На первый взгляд может показаться, что ассортиментная матрица — это просто список товаров или услуг компании. Записали всё в табличку и забыли. На самом деле именно эта маленькая табличка помогает управлять складом, поднимать продажи и развивать бизнес.
Содержание
Для чего нужна ассортиментная матрица
Как правильно составить ассортиментную матрицу
Этапы формирования ассортиментной матрицы
Как анализировать ассортиментную матрицу
Частые ошибки при разработке матрицы товаров
Товарная матрица: частые вопросы собственников
Поможем разобраться с ассортиментом и повысить продажи
Для чего нужна ассортиментная матрица
Ассортиментная матрица, она же товарная, — это список товаров или услуг компании. Если магазин продает одежду, в матрице будут джинсы, пиджаки и рубашки, а если товары из Таиланда, то кокосовое молоко, манго и крем с муцином улитки.
Понятия «ассортиментная» и «товарная» матрицы обычно используют как синонимы, но разница всё же есть: кроме товаров бизнес может продавать услуги. В этом плане товарная матрица — для товарного бизнеса, а ассортиментная — для любого.
Ассортиментная матрица нужна, чтобы:
- формировать ассортимент компании;
- классифицировать товар по группам;
- корректировать ассортимент с учетом внешних условий — клиентского спроса, требований поставщиков, графиков поставок;
- продвигать наиболее популярные товары;
- выводить из продажи товары, которые не пользуются спросом.
Например, если магазин косметики хочет продавать товары разных брендов и ценовых сегментов и позиционирует себя так, с помощью матрицы он следит, чтобы в каталоге эти товары были. Допустим, чтобы были шампуни для окрашенных волос как по 200 ₽, так и по 2000 ₽.
Но самое главное преимущество матрицы — в ее анализе. Ассортиментная матрица помогает разобраться с товарными запасами и проанализировать продажи. Например, с ее помощью можно узнать, какие товары приносят больше всего выручки, а какие — только расходы. Обычно компании думают, что их локомотивы — это одни товары, но на деле оказывается, что совсем другие.
С помощью ассортиментной матрицы можно принимать управленческие решения, например, распродать по себестоимости часть товара, который плохо продается. Так можно сэкономить на хранении, а еще высвободить деньги и вложить их в товар, который хорошо продается.
Как правильно составить ассортиментную матрицу
Ассортиментная матрица составляется под каждую компанию, поэтому разделы в ней могут различаться. Вот что обычно включают в ассортиментную матрицу:
- наименование товара;
- артикул;
- среднюю цену;
- сумму продаж;
- товарный запас;
- остатки.
Кроме этого, в матрице могут встречаться разделы с контактами поставщиков и датами поставок, датами поступлений товара и сроком годности.
В нашем примере ассортиментная матрица выглядит так:
Кроме привычных разделов, в нашей матрице товара автоматически считаются показатели:
- ROM, или рентабельность продукции, — отношение прибыли с товара к себестоимости этого товара. Чем выше показатель, тем лучше, но смотрят его в динамике: если показатель падает, пора менять поставщика или повышать цены.
- Маржа — разница между выручкой и переменными расходами. По сути маржа — это выгода, ради которой компания работает. Маржа измеряется в рублях, а маржинальность — в процентах.
А еще в ассортиментной матрице делить товары на группы и категории нужно глазами покупателей. Например, хлебозавод производит хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшеничный, а покупатель берет хлеб с семечками и без семечек, с отрубями и без отрубей.
То есть клиенты видят товары иначе, чем производители, и делить на группы нужно именно по привычной покупателям схеме.
Этапы формирования ассортиментной матрицы
Если компания только начинает работать, ассортиментная матрица — это, прежде всего, анализ рынка, покупателей и их потребностей, а также конкурентов, и только потом заполнение таблицы. Пошагово это будет так:
- определить месторасположение — если это магазин в офлайне;
- проанализировать потенциальных клиентов и конкурентов — об этом в статье «Анализ потребительского спроса: как узнать, чего хотят люди»;
- определить ценовую политику — в статье «Полное руководство по ценообразованию»;
- разделить товары на группы и категории;
- составить ассортиментную матрицу.
Если бизнес действующий, собирать ассортиментную матрицу можно на основе данных о продажах: например, из программ товарного учета, товарных запасов, отчетов маркетплейсов.
Что важно при составлении матрицы:
- → Называть товары так, как они называются для покупателей.
- → Выделять сначала категории, а потом сами товары.
Это нужно, чтобы затем выделить несколько групп товаров:
- локомотивы — приносят больше всего выручки. Такие товары покупают чаще и больше других;
- сопутствующие товары — покупают вдогонку к основным, например, у кассы;
- уникальные — отличают компанию от конкурентов;
- базовые — привлекают клиентов. Например, могут иметь невысокую наценку и тем самым приводить клиентов в магазин;
- периодические — экспериментальные, тестовые: новые товары, которые закупают в небольших партиях и смотрят, как они будут продаваться;
- статусные — поддерживают имидж компании. Это могут быть дорогие товары, но факт их наличия в ассортименте сразу повышает статус магазина;
- заменители — удерживают клиентов. Например, если в магазине закончился популярный товар, должен быть заменитель, который предложат в качестве альтернативы. Это нужно, чтобы клиент не ушел в другой магазин.
