22 июня 2022
Система

Татьяна Мужицкая: пять принципов
работы с информацией

Татьяна Мужицкая — психолог, бизнес-тренер и тренер НЛП — специально для канала «Предприниматель» рассказывает о пяти принципах информационной гигиены, которые позволяют быть более эффективными в нынешнее время. Ниже — текстовый вариант видео, но если больше нравится смотреть и слушать, велком:

Принцип 1. Важно знать свою цель и маршрут

Не вся информация принадлежит вам, не вся информация полезна и предназначена для вас. Например, если вы — водитель и едете по трассе, вы будете смотреть не на все подряд рекламные щиты, и точно не будете изучать всю дорожную карту. А будете изучать ваш маршрут по навигатору и смотреть на ближайшие автомобили, чтобы обеспечить себе безопасность.

Возможно, вы как водитель будете иногда выхватывать куски интересующей вас информации: симпатичных людей, аптеки, если нужно по пути заехать за цитрамоном. И всё. Остальная информация вам не полезна и не нужна.

Функция сознания — фокусироваться и выбирать из огромного количества информации только ту, что полезна вам сейчас. Поэтому главный вопрос для работы с информацией: какая у меня цель? куда я хочу приехать?

Без цели есть риск утонуть в море скроллинга, новостей, дебатов и прочего. Поэтому сначала задаем себе вопрос, что я сейчас хочу? И потом уже выбираем маршрут внутри информационных потоков.

Из этого вытекает первый принцип работы с информацией — знать свою цель и прокладывать маршрут к ней.

Принцип 2. Абсолютной истины не существует

У всех людей разные картины мира: что один человек считает хорошим и приемлемым, второй считает плохим. То, что важно для одного человека, для второго может казаться сущей ерундой.

Этот принцип легко проверить, например: договариваемся с вами, что хорошо проведем отпуск. Вы, конечно, согласны. Но дальше выясняется:

  • для одного хорошо провести отпуск — это сходить в лес с палатками, отключив телефоны;
  • для второго — целый день прекрасно пролежать на диване за новым сезоном сериала, и чтобы никто не трогал;
  • для третьего — поехать в дорогой отель где-нибудь на Мальдивах;
  • для четвертого — нырять с аквалангом в Северном море вместе с китами.

Вот вы и договорились провести отпуск хорошо. Только каждый под этим «хорошо» имеет в виду что-то своё. Отпуск — понятный и простой пример того, что абсолютной истины не существует. Каждый человек находит свое хорошо и плохо относительно собственного опыта и картины мира.

Когда-то, еще в олдскульном интернете, я сидела на платформе «Фидер», и там было хорошее правило — писать ИМХО или по моему мнению, если речь идет не о фактах. Например, когда кто-то писал: «Это лучший кофе в мире!», он добавлял ИМХО, чтобы показать, что высказывание — это лишь его мнение.

Такое же ИМХО стоит мысленно добавлять к любым чужим категоричным высказываниям. И тогда будет гораздо меньше поводов волноваться: да, каждый человек имеет право на мнение, но это только его мнение, а не факт.

Принцип 3. Эмоция — это факт за минусом ожиданий

Эмоция = факт минус ожидания по поводу этого факта. Давайте на примере: вот я иду вся такая красивая на каблуках и в платье летом гулять, ожидая хорошую погоду. И вдруг дождь: платье мокрое, каблуки расклеились, а я расстроенная и злая. Откуда взялась эта эмоция? От моего ожидания: я ждала солнечную погоду, а получила дождь.

А если бы наоборот, я надеялась на дождь, а выглянуло солнце, я бы тоже расстроилась из-за жары. То есть сам факт не важен, важна лишь разница между фактом и моими ожиданиями.

Чтобы меньше расстраиваться, стоит строить меньше ожиданий. Ожидание — это то, в чем человек уверен наверняка. Уверен, что будет дождь, уверен, что дождя не будет, что заработает миллион или три. Но в реальности может быть как угодно. Мы способны лишь строить догадки и предположения, но никак не точные ожидания.

Например, если хотите ожиданиями испортить другу поход в кино, скажите ему, что сейчас он посмотрит лучший фильм в жизни. И он будет сидеть весь сеанс и думать: «Блин! Фильм как фильм, вроде неплохой, но вот чтобы прямо лучший в жизни? Ну нет». Так раздутое ожидание помешает ему получить удовольствие.

Или пример с новостями. Если человек идет за хорошими новостями, но не получает их, он расстраивается. А если идет просто посмотреть новости без ожиданий, он и получает просто новости.

И очень простое резюме: попробуй взаимодействовать с реальностью, а не ожидать. Поживите с мыслью «Я не знаю, как будет, поэтому ничего не жду».

Принцип 4. Дискуссия — это способ обработки информации

Нам как-то не особо объясняли, зачем нужны дискуссии. А они нужны вот зачем: человек так устроен, что именно проговаривание, думание об другого или прописывание помогает ему перерабатывать информацию.

И часто мы вступаем в дискуссию, не чтобы что-то доказать или получить факты, а чтобы самому через свои высказывания лучше обработать информацию. Поэтому не все высказывания стоит публиковать: зачем выносить на публику внутренний процесс обработки информации?

Тот же принцип работает в общении с людьми, например в конфликтах. Если хочется всё высказать партнеру или сотруднику, есть классный способ сделать это и никого не обидеть, — вылить на бумагу или экран телефона.

Дискуссии — это способ обработки информации, а если вы ее обработали на листке бумаги или в гугл-доке, то у вас исчезает необходимость воздействовать на другого человека. Поэтому заведите себе папочку «неотправленные письма» и «неопубликованные комментарии» и там пишете, какие все придурки и почему всё не так. И не забывайте дописывать ИМХО, согласно нашему второму принципу.

Принцип 5. На выходе энергии должно быть больше, чем на входе

И пятый принцип: делайте так, чтобы на выходе энергии было больше, чем на входе. Везде! В общении с другими людьми, публикации постов, съемках роликов или записи подкастов. Тогда ваша информация будет восприниматься на ура и ни один читатель не уйдет.

Чтобы добиться повышения энергии на выходе, в самом конце осознанно перейдите к такой теме или задайте такой вопрос, который повысит энергию.

Например, у моего друга есть такой вопрос, которым она покорил меня много лет назад: «Танечка, а ты уже сегодня улыбалась?» Я после этого вопроса сразу начинаю улыбаться, даже если до этого у меня были совершенно другие мысли.

И напутствие. Чтобы жить и радоваться, нужны два важных компонента: первый — жить, второй — радоваться. Вот и всё.

#личная эффективность #Управление бизнес процессами
3
1
Опубликовано: 22.06.22 Просмотров: 751

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс