какие-то показатели, нормы, планирование. Нормально же работали, что началось? Пусть бухгалтер вам считает. И здесь важно не давать слабину. Люди могут увольняться, но придут другие, которые воспримут ЦФО как данность, будут и планировать, и считать, и выполнять нормативы.
Еще одно условие для внедрения ЦФО — финансовая прозрачность. Если собственник не готов показывать сотрудникам цифры по выручке, марже, прибыли и расходам, ничего не получится.
Центр финансовой ответственности: частые вопросы собственников

Эксперт Елена Коноплина
Финдир НФ
Как использовать ЦФО для планирования бюджета компании?
ЦФО помогают определить финансовые цели и показатели для различных подразделений, облегчая распределение ресурсов и контроль за расходами, что способствует более точному планированию бюджета.
Как оценить эффективность центра финансовой ответственности?
Эффективность оценивается через сравнение плановых и фактических показателей (например, прибыли, затрат, доходности), а также с учетом достижения поставленных целей и соответствия установленным стандартам.
Какие ошибки чаще всего возникают при внедрении ЦФО и как их избежать?
Ошибки включают неправильное распределение ответственности, недостаточную прозрачность процессов и сложности в контроле. Избежать их можно, установив четкие критерии и показатели для каждого ЦФО и обеспечив регулярный мониторинг.
Сколько центров финансовой ответственности может быть в одной компании?
Количество ЦФО зависит от размера и структуры компании, но обычно их количество ограничено разумными масштабами для эффективного контроля и управления (от 2–3 до 10).Как выстроить иерархию центров финансовой ответственности?
Центр финансовой ответственности: в двух словах
-
Центр финансовой ответственности (ЦФО) представляет собой отдел, подразделение или конкретного сотрудника, влияющего на прибыль компании или несущего ответственность перед руководством за уровень расходов.
-
ЦФО делится на 4 вида: центр продаж, затрат, прибыли, инвестиций.
-
При внедрении ЦФО каждый отдел берет на себя зону ответственности с четким показателем эффективности.
-
Центры финансовой ответственности выступают в роли помощников бизнеса в части планирования расходов.
-
Одним из главных условий внедрения ЦФО является финансовая прозрачность. Если собственник не готов вводить сотрудников в курс дела, то не стоит и начинать внедрять процесс.
Поможем оценить эффективность работы сотрудников и ввести адекватные показатели для каждого отдела
Нескучные финдиры уже много раз помогали собственникам разобраться с показателями и увеличить прибыль:
Вы тоже можете начать работать с нами: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любых городов России, СНГ и Европы.
Начните со встречи с нашим финдиром. Это бесплатно ↓
Комментарии