Не обязательно в вашей товарной матрице будут все эти группы товаров. Например, статусные товары обычно стоят дорого, и не всегда есть смысл закупать их и удерживать в ассортименте. Но, вероятнее всего, у вас будут товары-локомотивы и те, что еле-еле продаются. Выяснить, кто есть кто, поможет ABC-анализ, — об этом дальше.
Как анализировать ассортиментную матрицу
Ассортиментную матрицу составляют, чтобы потом анализировать ее. Самые важные виды анализа матрицы — ABC и XYZ.
Расскажем кратко о каждом из них.
ABC. Чтобы провести ABC-анализ, товары из матрицы сортируют по размеру полученной выручки — от большей к меньшей. Затем смотрят, какую долю принес каждый товар в общей выручке:
- до 80% продаж — группа А. Это и есть товары-локомотивы;
- до 15% — группа B. Это середнячки;
- до 5% продаж, в ноль или минус — группа C. Это аутсайдеры.
С товарами-локомотивами всё понятно — они приносят больше всего денег.
С товарами-середнячками сложнее — с ними нужно дополнительно поработать. Например, включить их в комплекты с товарами категории A и продавать наборами. Или изменить позиционирование, описание, фотографии. Возможно, вложить больше денег в их рекламу и посмотреть, выстрелят ли.
Товары категории С лучше вывести из ассортимента, а деньги потратить на более популярные позиции.
Подробнее об ABC-анализе — в статье «АВС-анализ: как узнать, на чем бизнес больше всего зарабатывает».
XYZ. Если ABC-анализ классифицирует товары по выручке, то XYZ — на на основе их значимости и спроса. Принцип XYZ-анализа такой же — распределить товары на три группы:
- до 10% — группа X, товары с самым устойчивым спросом;
- 10 25% — группа Y, середнячки;
- 25+% — группа Z, товары со случайным спросом.
Дальше мы понимаем, как работать с товарами:
- группа X — всегда должна быть на складе. Любые сбои в закупках и поставках товара категории X — это просадка в выручке;
- Y — в небольшом количестве на усмотрение руководителя;
- Z — только по предзаказу.
ABC и XYZ вместе. Обычно XYZ-анализ проводят после ABC-анализа, а результаты накладывают друг на друга. Дело в том, что не всегда самый востребованный товар приносит больше всего денег, а прибыльный — самый ходовой.
Если объединить оба этих анализа, то группы А и X вместе — это лучшие из лучших, а А и Z хоть и приносят деньги, но востребованы мало.
Подробнее об XYZ-анализе — в статье «XYZ-анализ: как узнать, сколько товара должно быть на складе».
[FORM PRESET="H" - "Барсетка шаблонов" /]Частые ошибки при разработке матрицы товаров
При разработке товарной матрицы предприниматели совершают похожие ошибки, а именно не работают с ней:
- не проводят ABC- и XYZ-анализы;
- не выводят товары-аутсайдеры;
- не распродают товары, которые медленно продаются, чтобы высвободить деньги;
- не контролируют складские остатки: товары-локомотивы всегда должны быть в наличии, а середнячки — закупаться в умеренном количестве;
- не тестируют новинки;
- не обновляют цены и поставщиков.
Не делать всё это — самая частая ошибка предпринимателя в работе с матрицей товаров. По опыту, многие собирают эту таблицу в Эксель, успокаиваются и забывают про нее, а с ассортиментом работают по наитию.
Товарная матрица: частые вопросы собственников

Эксперт Мария Хлебодарова
Финдир НФ
Что такое ассортиментная матрица в мерчендайзинге?
Мерчандайзинг помогает компаниям продавать: делать продукт или услугу популярнее, повышать продажи, выводить новый товар на рынок. Для этого они используют ассортиментную матрицу — как один из основных инструментов. Как мы говорили, матрица помогает понять, например, какой товар самый популярный и продаваемый, а какой нужно подтянуть. Этим и занимаются в мерчендайзинге.
* * *
Как составить товарную матрицу для маркетплейсов?
Ассортиментная матрица для маркетплейсов почти ничем не отличается от обычной. Чтобы ее составить, нужно проанализировать рынок, клиентов и их потребности, а также конкурентов. Далее разделить товары на атегории и группы и определить ценовую стратегию. Регулярно проводить анализ матрицы, вводить новые товары и выводить старые.
Поможем разобраться с ассортиментом и повысить продажи
Финдиры Нескучных знают, какой товар и в каком количестве нужно закупать, чтобы получить больше выручки и снизить расходы. Кроме этого, они помогают компаниям выйти из кассовых разрывов, разобраться с нерадивыми сотрудниками, оптимизировать налоги и наконец-то начать получать чистую прибыль. Вот как это обычно бывает:
Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей — тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.
А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓
Комментарии