Онлайн-практикум по финуcheту
10.09.2024
Развитие бизнеса
Все статьи

Ассортиментная матрица: что это такое и как составить

Мария Хлебодарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Мария Хлебодарова
Наталья Болдырева
Редактор
Ассортиментная матрица: что это такое и как составить
  • 1864

На первый взгляд может показаться, что ассортиментная матрица — это просто список товаров или услуг компании. Записали всё в табличку и забыли. На самом деле именно эта маленькая табличка помогает управлять складом, поднимать продажи и развивать бизнес.

Содержание

Для чего нужна ассортиментная матрица

Как правильно составить ассортиментную матрицу

Этапы формирования ассортиментной матрицы

Как анализировать ассортиментную матрицу

Частые ошибки при разработке матрицы товаров

Товарная матрица: частые вопросы собственников

Поможем разобраться с ассортиментом и повысить продажи

Для чего нужна ассортиментная матрица

Ассортиментная матрица, она же товарная, — это список товаров или услуг компании. Если магазин продает одежду, в матрице будут джинсы, пиджаки и рубашки, а если товары из Таиланда, то кокосовое молоко, манго и крем с муцином улитки. 

Понятия «ассортиментная» и «товарная» матрицы обычно используют как синонимы, но разница всё же есть: кроме товаров бизнес может продавать услуги. В этом плане товарная матрица — для товарного бизнеса, а ассортиментная —  для любого. 

Ассортиментная матрица нужна, чтобы:

  • формировать ассортимент компании;
  • классифицировать товар по группам;
  • корректировать ассортимент с учетом внешних условий — клиентского спроса, требований поставщиков, графиков поставок;
  • продвигать наиболее популярные товары;

Например, если магазин косметики хочет продавать товары разных брендов и ценовых сегментов и позиционирует себя так, с помощью матрицы он следит, чтобы в каталоге эти товары были. Допустим, чтобы были шампуни для окрашенных волос как по 200 ₽, так и по 2000 ₽. 

Но самое главное преимущество матрицы — в ее анализе. Ассортиментная матрица помогает разобраться с товарными запасами и проанализировать продажи. Например, с ее помощью можно узнать, какие товары приносят больше всего выручки, а какие — только расходы. Обычно компании думают, что их локомотивы — это одни товары, но на деле оказывается, что совсем другие. 

С помощью ассортиментной матрицы можно принимать управленческие решения, например, распродать по себестоимости часть товара, который плохо продается. Так можно сэкономить на хранении, а еще высвободить деньги и вложить их в товар, который хорошо продается. 

Как правильно составить ассортиментную матрицу

Ассортиментная матрица составляется под каждую компанию, поэтому разделы в ней могут различаться. Вот что обычно включают в ассортиментную матрицу:

  • наименование товара;
  • артикул;
  • среднюю цену;
  • сумму продаж;
  • товарный запас;
  • остатки.

Кроме этого, в матрице могут встречаться разделы с контактами поставщиков и датами поставок, датами поступлений товара и сроком годности. 

В нашем примере ассортиментная матрица выглядит так:

Кроме привычных разделов, в нашей матрице товара автоматически считаются показатели:

А еще в ассортиментной матрице делить товары на группы и категории нужно глазами покупателей. Например, хлебозавод производит хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшеничный, а покупатель берет хлеб с семечками и без семечек, с отрубями и без отрубей. 

То есть клиенты видят товары иначе, чем производители, и делить на группы нужно именно по привычной покупателям схеме. 

Этапы формирования ассортиментной матрицы

Если компания только начинает работать, ассортиментная матрица — это, прежде всего, анализ рынка, покупателей и их потребностей, а также конкурентов, и только потом заполнение таблицы. Пошагово это будет так:

  • определить месторасположение — если это магазин в офлайне;
  • разделить товары на группы и категории;
  • составить ассортиментную матрицу. 

Если бизнес действующий, собирать ассортиментную матрицу можно на основе данных о продажах: например, из программ товарного учета, товарных запасов, отчетов маркетплейсов.

Что важно при составлении матрицы:

  • → Называть товары так, как они называются для покупателей.
  • → Выделять сначала категории, а потом сами товары.

Это нужно, чтобы затем выделить несколько групп товаров:

  • локомотивы — приносят больше всего выручки. Такие товары покупают чаще и больше других;
  • сопутствующие товары — покупают вдогонку к основным, например, у кассы;
  • уникальные — отличают компанию от конкурентов;
  • базовые — привлекают клиентов. Например, могут иметь невысокую наценку и тем самым приводить клиентов в магазин;
  • периодические — экспериментальные, тестовые: новые товары, которые закупают в небольших партиях и смотрят, как они будут продаваться;
  • статусные — поддерживают имидж компании. Это могут быть дорогие товары, но факт их наличия в ассортименте сразу повышает статус магазина;
  • заменители — удерживают клиентов. Например, если в магазине закончился популярный товар, должен быть заменитель, который предложат в качестве альтернативы. Это нужно, чтобы клиент не ушел в другой магазин.

