26 декабря 2023
Бабло

IPO: что это такое 👀

IPO — это первый выход компании на фондовый рынок. К примеру, в 2023 году в России на IPO вышла сеть Henderson — та самая, которую рекламировал Хабенский, а еще айти-компания Softline.

Содержание

Что значит выйти на IPO

Для чего компании выходят на IPO

Недостатки IPO

От чего зависит цена размещения при IPO

Кому можно выходить на IPO и какие этапы нужно пройти

IPO в России

Частые вопросы

Что такое IPO: в двух словах

Поможем выстроить прозрачный финансовый учет

Что значит выйти на IPO

IPO, или Initial Public Offering, — это первая публичная продажа акций компании. Другими словами, выход компании на фондовую биржу, где ее акции может купить кто угодно. 

Выйти на IPO как раз и означает выйти на биржу первый раз. В этот момент инвесторы покупают акции напрямую у компании, а уже после начинают торговать ими друг с другом. 


При выходе на  IPO компания продает акции первым инвесторам, а те уже начинают торговать ими с другими инвесторами

Если нужно, компания может выкупить свои акции с биржи обратно — это называется обратным выкупом, или байбеком. Компания по сути забирает из обращения часть своих акций. 

Для чего компании выходят на IPO

Компании выходят на IPO с несколькими целями. Главная — получить инвестиции. 

У любого бизнеса наступает момент, когда своих денег на развитие не хватает и нужно привлекать внешние инвестиции. В этом случае, как вариант, собственники могут пойти в банк и взять кредит, но его размер будет ограничен, а процентные ставки — портить жизнь. 

Есть другой способ — попробовать выйти на инвестиционные компании и бизнес-ангелов. Но нужно понимать, что эти инвестиции тоже не бесплатные: деньги дадут, скорее всего, за долю в компании. И тогда инвестор фактически станет одним из собственников, что мало кого порадует. 

И в этот момент компания может решить, что пора выходить на IPO — привлекать инвестиции  частных лиц. Это удобно, потому что не накладывает особых обязательств:

  • частные инвесторы — их называют миноритарными — владеют небольшими долями и практически никак не влияют на дела компании;
  • компания не обязана делиться с инвесторами прибылью — как распорядиться прибылью, если она есть, указано в дивидендной политике. А финальное решение — за советом директором.

В итоге получается, что компания продает свои акции, получает деньги и вкладывает их в развитие бизнеса. В этот момент она еще играет на деловую репутацию: выйти на IPO считается престижным. 

Но это положительный сценарий. Все так и будет, но при условии, если акции компании на бирже не потеряют в цене. Об этом дальше ↓

Недостатки IPO

Компанию, которая вышла на IPO и стала частью биржевого рынка, больше не оценивают по ее реальным финансовым показателям. У нее может быть много дорогих активов, а дела идти в гору, но рынку все равно.

Дело в том, что настроения на рынке постоянно меняются в зависимости от экономической и политической ситуации в мире, и акции компании могут упасть вдвое просто потому что. 

А еще рынок подвержен панике. Если одни инвесторы начнут продавать акции, другие решат сделать то же самое — на всякий случай. 

 
«И деньги не отдадим!»

На финансовые показатели компании колебания цены акции не влияют: ведь компания уже продала свои акции первый раз за номинальную цену, а по какой цене они торгуются между частными инвесторами — по сути не ее дело.  

Но тут есть репутационные риски: если выход на IPO улучшает деловую репутацию, то падение стоимости акций в два раза — ухудшает. Партнеры начнут напрягаться, поставщики — волноваться, а клиенты думать, что фирма загибается. 

От чего зависит цена размещения при IPO

Представим, что торговая сеть «Рожки и ножки» выходит на IPO. Перед тем как начать долгий путь на биржу, компания должна оценить себя и свои активы. Обычно этим занимаются андеррайтеры — инвестиционные банки. 

Андеррайтер оценивает активы компании и определяет, сколько всего акций можно выпустить и по какой цене. 

Грубо говоря, если все активы компании «Рожки и ножки» стоят 100 млн ₽, а акций будет 10 000, то стоимость одной акции составит 10 000 ₽. Андеррайтер может сказать с учетом рыночных условий, что это слишком высокая цена акции, и нужно выпустить 100 000 по 1000 ₽. 

Также андеррайтер подскажет лучший момент, когда стоит выходить на биржу.

Чтобы правильно оценить компанию, андеррайтеру потребуется прозрачная финансовая отчетность. Компания с мутной отчетностью на биржу не попадет. Хотя бы потому, что андеррайтер обязан предоставить Банку России всю информацию о компании: финансовую отчетность, состав руководства, дивидендную политику. 

Кому можно выходить на IPO и какие этапы нужно пройти

Компания, которая соберется на IPO, должна пройти несколько обязательных этапов. Расскажем кратко о каждом:

  • предварительный — это как раз период оценки компании, структуры активов, управленческой отчетности. На этом этапе компания должна понять, а выгодно ли ей вообще идти на IPO;
  • подготовительный — это этап работы с андеррайтером, который оценивает компанию и определяет, как будет проходить выход на IPO с учетом рыночной ситуации. Андеррайтер готовит проспект эмиссии со всей информацией о компании и предоставляет его Банку России;
  • основной — сбор заявок на покупку акций компании. Обычно половину и даже больше акций раскупают еще до выхода на биржу: их берут топы компании, крупные инвесторы из отрасли. Андеррайтер собирает заявки и оценивает ситуацию со спросом;
  • завершающий — выход акций на биржу. Тут уже становится понятно, насколько востребованы акции, разумная ли у них цена и прошел ли выход на IPO как надо. 

Чтобы IPO прошел успешно, нужно, чтобы о компании знали частные инвесторы. Разово купить рекламу недостаточно: инвесторы должны понимать, что это крупный бизнес, в который можно вкладываться. Именно поэтому выходить на IPO нужно только тем фирмам, которые работают на федеральном уровне. Чаще это средний бизнес, о котором уже все знают. 

Например, сеть «Вкусвилл» в 2019 году объявила о своем желании провести IPO в Нью-Йорке, но в 2022 году приостановила подготовительную работу. В 2023 году «Вкусвилл» также решил IPO не проводить.

IPO в России

В 2023 году в России на IPO вышло несколько компаний:

  • Genetico — работает в области генетических исследований;
  • CarMoney — выдает займы под залог автомобилей;
  • Softline — айти-компания;
  • ГК «Астра» — айти-компания;
  • Henderson — сеть универмагов мужской одежды.

В январе 2024 года на IPO собирается калужский ликеро-водочный завод «Кристалл». А «Мосгорломбард» планировал выйти на IPO в конце 2023 года, но продлил основной этап — сбор заявок — до 27 декабря 2023 года. 

Вообще российские компании на IPO выходят не так часто, как, например, американские: финансовая сфера в США более старая и развитая, чем в России. А еще выход на IPO стоит денег: для компаний с выручкой 300–700 млн ₽ удовольствие обойдется в 20 млн ₽.

Что такое IPO: частые вопросы собственников

Отвечает Александр Еловков, финансовый директор «Нескучных финансов», финансовый аналитик и бизнес-трекер ↓

Чем отличается ICO от IPO?

Аббревиатуры внешне похожи, но это совсем разные вещи. ICO — это первичное размещение токенов. Это способ привлечь инвестиции с помощью криптовалюты: компания дает инвестору токен в обмен на деньги, а инвестор в будущем получит какие-то плюшки. Или не получит. ICO не регулируется российским законодательством, поэтому связываться с этим точно не нужно.

* * *

Что такое народное IPO?

Народное IPO — это продажа акций компании напрямую физлицам, минуя брокера. Последнее народное IPO провел банк ВТБ в 2007 году, а до него, в 2006 году, была Роснефть. Сейчас участвовать в IPO компаний можно только через брокеров.

Что такое IPO: в двух словах

  • IPO, или Initial Public Offering, — это первая публичная продажа акций компании. Другими словами, выход компании на фондовую биржу, где ее акции может купить кто угодно. 
  • Компании выходят на IPO с несколькими целями. Главные — инвестиции и деловая репутация.
  • Если выход на IPO улучшает деловую репутацию, то падение стоимости акций на бирже после выхода — ухудшает. 
  • Компания с мутной отчетностью на фондовую биржу не попадет. 
  • Выходить на IPO нужно фирмам, которые работают на федеральном уровне. Чаще это средний бизнес, о котором все знают. 

Поможем выстроить прозрачный финансовый учет

На IPO наши финдиры вас не выведут, зато точно помогут разобраться в финансах компании:

  • выстроить управленческую отчетность, чтобы она помогала работать и развиваться;
  • найти деньги, когда их нет;
  • выбраться из постоянных кассовых разрывов и наладить стабильный денежный поток;
  • сделать так, чтобы у собственника всегда были дивиденды, а компания при этом продолжала развиваться. 

Вот как это обычно бывает:

Вы тоже можете прийти к нам со своей бизнес-задачей: тип бизнеса, город и даже страна не важны. Мы работаем онлайн, поэтому можем сотрудничать с бизнесом из любого города России, СНГ и Европы.

А самый простой способ подробнее узнать о том, как финдир НФ помогает решать бизнес-задачи, — это онлайн-экскурсия ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
#акции #биржа #деньги #инвестиции
Опубликовано: 26.12.23 Просмотров: 495

Читайте также

Бесплатно
Барсетка: 16 шаблонов для финучета
Бесплатно
Управленка: курс по финансам
Бесплатно
Деньги под контролем: курс по ДДС
Бесплатно
Мини-книга: ДДС, ОПиУ, Баланс