Не обязательно в вашей товарной матрице будут все эти группы товаров. Например, статусные товары обычно стоят дорого, и не всегда есть смысл закупать их и удерживать в ассортименте. Но, вероятнее всего, у вас будут товары-локомотивы и те, что еле-еле продаются. Выяснить, кто есть кто, поможет ABC-анализ, — об этом дальше. 

Как анализировать ассортиментную матрицу

Ассортиментную матрицу составляют, чтобы потом анализировать ее. Самые важные виды анализа матрицы — ABC и XYZ. 

Расскажем кратко о каждом из них.

ABC. Чтобы провести ABC-анализ, товары из матрицы сортируют по размеру полученной выручки — от большей к меньшей. Затем смотрят, какую долю принес каждый товар в общей выручке:

  • до 80% продаж — группа А. Это и есть товары-локомотивы;
  • до 15% — группа B. Это середнячки;
  • до 5% продаж, в ноль или минус — группа C. Это аутсайдеры.

С товарами-локомотивами всё понятно — они приносят больше всего денег. 

С товарами-середнячками сложнее — с ними нужно дополнительно поработать. Например, включить их в комплекты с товарами категории A и продавать наборами. Или изменить позиционирование, описание, фотографии. Возможно, вложить больше денег в их рекламу и посмотреть, выстрелят ли. 

Товары категории С лучше вывести из ассортимента, а деньги потратить на более популярные позиции. 

Подробнее об ABC-анализе — в статье «АВС-анализ: как узнать, на чем бизнес больше всего зарабатывает».

XYZ. Если  ABC-анализ классифицирует товары по выручке, то XYZ — на  на основе их значимости и спроса. Принцип XYZ-анализа такой же — распределить товары на три группы:

  • до 10% — группа X, товары с самым устойчивым спросом;
  • 10 25% — группа Y, середнячки;
  • 25+% — группа Z, товары со случайным спросом.

Дальше мы понимаем, как работать с товарами: 

  • группа X — всегда должна быть на складе. Любые сбои в закупках и поставках товара категории X — это просадка в выручке;
  • Y — в небольшом количестве на усмотрение руководителя;
  • Z — только по предзаказу. 

ABC и XYZ вместе. Обычно XYZ-анализ проводят после ABC-анализа, а результаты накладывают друг на друга. Дело в том, что не всегда самый востребованный товар приносит больше всего денег, а прибыльный — самый ходовой. 

Если объединить оба этих анализа, то группы А и X вместе — это лучшие из лучших, а А и Z хоть и приносят деньги, но востребованы мало. 

Подробнее об XYZ-анализе — в статье «XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе».

[FORM PRESET="H" - "Барсетка шаблонов" /]
В барсетке шаблонов есть таблица «Управление запасами». А там — ассортиментная матрица, таблица с ABC- и XYZ-анализами и инструкция, как всем пользоваться

Частые ошибки при разработке матрицы товаров

При разработке товарной матрицы предприниматели совершают похожие ошибки, а именно не работают с ней: 

  • не проводят ABC- и XYZ-анализы; 
  • не выводят товары-аутсайдеры;
  • не распродают товары, которые медленно продаются, чтобы высвободить деньги;
  • не контролируют складские остатки: товары-локомотивы всегда должны быть в наличии, а середнячки — закупаться в умеренном количестве;
  • не тестируют новинки;
  • не обновляют цены и поставщиков.

Не делать всё это — самая частая ошибка предпринимателя в работе с матрицей товаров. По опыту, многие собирают эту таблицу в Эксель, успокаиваются и забывают про нее, а с ассортиментом работают по наитию. 

Товарная матрица: частые вопросы собственников

image

Эксперт Мария Хлебодарова

Финдир НФ

Что такое ассортиментная матрица в мерчендайзинге?

Мерчандайзинг помогает компаниям продавать: делать продукт или услугу популярнее, повышать продажи, выводить новый товар на рынок. Для этого они используют ассортиментную матрицу — как один из основных инструментов. Как мы говорили, матрица помогает понять, например, какой товар самый популярный и продаваемый, а какой нужно подтянуть. Этим и занимаются в мерчендайзинге.

* * *

Как составить товарную матрицу для маркетплейсов?

Ассортиментная матрица для маркетплейсов почти ничем не отличается от обычной. Чтобы ее составить, нужно проанализировать рынок, клиентов и их потребности, а также конкурентов. Далее разделить товары на  атегории и группы и определить ценовую стратегию. Регулярно проводить анализ матрицы, вводить новые товары и выводить старые.

Поможем разобраться с ассортиментом и повысить продажи

Финдиры Нескучных знают, какой товар и в каком количестве нужно закупать, чтобы получить больше выручки и снизить расходы. Кроме этого, они помогают компаниям выйти из кассовых разрывов, разобраться с нерадивыми сотрудниками, оптимизировать налоги и наконец-то начать получать чистую прибыль. Вот как это обычно бывает:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии

Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
бесплатно
Базовые отчеты для наведения порядка в бизнесе
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
бесплатно
Диагностика бизнеса от эксперта Нескучных
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Волшебный час с финдиром
бесплатно
Шаблон отчета Баланс